Научно-исследовательская работаЗаикание и пути его преодоления (5 класс)

Исследовательская работа убедительно раскрывает комплексный системный подход к проблеме заикания и показывает пути решения по преодолению недуга и сохранения здоровья. Представленный материал вызывает интерес у педагогов, так как даны конкретные методические рекомендации по осуществлению коррекционно-воспитательного воздействия на заикающегося ребёнка в ходе учебной деятельности, обозначены направления решения проблемы родителям детей.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тезисы к исследовательской работе

«Заикание и пути его преодоления»

обучающейся 5 в класса МОАУ СОШ №2 с.Исянгулово .

Руководитель Азнагулова Е.Г.


I Выбор темы

Выступать публично приходится каждому из нас. Это может быть и школьный ответ у доски, и важный доклад. Далеко не последнюю роль при этом играет то, как мы говорим. Увы, испортить все может банальное заикание... Лицо искажает мучительная судорога, спазм запечатывает губы, и вместо нужного слова толчками вырывается прерывистый звук. Ситуация тягостна и для окружающих. Тактичный слушатель отводит глаза, пытается подсказать, советует не волноваться, но только вызывает раздражение у заикающегося человека, безумно уставшего от затянувшейся борьбы со словом.

II Цель

Убедить родителей и детей, что не стоит откладывать борьбу с недугом.

III Задачи

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме «Заикание».

2.Выяснить причины заикания и его влияние на психику человека.

3. Изучить и адаптировать опыт работы с заикающимися.

4.Доказать, что заикание можно вылечить в домашних условиях.

IV Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек, а именно - я.

Предмет исследования: заикание.

Участники исследования: я-Азнагулова Юлия и моя мама Азнагулова Е. Г., а так же обучающиеся школы МОАУ СОШ №2.

V Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что заикание можно вылечить в домашних условиях.

VI Метод исследования

-анализ;

-опыт;

-наблюдение.

VII Результаты исследования.

1.Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

2. Вылечить заикание в домашних условиях возможно.

VIIIАктуальность нашего исследования заключается в следующем -

представленный материал даёт педагогам конкретные методические рекомендации по осуществлению коррекционно-воспитательного воздействия на заикающегося ребёнка в ходе учебной деятельности; обозначил направления решения проблемы родителям детей.

Рекомендации, адресованные заикающимся детям, помогут восстановить речевое дыхание, укрепить веру в свои силы.

Содержание

1. Выбор темы.

2.Основная часть:

а) причины возникновения заикания;

б) возникновения заикания у детей;

в) дыхательные упражнения для лечения заикания;

г) правила выполнения упражнений;

д) комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания.

3. Заключительная часть:

а) выводы;

б) рекомендации.

4.Список используемой литературы.

5.Приложения.













Выбор темы

Выступать публично приходиться каждому из нас. Это может быть и школьный ответ у доски, и доклад. Только испортить восприятие может заикание, как самому выступающему, так и тем, кто его слушает.

Лицо искажает мучительная судорога, спазм запечатывает губы, и вместо нужного слова толчками вырывается прерывистый звук. Ситуация тягостна и для окружающих. Тактичный слушатель отводит глаза, пытается подсказать, советует не волноваться, но только вызывает раздражение у заикающегося человека, безумно уставшего от затянувшейся борьбы со словом.

В прошедшем учебном году я уже защищала свою работу «Сколько весит

здоровье школьника?» на научно-исследовательской конференции. Я очень волновалась, смогут ли выслушать до конца члены жюри заикающуюся девочку?

А после конференции заинтересовалась, что это за недуг-заикание, как он возник и можно ли от него избавиться.

Изучив научно-методическую литературу по теме «Заикание», опыт работы с заикающимися, я предположила ,что заикание можно вылечить в домашних условиях.

Объектом моего исследования стал человек, а именно я.

Предметом исследования: моё заикание.

