Разработка урока по биологии по теме: Признаки растений

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИЙМЕНСКАЯ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА



РАЗРАБОТКА УРОКА

на тему

«Признаки растений»

Предмет: Природоведение

Класс: 5

Учитель: Оюн Шенне Михайловна

Стаж: 2

Без категории

Ийме - 2014

Тема: Признаки растений Дата: ____________

Цели урока:

1. Рассмотреть основные признаки растений. Повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, определить значение растений в природе и жизни человека.

2. Развивать у учащихся логическое мышление, внимательность, память, умения выделять главное, делать выводы, использовать собственные знания в новой ситуации, познавательный интерес.

3. Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, проектор, тетрадь для учащихся, фотогалерея удивительных растений, схема фотосинтеза

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации и технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

Методические приемы: беседа, проблемные ситуации, использование раздаточного материала, самостоятельная работа учащихся, демонстрация мультимедийной презентации, с помощью проектора и компьютера, элементы технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

Литература:

1. В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая. 5 класс»

2. Сайты в Интернете: nsportal.ru (социальная сеть работников образования), festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), tana.ru (сайт учителя биологии), pedsovet.ru (сообщество взаимопомощи учителей), zavush.info (завуч. инфо), ivch.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_quot_tanec_babochki_quot/6-1-0-74 (физминутка «Танец бабочки»).

Ход урока:

1. Орг.момент (1 мин)

2. Актуализация знаний учащихся (4 мин)

слайд 1

- В начале урока давайте немного повторим и проверим ваши знания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание - среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.

выполнение в тетрадях задания

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами. (+)

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух. (-)

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород. (-)

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические. (+)

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают. (-)

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода. (+)

- Все, что мы сейчас с вами повторили, нам пригодится на сегодняшнем уроке.

3. Изучение нового материала (25 мин)

А) нацеливание

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте догадаться сами, используя мои подсказки.

слайд 3

Подсказки:

Среди этих организмов встречаются хищники.

Среди них есть гиганты и карлики.

Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)

Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)

Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.

Ответ: растения

тема урока записывается в тетрадях

- Сегодня мы поговорим с вами о растениях. Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям, населяют нашу планету. Добро пожаловать в галерею удивительных растений!

слайд 4

Рассказ учителя: Среди растений действительно есть хищники, например, венерина мухоловка. Она получает питательные вещества, «переваривая» насекомых, лягушек и даже мышей. Самым маленьким растением по праву считают ряску вольфию, размер листочков которого достигает всего 2 мм, а самым большим - секвою вечнозеленую, высота которой может достигать 110 м. Быстрее среди всех растений растет бамбук, прирост этого растения достигает 1,7 см в час. Самый большой цветок в мире - раффлезия, размер цветка которого составляет 45 см при массе в 7 кг. Амазонская кувшинка - обладатель самых больших листьев. Самые длинные корни у дикого фикуса - до 120 м. Остальных рекордсменов среди растений вы можете изучить самостоятельно, пользуясь интернетом или школьной библиотекой.

Б) признаки, общие для растений и других живых организмов

- Растения - это объекты живой или неживой природы? (объект живой природы)

- А почему вы так решили? (присущи все свойства живых организмов)

- Предлагаю вам провести аналитическую работу, чтобы доказать вашу правоту. Для этого вместе будем сравнивать объект живой и неживой природы, например розу и стул.

работа в тетрадях

Свойства

Роза

Стул

Появление на свет

+

+

Движение

+

-

Дыхание

+

-

Питание

+

-

Рост и развитие

+

-

Размножение

+

-

Завершение жизненного цикла

+

+

Вывод: Растения - живые организмы.

- В первой колонке записаны свойства живых организмов, которые вы прекрасно знаете. В 2 и 3 колонках по каждому свойству мы должны сделать пометки: отметить знаком «+», если свойство присуще исследуемому объекту, знаком «-» - если объект не обладает данным свойством.

