• Преподавателю
  • Биология
  • Шварц А. А. Конспект-схема семинарского занятия НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Шварц А. А. Конспект-схема семинарского занятия НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Представлен план - конспект семинарского занятия с учителями биологии.Оценка результатов обучения - основа эффективности обучения школьников, она не может быть отделена от процесса обучения. В зависимости от того, как осуществляется оценивание результатов обучения, зависит дальнейшее обучение, а также качество уже полученных знаний. Исходя из сказанного, оценка знаний учащихся - очень ответственная и тяжелая задача, и подходить к этому вопросу необходимо с большой ответственностью и добросовест...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинарское занятие

Конспект схема

« Некоторые аспекты оценки и контроля учащихся на уроках биологии».

Шварц А.А. учитель биологии

ГБОУ№438 Санкт Петербург

Ключевые цели: изучение теста, как одного из эффективных методов оценки знаний учащихся, научиться составлять и применять тесты

в своей работе.

Целеполагания:

  1. Когнитивные:

I.I. Ознакомиться со значением оценки и контроля знаний учащихся при обучении.

I.2. Дифференцировать методы оценки учащихся.

I.3. Отличать современные методы оценивания от традиционных.

I.4. Классифицировать задачи тестов.

I.5 Различать типы тестов.

I.6. Ознакомиться с правилами составления тестов.

II.Репродуктивные.

II.1. Составление алгоритмов конструирования тестов.

II.2. Составление схем взаимозависимости валидности, надежности и объективности теста.

II.3. Конструирование тестов.

III. Аффективные ( психомоторные).

III.1 Выработка навыков оценивания учащихся современными методами .

Ход семинара

Этап семинара

Целеполагания

Организация

коллектива

Методы

работы

Действия

t

1.Начало

семинара

2. Разработка нового материала





3. Закреп-ление полученных

знаний

1.1. Ознакомление

со значением оценки и контроля знаний учащихся при обучении

1.2. Дифференциация

методов оценки учащихся.

  1. Отличать

современные методы оценивания учащихся от

традиционных.

1.4. Классификация

задач теста.

1.5. Различать

типы тестов.

1.6. Ознакомление с

правилами констру-

ирования тестов

2.1. Составление алгоритма

конструирования

теста.

2.3 Составление схем

взаимозависимости

валидности, надеж-

ности и объективности при

составлении тестов

2.4 Конструирование

тестов

Коллективная

Коллективная


В группах




В группах




Индивиду-ально

Беседа

Сократов-ская беседа

Круглый

Стол




Алгорит-

мизация,

Конструирование,

Синтез,

Анализ,

Эвристи-ческий


Синтез,

Поиск,

Графический

Организация коллектива,

объясняют цели семинара

Выслушивают

вопросы и обсуждают

Делятся на

группы,

каждая группа получает

вопрос на разработку,

обсуждает,

обмен членами групп, докладывают

результаты

в новых

группах

Каждая группа получает листы и принадлеж-ности и составляет

схемы и алго-

ритмы, демон-

стрирует, защищает свой проект.

Каждый конструирует

свой тест из

10 итемов,

отдает соседу

отвечает на





воп



1


5


20




20




10


4.Обобщение

и системати-зация резуль-

татов




5.Домашнее

задание


3.1 Выработка навыков оценивания

новыми методами




3.2. Закрепление

привычки составлять

систематически тесты к темам уроков

В двойках


Индивидуаль-

Но





Индивиду-

ально

Взаимо-контроль


Самоконтроль

Синтез

Анализ




Работа с литерату-

рой,

синтез,

анализ,

вопросы теста,

составленные

соседом, передает на оценивание

Индивидуаль-

Но анализируют

ошибки,

решают

что необходи-

мо для дости-

жения более

высокго

результата, записывают

колонки -

знали,узнали,

должны еще

узнать.