А участниками стали-я, моя мама и обучающиеся нашей школы.

Целью моего исследования стало:

Убедить родителей и детей, что не стоит откладывать борьбу с недугом.

Исходя из цели я поставила задачи:

1.Изучить научно-методическую литературу по теме «Заикание»

2.Выяснить причины заикания и его влияние на психику человека.

3. Изучить и адаптировать опыт работы с заикающимися.

4.Доказать, что заикание можно вылечить в домашних условиях.











Причины возникновения заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

В древние времена в заикании преимущественно усматривалась болезнь.

На рубеже 17 - 18 вв. заикание объясняют как следствие несовершенства периферического аппарата речи, или связывают возникновение заикания с нарушениями в функционировании речевых органов.

В начале 19 столетия причина заикания кроется в отклонениях деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата, или большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз, определяют его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи.

К началу 20 столетия все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

-Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров.

-Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.

-Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

К 40-м годам и в последующие годы механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза, другие - как особую его форму.

До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относят:

1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности - повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей -9%. Для женщины риск появления заикания детей выше: в этом случае появляется 36 % заикающихся мальчиков, 17% - девочек .

4. Функциональная ассиметрия мозга. Есть указания на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания. По мнению М. Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи.

5. Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. iterare - повторять). В этом возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки - «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как еще недостаточно оформленное речевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз

6. Половой деморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми.

Хроническая психическая травма - длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.

Острая травма - сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера. Л. Я. Миссуловин (1988) делит случаи острого психического травмирования на 8 основных групп:

1. Психотравма была нанесена домашними и дикими животными, птицами, пресмыкающимися и другими представителями животного мира.

2. Психотравмы получены в результате пожаров, бомбежек, обстрелов, транспортных катастроф (без физических травм), сильных звуковых раздражителей, пугающих явлений природы, (гроза, землетрясение, наводнение и т. п.). Особенность определенной части заикающихся этой группы заключается в том, что часто они пугаются не столько самого психотравмирующего события, сколько реакции окружающих взрослых, показывающих ребенку опасность сложившейся ситуации.

3. Психотравмы нанесены детям в результате различных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк и т. д.), а также в результате чтения и рассказывания страшных историй, случаев и т. п. Этих детей характеризуют раннее психическое и речевое развитие, повышенная впечатлительность, возбудимость, тревожность и мнительность.

4. Психотравма нанесена людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Среди таких лиц преобладают родители, страдающие хроническим алкоголизмом. Когда виновниками развившегося заикания становятся не близкие родственники, а находящиеся в нетрезвом состоянии знакомые и посторонние лица, в этом случае одномоментное травмирующее воздействие нередко оказывается еще более сильным и глубоким, так как оно обычно бывает неожиданным и направлено на ребенка, который ранее с подобными явлениями мог никогда не сталкиваться.

5. Психотравма связана с физической травмой. Не всегда физическое травмирование детей сопровождается психической травматизацией, а возникновение эмоционального срыва так же обусловливается не тяжестью физической травмы. В этих случаях эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от поведения взрослых. В эту же группу входят заикающиеся, которые получили нервное потрясение, связанное с тем, что они в детстве тонули и остались в живых только благодаря помощи окружающих.

6. Заикание развилось вследствие ятрогении (негативных реакций на приход в лечебное учреждение и вид людей в белых халатах, неправильного поведения врача).

7. Заикание возникло в результате дидактогении (случаи педагогических ошибок, допущенных педагогами детских учреждений).

8. Заикание возникло в результате неожиданной смерти близких людей на глазах ребенка.

Подробно рассмотрим возникновение заикания у детей.