слайд 5

- Попутные вопросы: Какие движения характерны для растений? (к свету, ростовые движения, движения веществ по стеблю, по корню)

Как дышат растения? (поглощают кислород, выделяют углекислый газ)

Чем питается растения? (вода с минеральными веществами, органическое вещество)

Какие условия нужны для роста растений? (питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода)

Как размножаются растения? (семенами, частями корня, листа или стебля)

- Теперь сделайте вывод по таблице (Растения - живые организмы).

В) отличительные признаки растений

- Вместе с тем растения имеют признаки, которыми отличаются их от других живых организмов. Попробуйте назвать отличительные признаки растений.

слайд 6

- Посмотрите, какие они разные и как красивы! Синие лепестки василька, красные плоды шиповника, зеленые стебли и листья, желтые лилии… Как многообразна красками осень!

- Для чего нужны растениям разноцветные лепестки? (привлекать насекомых).

слайд 7-8

- Все многообразие красок у растений обусловлено наличием в их органах и тканях красящих веществ. Их называют пигментами. Наличие пигментов - первый отличительный признак растений.

слайд 9

- Среди всех пигментов есть самый главный пигмент. Как вы думаете, какой цвет у растений самый главный? (зеленый)

- Почему? (предположения учащихся)

- Пигмент, обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. А содержится он в специальных органоидах клетки растений - хлоропластах.

слайд 10

- Благодаря этому пигменту листья растений могут улавливать солнечный свет и вырабатывать органическое вещество, которое затем превращается в питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

- А как растения производят органические вещества? (высказывания учащихся)

- Этот процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез - вторая отличительная особенность растений.

- Давайте разбираться, что же это за уникальный процесс.

- Сейчас вы внимательно посмотрите видеоролик о фотосинтезе и попробуйте заполнить схему в ваших тетрадях, а именно, отметите, какие вещества необходимы для данного процесса, и какие вещества образуются.

- Какие вещества необходимы для фотосинтеза? (вода и углекислый газ) Какие образуются? (кислород и сахар)

- Глядя на схему, назовите условия, при которых будет проходить фотосинтез (свет, углекислый газ, вода).

- Теперь попробуем дать определение данному процессу (фотосинтез - процесс образования органического вещества из неорганических веществ на свету).

- Почему процесс фотосинтеза является самым важный процессом на нашей планете? (образует кислород, забирает углекислый газ, образует органическое вещество).

выделить красной пастой

слайд 13

4. Закрепление пройденного материала. Оценивание (8)

  1. - Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

  2. слайд 14

  3. - Давайте составим синквейн по теме «Растения». Синквейн - это пятистрочное стихотворение, в каждой строчке которого задается определенный набор слов.

  4. 1 строка - ключевое слово - Растения

  5. 2 строка - 2 прилагательных по теме - Зеленые, красивые

  6. 3 строка- 3 глагола - Питаются, дышат, размножаются

4 строка - ваше отношение к описываемому предмету - В листьях на свету образуется крахмал и выделяется в атмосферу кислород, или растения - основа жизни на Земле.

  1. 5 строка - одно слово, описывающее суть предмета - хлорофилл

5. Домашнее задание:

1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.

2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».

3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения»

слайд 15

6. Подведение итогов. ( 2 мин)







Домашнее задание:Разработка урока по биологии по теме: Признаки растений

1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.

2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».

3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения».









ТЕТРАДЬ ДЛЯ УРОКА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС

Разработка урока по биологии по теме: Признаки растений







Задание 1. Среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами.

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода.

Тема урока:



___________________

Задание 2. Сравните объекты

живой и неживой природы. Заполните таблицу.

«+» - есть, «-» - отсутствует

Свойства

Роза

Стул

Появление на свет



Движение



Дыхание



Питание



Рост и развитие



Размножение



Завершение жизненного цикла



Вывод: ____________________________________________________

Отличительные признаки растений:

1. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Главный пигмент растений: _____________________________________

2. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 3. Заполните схему

Разработка урока по биологии по теме: Признаки растений

Схема фотосинтеза

Задание 4. Составьте синквейн по теме «Растения».

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5.__________________________________________________________



© 2010-2022