- Преподавателю
- Биология
- Шварц А. А. Конспект-схема семинарского занятия НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Шварц А. А. Конспект-схема семинарского занятия НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шварц А.А. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семинарское занятие
Конспект схема
« Некоторые аспекты оценки и контроля учащихся на уроках биологии».
Шварц А.А. учитель биологии
ГБОУ№438 Санкт Петербург
Ключевые цели: изучение теста, как одного из эффективных методов оценки знаний учащихся, научиться составлять и применять тесты
в своей работе.
Целеполагания:
-
Когнитивные:
I.I. Ознакомиться со значением оценки и контроля знаний учащихся при обучении.
I.2. Дифференцировать методы оценки учащихся.
I.3. Отличать современные методы оценивания от традиционных.
I.4. Классифицировать задачи тестов.
I.5 Различать типы тестов.
I.6. Ознакомиться с правилами составления тестов.
II.Репродуктивные.
II.1. Составление алгоритмов конструирования тестов.
II.2. Составление схем взаимозависимости валидности, надежности и объективности теста.
II.3. Конструирование тестов.
III. Аффективные ( психомоторные).
III.1 Выработка навыков оценивания учащихся современными методами .
Ход семинара
Этап семинара
Целеполагания
Организация
коллектива
Методы
работы
Действия
t
1.Начало
семинара
2. Разработка нового материала
3. Закреп-ление полученных
знаний
1.1. Ознакомление
со значением оценки и контроля знаний учащихся при обучении
1.2. Дифференциация
методов оценки учащихся.
-
Отличать
современные методы оценивания учащихся от
традиционных.
1.4. Классификация
задач теста.
1.5. Различать
типы тестов.
1.6. Ознакомление с
правилами констру-
ирования тестов
2.1. Составление алгоритма
конструирования
теста.
2.3 Составление схем
взаимозависимости
валидности, надеж-
ности и объективности при
составлении тестов
2.4 Конструирование
тестов
Коллективная
Коллективная
В группах
В группах
Индивиду-ально
Беседа
Сократов-ская беседа
Круглый
Стол
Алгорит-
мизация,
Конструирование,
Синтез,
Анализ,
Эвристи-ческий
Синтез,
Поиск,
Графический
Организация коллектива,
объясняют цели семинара
Выслушивают
вопросы и обсуждают
Делятся на
группы,
каждая группа получает
вопрос на разработку,
обсуждает,
обмен членами групп, докладывают
результаты
в новых
группах
Каждая группа получает листы и принадлеж-ности и составляет
схемы и алго-
ритмы, демон-
стрирует, защищает свой проект.
Каждый конструирует
свой тест из
10 итемов,
отдает соседу
отвечает на
воп
1
5
20
20
10
4.Обобщение
и системати-зация резуль-
татов
5.Домашнее
задание
3.1 Выработка навыков оценивания
новыми методами
3.2. Закрепление
привычки составлять
систематически тесты к темам уроков
В двойках
Индивидуаль-
Но
Индивиду-
ально
Взаимо-контроль
Самоконтроль
Синтез
Анализ
Работа с литерату-
рой,
синтез,
анализ,
вопросы теста,
составленные
соседом, передает на оценивание
Индивидуаль-
Но анализируют
ошибки,
решают
что необходи-
мо для дости-
жения более
высокго
результата, записывают
колонки -
знали,узнали,
должны еще
узнать.
Работа с анализом
ошибок
10
10
10
5
Оценка результатов обучения - основа эффективности обучения школьников, она не может быть отделена от процесса обучения. В зависимости от того, как осуществляется оценивание результатов обучения, зависит дальнейшее обучение, а также качество уже полученных знаний. Исходя из сказанного, оценка знаний учащихся - очень ответственная и тяжелая задача, и подходить к этому вопросу необходимо с большой ответственностью и добросовестностью. Оценка может свидетельствовать о:
- результатах, достигнутых учеником;
-степени подготовки ученика;
- последующих возможностях обучения;
Оценка учащихся должна иметь:
- четко определенные задачи;
- эффективные и современные методы и приемы;
- методы исследования и сообщения учебных результатов.
Эффективная оценка знаний учащихся должна:
-
Показать, достигнуты ли учебные задачи;
-
помогать преподавателю выявить достижения учащихся;
-
помогать преподавателю совместить действия учащихся с их возможностями;
-
помогать преподавателю объективно оценить свою работу;
-
помогать учащимся выявить свои возможности и пути совершенствования;
-
помогать учащимся ориентироваться в выборе наилучших путей самоутверждения.
Не продуманное, не объективное оценивание результатов обучения учащихся приносит большой вред всему процессу обучения, снижается авторитет учителя, теряется доверие к его работе, создается конфликтная не регулируемая ситуация в отношениях между учителем и учащимися и их родителями.
Оценивание результатов обучения бывает:
1.Текущее - поэтапное по мере изучения темы.
2. Итоговое - при обобщении полученных знаний на данном этапе.
В зависимости от этапа обучения используют обе формы; это
зависит от природы оценивания ( развивающая, закрепляющая,
итоговая, выявляющая). Методы проверки знаний учащихся могут быть:
-
традиционные - письменные работы, устный опрос , практические и лабораторные, коллоквиумы, экзамены.
-
современные -исследовательские проекты, дидактические игры, интеллектуальные контролирующие игры («Что? Где? Когда? и т. д.), эссе, тесты, самооценка, взаимооценка, портфель ( папка с материалами).