Заикание - нарушение темпа и ритма речи; наиболее часто наблюдается у детей в возрасте от 1/2 до 7 лет, как правило, в связи с перенапряжением или травмой нервной системы. Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание неправильной речи окружающих. Замечено, что дефекты произношения у взрослых в семье увеличивают возможность появления заикания у ребенка. Нередко непосредственной причиной заикания становится ускоренная речь родителей или воспитателей, перегрузка ребенка чтением, пересказами.
В некоторых случаях заикание возникает у детей с замедленным речевым развитием. Это чаще наблюдается у старших дошкольников и школьников, так как переход к развернутой речи у детей с недоразвитием речи наступает позднее, они позже начинают говорить, накопление слов и усвоение грамматических форм у них замедлено. Иногда заикание может возникнуть после гриппа, скарлатины, коклюша. У ребенка может быть и так называемое внутреннее заикание (он знает, что сказать, но не может), не имеющее, как правило, внешних признаков.

В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых большинство заикающихся детей выздоравливает спонтанно. Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи. Оно редко встречается в примитивных сообществах; некоторые ученые связывают это в основном с тем, что в таких культурах от детей меньше требуют послушания или каких-либо достижений.

Почти все заикающиеся способны говорить плавно, когда они одни, либо читают с кем-то в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании.

Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов либо полную остановку на начале слова или слога. Запинки могут сопровождаться непроизвольными движениями мышц лица, шеи, конечностей, а также вставками посторонних слов или звуков. Эти «вторичные» симптомы, возникающие как реакция на запинки, усугубляют впечатление затрудненности и неуверенности речи заикающегося. Кроме того, у заикающихся часто отмечаются такие явления, как страх различных слов или звуков, стремление использовать синонимы или иносказательные обороты, чтобы избежать пугающих слов, попытки уклониться от ситуаций, где надо говорить, раздражение в адрес слушателей, когда те пытаются подсказать слово, отводят глаза в моменты особой судорожности речи или же советуют говорить медленнее и не волноваться.

Причины заикания неясны. Было предложено много теорий, но ни одна не получила широкого признания. Некоторые ученые считают, что заикание частично объясняется органическими нарушениями: например, заикающимся не свойственна выраженная в норме доминантность одного полушария головного мозга над другим. Другая органическая теория утверждает, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в результате чего они слышат собственную речь чуть-чуть с запозданием (на доли секунды). Это предположение основано на том, что люди с нормальной речью часто начинают говорить с заиканием при задержке слухового восприятия собственной речи. Есть теории, которые рассматривают заикание преимущественно как приобретенное поведение. Согласно одной из таких концепций, существующей в разных вариантах, заикание возникает как реакция напряжения или как неуверенность в речи, отражающая детскую убежденность в том, что говорить трудно. Таким образом, предполагается, что заикание происходит вследствие речевых неудач ребенка или чрезмерного давления на него со стороны окружающих; например, оно может порождаться тревожными или слишком требовательными взрослыми, которые пытаются поправлять нормальные сбои в речи ребенка, усматривая в них речевой дефект.

В тех случаях, когда заикание связано с особенностями развития речи, возможность его исправления во многом зависит от отношения окружающих. Если ребенку рано становится известно от старших, что его речь отличается от речи других детей, если говорят о заикании ребенка в его присутствии, делают нетактичные замечания, может возникнуть логоневроз (расстройство речи в результате невротического состояния). Отрицательно действуют также подчеркнутая озабоченность родных, сострадание и т. п.

Очень важно при возникновении заикания своевременно обратиться к врачу-логопеду.

Если заикание остается невыправленным и в школьном возрасте, оно часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми. Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи. Очень важно научить школьника управлять темпом речи, избегать его ускорения, говорить на выдохе, а не на вдохе. Спокойно и терпеливо поправляйте ребенка, сформируйте у него естественную, слегка замедленную, но не монотонную речь. Полезно беседовать с ребенком, например о книгах, задавать такие вопросы, на которые он мог бы отвечать, используя слова, содержащиеся в вопросе. Постепенно ребенка учат самостоятельно рассказывать что-нибудь в присутствии близких, а затем и в присутствии посторонних. От взрослых требуются большое терпение и выдержка. Для занятий надо отвести определенные часы, в остальное время поддерживать правильный речевой режим.