Работа с анализом

ошибок

10


10


10

5

Оценка результатов обучения - основа эффективности обучения школьников, она не может быть отделена от процесса обучения. В зависимости от того, как осуществляется оценивание результатов обучения, зависит дальнейшее обучение, а также качество уже полученных знаний. Исходя из сказанного, оценка знаний учащихся - очень ответственная и тяжелая задача, и подходить к этому вопросу необходимо с большой ответственностью и добросовестностью. Оценка может свидетельствовать о:

- результатах, достигнутых учеником;

-степени подготовки ученика;

- последующих возможностях обучения;

Оценка учащихся должна иметь:

- четко определенные задачи;

- эффективные и современные методы и приемы;

- методы исследования и сообщения учебных результатов.

Эффективная оценка знаний учащихся должна:

  • Показать, достигнуты ли учебные задачи;

  • помогать преподавателю выявить достижения учащихся;

  • помогать преподавателю совместить действия учащихся с их возможностями;

  • помогать преподавателю объективно оценить свою работу;

  • помогать учащимся выявить свои возможности и пути совершенствования;

  • помогать учащимся ориентироваться в выборе наилучших путей самоутверждения.

Не продуманное, не объективное оценивание результатов обучения учащихся приносит большой вред всему процессу обучения, снижается авторитет учителя, теряется доверие к его работе, создается конфликтная не регулируемая ситуация в отношениях между учителем и учащимися и их родителями.

Оценивание результатов обучения бывает:

1.Текущее - поэтапное по мере изучения темы.

2. Итоговое - при обобщении полученных знаний на данном этапе.

В зависимости от этапа обучения используют обе формы; это

зависит от природы оценивания ( развивающая, закрепляющая,

итоговая, выявляющая). Методы проверки знаний учащихся могут быть:

  • традиционные - письменные работы, устный опрос , практические и лабораторные, коллоквиумы, экзамены.

  • современные -исследовательские проекты, дидактические игры, интеллектуальные контролирующие игры («Что? Где? Когда? и т. д.), эссе, тесты, самооценка, взаимооценка, портфель ( папка с материалами).

Все методы оценивания знаний учащихся применяются в комплексе в зависимости от этапа обучения. На данном семинаре будет рассматриваться метод проверки знаний - тестирование Слово «тест» на английском языке обозначает

«пробу, попытку, эксперимент, контроль». Это понятие комплексное и содержит в себе многоцелевые задачи:

- выявление уровня знаний;

- закрепление знаний;

- выявление трудностей в усвоении материала;

- выявление пробелов знаний изучаемого материала;

- выявление умений и навыков;

  • выявление способностей к мышлению;

  • выявление способностей к абстрактному мышлению;

  • выявление выработки аффективных навыков.

Различают тесты:

- объективные - с выбором ответа;

- полуобъективные - структурированные вопросы ( ответить по схеме или рисунку), вопросы с коротким ответом.

- субъективные - структурированное изложение ( план, схема, лабораторная и практическая проба);

- формативные - выявление навыков и умений;

- суммативные - выявление объема знаний на данном этапе обучения;

- критериальные - соответствие ученика заданным критериям;

  • нормативные - выявляет сопоставительный результат учебы.

  • со свободным ответом - проекты, тезисы, сочинения, рефераты, эссе (краткое, развернутое), собственные решения проблемной задачи. При применении в своей работе тестов можно использовать стандартизированные тесты. Преимущество этих тестов в том, что на их составление не тратится время, но они могут не учитывать специфические особенности вашего преподавания, а также уровень групп в которых вы преподаете, то есть стандартизированные тесты - унифицированные.

При составлении тестов необходимо решить несколько задач:

-установить формат теста - зависит от природы оценивания (развивающая, итоговая), поставленных оценочных целей, материальной базы ( рисунки, схемы, ответы цифровые, словесные, обозначенные кружочком и т. д.), имеющегося времени.