Все методы оценивания знаний учащихся применяются в комплексе в зависимости от этапа обучения. На данном семинаре будет рассматриваться метод проверки знаний - тестирование Слово «тест» на английском языке обозначает
«пробу, попытку, эксперимент, контроль». Это понятие комплексное и содержит в себе многоцелевые задачи:
- выявление уровня знаний;
- закрепление знаний;
- выявление трудностей в усвоении материала;
- выявление пробелов знаний изучаемого материала;
- выявление умений и навыков;
-
выявление способностей к мышлению;
-
выявление способностей к абстрактному мышлению;
-
выявление выработки аффективных навыков.
Различают тесты:
- объективные - с выбором ответа;
- полуобъективные - структурированные вопросы ( ответить по схеме или рисунку), вопросы с коротким ответом.
- субъективные - структурированное изложение ( план, схема, лабораторная и практическая проба);
- формативные - выявление навыков и умений;
- суммативные - выявление объема знаний на данном этапе обучения;
- критериальные - соответствие ученика заданным критериям;
-
нормативные - выявляет сопоставительный результат учебы.
-
со свободным ответом - проекты, тезисы, сочинения, рефераты, эссе (краткое, развернутое), собственные решения проблемной задачи. При применении в своей работе тестов можно использовать стандартизированные тесты. Преимущество этих тестов в том, что на их составление не тратится время, но они могут не учитывать специфические особенности вашего преподавания, а также уровень групп в которых вы преподаете, то есть стандартизированные тесты - унифицированные.
При составлении тестов необходимо решить несколько задач:
-установить формат теста - зависит от природы оценивания (развивающая, итоговая), поставленных оценочных целей, материальной базы ( рисунки, схемы, ответы цифровые, словесные, обозначенные кружочком и т. д.), имеющегося времени.
-
время реализации - должно соответствовать поставленным задачам (необъективность этого критерия приводит учащихся к завышенной или заниженной самооценке).
-
способ реализации - устно или письменно.
-
выбор формы теста (см. выше)
-
установка критериев оценки ( доступны пониманию учащихся и объективны).
При составлении теста очень удобно составить матрицу, которая поможет вам выбрать соотношение вопросов, учитывая мировой стандарт ( на знания- 36 %, на применение -28 %, на анализ и синтез - 36 % ). Вы можете просчитать количество итемов ( вопросов) на знания, умения, анализ и синтез исходя из общего количества итемов, которые вы хотите дать в данном тесте, а также вы можете рассчитать итемы на большие блоки, в которые входят несколько тем, и можете знать какое количество итемов входит в какую тему. Вы также можете определить показатель сложности теста по формуле:
Общее количество полученных баллов
ПСТ = общее количество баллов
Например, тест оценивается в 100 баллов , писало 9 учащихся , значит, в знаменателе - 900 баллов, а написали на 520 баллов. ПСТ равен 0,58. Тест считается хорошим, если показатель сложности от 0,4 до 0,6, если тест ниже 0,4 он сложный, а если выше 0,6 - легкий. О статистических инструментах характеристики тестов можно говорить очень долго, но сегодняшний семинар не имеет этой цели и те учителя, которые будут заинтересовнны в этом вопросе, могут обратиться к соответствущей литературе (Андриан Стойка, Владимир Гуцу и д.р. ).
В аспекте характеристики инструментов оценки необходимо упомянуть и
валидность, которая указывает предназначение теста и включает в себя:
-
валидность содержания - на сколько равномерно тест охватывает основные элементы содержания, подлежащие тестированию, то есть соответствие операциональным целям;
-
валидность конструктивная - точность с которой тест измеряет определенный показатель ( степень интеллектуальности, знание понятий по теме, умение различать определенные процессы и т. д.).
-
валидность конкурирующая, то есть согласованность ответов (равномерный ответ, когда ученик во всех итемах справляется с ответами, а не выделяет только группу итемов в тесте, например, отвечая на вопросы по генетике, не делает ошибок в символике);
-
валидность прогнозирующая - степень, с которой тест прогнозирует будущие результаты ученика, то есть предыдущий тест должен быть базой для последующего обучения;
-
валидность личностная - указывает, насколько важен тест для самого ученика, то есть ученик должен быть заинтересован в тесте, чтобы проверить свои знания и удостовериться в своем уровне подготовки, что делает его активным участником процесса обучения.
Отрицательными факторами, влияющими на валидность теста являются:
-
Неясные пояснения и указания.
-
Неадекватный уровень сложности.
-
Низкокачественные тестовые задания.
-
Неполный тест.
-
Неадекватное администрирование и проверка теста.
Качественный тест должен быть надежным, позволяющим получать воспроизводимые результаты при его повторном проведении. На надежность теста влияют:
1.Размер теста ( чем больше вопросов, тем надежнее).
2.Распределение баллов ( больший разброс надежнее).
3. Недвусмысленность схемы оценок (схема должна быть четкая и понятная, тогда надежно).
4. Объективность теста (составлен из объективных тестовых заданий).
Тест считается хорошо сконструированным, валидным, надежным и объективным, если используется независимыми преподавателями, и степень соответствия отметок относительно каждого задания не колеблется.
Преподаватели, конструирующие тесты, обязательно должны учитывать эти факторы или, если по каким-то причинам не могут их учесть, то лучше, конечно же, пользоваться стандартными тестами, это принесет меньше вреда, чем неграмотно составленный тест. Какой тип теста выбрать, на каком этапе, - каждый преподаватель решает сам согласно целям программы обучения. Оценивание результатов деятельности учащихся - творческий процесс, и надеемся, что каждый преподаватель понимает степень свой ответственности.