Лечение заикания чрезвычайно разнообразно. Многие методы дают немедленный результат, но специалисты резко расходятся в оценке их долговременных эффектов. К числу основных приемов относятся замедленная или же ритмизированная речь и другие изменения нормального стиля речи. В некоторых методиках применяются мягкие формы наказания за заикание и награды за беглость речи. Для страдающих заиканием разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым можно координировать речь, либо создающие шум для блокировки слуховой обратной связи.

Существует три типа заикания:

I тип - характерен для людей с дефектом нервной системы. Причиной заикания может быть и родовая травма, и частые болезни в первые годы жизни, и наследственная предрасположенность.

II тип - был обнаружен у людей, ведущая рука которых - правая, но ведущий глаз - левый.

III тип - свойственен 10% заик. Он проявляется у детей с изначально здоровой нервной системой. Свою болезнь они приобретают в результате
сильных переутомлений и стрессов.

Я тоже отношусь к 10 % заик III типа. Так как заикаться я начала к концу второго класса. Мне стало трудно произносить слова, начинающиеся с букв « эн» и «ка». Я либо не могла начать произносить такие слова, либо несколько раз повторяла первый слог. С каждым годом мой недуг прогрессировал, но только в учебное время. В каникулярное моя речь становилась плавной и понятной. Без проблем я читала стихи и пела песни.

Получается, моё заикание-это следствие перегрузок и стресса. Возможность его исправления во многом зависит от отношения окружающих.

Если ребенку рано становится известно от старших, что его речь отличается от речи других детей, если говорят о заикании ребенка в его присутствии, делают нетактичные замечания, может возникнуть логоневроз (расстройство речи в результате невротического состояния). Отрицательно действуют также подчеркнутая озабоченность родных, сострадание и т. п.

Очень важно при возникновении заикания своевременно обратиться к врачу-логопеду.

Если заикание остается невыправленным в школьном возрасте, оно часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми. Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи.

Я благодарна моей семье, которая помогает мне реализоваться. Ведь я участвовала и в конкурсе чтецов, приняла участие в конкурсе «Ученик года», защищала свою исследовательскую работу на муниципальном и региональном этапах. Всё это время мои родные меня поддерживали.

Я благодарно моему первому учителю - Ханиной О.А..У неё всегда хватало времени выслушать меня, она не игнорировала моё желание ответить.

Спасибо я говорю и членам жюри, за то, что они выслушали заикающуюся девочку и высоко оценили работу.

Дыхательные упражнения для лечения заикания.

Как же лечить заикание?

Для лечения заикания используются:

-гипноз,

-релаксация,

-медикаментозные средства,

-дыхательные упражнения.

Ряду больных удается помочь, но всегда сохраняется опасность рецидива. В большинстве случаев лечение в детском возрасте дает более надежные результаты, но в целом заикание остается одной из нерешенных проблем речевой патологии.

Я решила попробовать вылечиться при помощи дыхательных упражнений по авторской методике А.Н.Стрельниковой, так как по отзывам в прессе эта методика очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех трёх типов заикания.

Авторская методика дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех трёх типов заикания. Без нормального дыхания невозможно помочь больному с заиканием, а это значит, что нормализации дыхания должно быть посвящено большее время в лечении, чтобы преодолеть недуг. Дыхательная гимнастика направлена на координацию и оптимизацию дыхания, как носового, так и ротового. В дыхании активно должна участвовать диафрагма, выдох должен быть продолжительным. Упражнения на правильное дыхание проводят вначале без речевого сопровождения

Мне приходилось при выполнении упражнений соблюдать определённые правила.

Правила выполнения упражнений.

1) Вдох должен быть резким и коротким, как хлопок. Думать нужно только о вдохе.