  • время реализации - должно соответствовать поставленным задачам (необъективность этого критерия приводит учащихся к завышенной или заниженной самооценке).

  • способ реализации - устно или письменно.

  • выбор формы теста (см. выше)

  • установка критериев оценки ( доступны пониманию учащихся и объективны).

При составлении теста очень удобно составить матрицу, которая поможет вам выбрать соотношение вопросов, учитывая мировой стандарт ( на знания- 36 %, на применение -28 %, на анализ и синтез - 36 % ). Вы можете просчитать количество итемов ( вопросов) на знания, умения, анализ и синтез исходя из общего количества итемов, которые вы хотите дать в данном тесте, а также вы можете рассчитать итемы на большие блоки, в которые входят несколько тем, и можете знать какое количество итемов входит в какую тему. Вы также можете определить показатель сложности теста по формуле:

Общее количество полученных баллов

ПСТ = общее количество баллов

Например, тест оценивается в 100 баллов , писало 9 учащихся , значит, в знаменателе - 900 баллов, а написали на 520 баллов. ПСТ равен 0,58. Тест считается хорошим, если показатель сложности от 0,4 до 0,6, если тест ниже 0,4 он сложный, а если выше 0,6 - легкий. О статистических инструментах характеристики тестов можно говорить очень долго, но сегодняшний семинар не имеет этой цели и те учителя, которые будут заинтересовнны в этом вопросе, могут обратиться к соответствущей литературе (Андриан Стойка, Владимир Гуцу и д.р. ).

В аспекте характеристики инструментов оценки необходимо упомянуть и

валидность, которая указывает предназначение теста и включает в себя:

  • валидность содержания - на сколько равномерно тест охватывает основные элементы содержания, подлежащие тестированию, то есть соответствие операциональным целям;

  • валидность конструктивная - точность с которой тест измеряет определенный показатель ( степень интеллектуальности, знание понятий по теме, умение различать определенные процессы и т. д.).

  • валидность конкурирующая, то есть согласованность ответов (равномерный ответ, когда ученик во всех итемах справляется с ответами, а не выделяет только группу итемов в тесте, например, отвечая на вопросы по генетике, не делает ошибок в символике);

  • валидность прогнозирующая - степень, с которой тест прогнозирует будущие результаты ученика, то есть предыдущий тест должен быть базой для последующего обучения;

  • валидность личностная - указывает, насколько важен тест для самого ученика, то есть ученик должен быть заинтересован в тесте, чтобы проверить свои знания и удостовериться в своем уровне подготовки, что делает его активным участником процесса обучения.

Отрицательными факторами, влияющими на валидность теста являются:

  1. Неясные пояснения и указания.

  2. Неадекватный уровень сложности.

  3. Низкокачественные тестовые задания.

  4. Неполный тест.

  5. Неадекватное администрирование и проверка теста.

Качественный тест должен быть надежным, позволяющим получать воспроизводимые результаты при его повторном проведении. На надежность теста влияют:

1.Размер теста ( чем больше вопросов, тем надежнее).

2.Распределение баллов ( больший разброс надежнее).

3. Недвусмысленность схемы оценок (схема должна быть четкая и понятная, тогда надежно).

4. Объективность теста (составлен из объективных тестовых заданий).

Тест считается хорошо сконструированным, валидным, надежным и объективным, если используется независимыми преподавателями, и степень соответствия отметок относительно каждого задания не колеблется.

Преподаватели, конструирующие тесты, обязательно должны учитывать эти факторы или, если по каким-то причинам не могут их учесть, то лучше, конечно же, пользоваться стандартными тестами, это принесет меньше вреда, чем неграмотно составленный тест. Какой тип теста выбрать, на каком этапе, - каждый преподаватель решает сам согласно целям программы обучения. Оценивание результатов деятельности учащихся - творческий процесс, и надеемся, что каждый преподаватель понимает степень свой ответственности.

© 2010-2022