2) Выдох производить спокойно, без напряжения и усилий. Выдох должен быть бесшумным.

3) Вдох должен всегда сопровождаться движениями. Движения должны быть только на вдохе.

4) Как движения, так и вдох должны производиться в маршевом ритме.

5) Счёт в гимнастике на 8, считать нужно не вслух, а мысленно.

6) Упражнения на дыхание можно выполнять как стоя, так и сидя или лёжа.

Ежедневно я выполняла комплекс дыхательных упражнений.

Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания.

1) Упражнение «Ладошки».

Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох - нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

2) Упражнение «Погончики».

Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

3) Упражнение «Насос».

Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

При заболеваниях сердечно - сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

4) Упражнение «Кошка».

Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

5) Упражнение «Обнять плечи».

Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

6) Упражнение «Маятник».

Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

7) Упражнение «Поворот головой».

Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево - опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

8) Упражнение «Уши».

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу - снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

9) Упражнение «Маятник головой».

Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

10) Упражнение «Перекат».

Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

Я позанималась в апреле и мае. Затем наступили летние каникулы. Я успокоилась, а в новом учебном году моя речь не стала хуже. Очень мне хочется верить, что моё заикание больше не будет носить волнообразный характер-то исчезать, то появляться сначала.

Но если это произойдёт вновь, я знаю, как себе помочь.

Выводы:

1.Спустя пару месяцев ежедневных дыхательных тренировок дыхание человека с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

2.Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

3.Заикание у детей корректируется относительно легко. Главное, не тянуть с обращением к логопеду или, как я, попробовать самостоятельно работать над дыханием. Родителям, чьи дети заикаются, надо помнить, что главное лекарство - любовь и терпение. Принимайте детей такими, какие они есть, чтобы они не чувствовали себя ущербными.

4.Вылечить заикание в домашних условиях возможно.

Вы спросите, в чём актуальность моей работы? Для вас ни в чём, а для 6% ребят нашей школы актуально; для 10 % детей, около 4 % населения Земли, которые имеет эту проблему в той или иной степени на протяжении всей жизни актуально. И если из 60 миллионов заикающихся в мире людей - кого-то вдохновит мой опыт, я буду счастлива, ведь я работала не зря.

Тем более, что из анкетных данных, опрошенных обучающихся, у большей части ребят заикание появилось перед школой или в школе. То есть, они, как и я относятся к III типу заик, и, стало быть, у них есть шанс исправить и свою речь, и свои комплексы.

Кроме того, представленный материал даёт педагогам конкретные методические рекомендации по осуществлению коррекционно-воспитательного воздействия на заикающегося ребёнка в ходе учебной деятельности; обозначил направления решения проблемы родителям детей.

Рекомендации, адресованные заикающимся детям, помогут восстановить речевое дыхание, укрепить веру в свои силы.

В США существует Международный день заикающихся. Он отмечается с 1998 года по инициативе Международной ассоциации заикающихся людей 22 октября. Международная ассоциация заикающихся людей (ISA, ISAD) была основана в 1995 году при поддержке The Stuttering Foundation (Американского Фонда заикания).

В данный момент существует множество проектов ISA, по всему миру ведется активная волонтерская деятельность для помощи и поддержки людей, страдающих заиканием. 22 октября во всех странах проводятся медицинские симпозиумы и семинары, социальные мероприятия. В этот день волонтеры проводят разъяснительную работу с родителями и педагогами, пропагандируют литературу о лечении заболевания, учат людей жить со своим недугом.

Я тоже хочу внести свой вклад. Я изготовила памятки «Рядом с вами заикающийся ребёнок», вручила их учителям в классах, где есть такие дети, и может они пригодятся Вам.

Спасибо за внимание. Будьте здоровы!




Рекомендации

Памятка для учителей

1. Проведите беседу в классе (в отсутствие заикающегося), разъясните необходимость хорошего отношения к заикающемуся, и требование не обращать внимания на его речь и движение руки, не шуметь при ответах заикающегося.

2. По возможности спрашивайте заикающегося всегда, когда он поднимает руку. Нельзя опрашивать письменно или после уроков.

3. Помогайте заикающемуся постоянно и конкретно. Если он молчит, подскажите первое слово, если он говорит без движения руки или торопливо, укажите ему на это в тактичной форме.

4. Не делайте критических замечаний, касающихся речи заикающегося, не позволяйте делать это и учащимся. Замечания могут быть только по содержанию ответа.

Памятка для родителей

1. Исправить заикание можно только объединенными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка - без вашей помощи исправить речь у него невозможно.

2. Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал готовить и школьные, и логопедические задания.

3. Убедите ребенка оставить все виды кружковой работы до тех пор, пока у него сформируется свободная от судорожности речь. Это необходимо в целях сосредоточения усилий на логопедической работе.

4. Регулярно посещайте вместе с ребенком логопедический пункт, так как, не зная сущности работы, вы не сможете проводить домашние занятия.

5. Требуйте от ребенка выполнения логопедических правил и сами соблюдайте их при хоровой работе.

6. В дни, свободные от занятий в логопедическом пункте, занимайтесь с ребенком по заданию логопеда. Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить вас в таком трудном деле.

7. Следите, чтобы ребенок ежедневно готовил классные задания, чем больше он будет читать вслух и упражняться в речи, тем быстрее он сумеет усвоить твердую ритмичною речь и развить речевую мускулатуру.

8. Встречайтесь с учителями, интересуйтесь состоянием речи ребенка в школе, договаривайтесь с ними о необходимой помощи.

9. Следите за тем, чтобы в первые месяцы после исправления речи, ребенок читал вслух и говорил с соблюдением логопедических правил для закрепления достигнутых результатов.

10. Если оказывается недостаточно одного курса для исправления речи, соблюдайте рекомендации логопеда до повторения курса.

Памятка для исправляющего речь

1. Исправить речь можно независимо от степени заикания, при условии выполнения логопедических правил и систематической работы

2. Не полагайся только на свои возможности, силу воли и желание, даже если речь у тебя лучше, чем у других. При недостаточной работе по исправлению речи неизбежно отстанешь от своих товарищей, у которых была более тяжелая степень заикания, но которые много работали над речью

3. Соблюдай логопедические правила и требования, говори твердо и ритмично с сопровождением руки не только на занятиях, но и дома, в школе, на улице.

4. Ежедневно занимайся дома с кем- либо из родителей, всегда учи уроки, так как при невыученном или плохо выученном уроке будешь больше думать о содержании ответа, чем о необходимости соблюдения твердой ритмичной речи с движением руки.

5. Не отказывайся сразу после исправления заикания от движения руки и речевых правил, делай это постепенно.



























Использованная литература

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М. - "Академия" , 2003. - 208 с.

2. Богомолова А.И., Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы / А.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1977. - 96 с.

3. Дьякова Е.А., Особенности чтения вслух у заикающихся / Е.А. Дьякова. - Журнал «Дефектология», 2000 - № 6. - с. 23 - 28

4.Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

5. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Книга для логопеда / Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. - М.: Просвещение, 1995. - 176 с.

6. Поварова И.А. Практикум для заикающихся: Учитесь говорить правильно и красиво / И.А. Поварова. - М.: Союз, 1999. - 128 с.

7. Селиверстов В.И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 2000 с.

8. Сергеева Т.В. Привлечение будущих учителей к проблеме заикания / Т.В. Сергеева // Научно - исследовательская работа. - 1991. 7. - С. 67 - 69

9. Чевелева И.А. Преодоление заикания у детей / И.А. Чевелева. - М.: Гном, 2001. - 128 с.

10. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. - М.: Аркти, 1999. - 96 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ1

Анкета

1. Успеваемость по всем основным предметам начиная с I класса.

2. С какого возраста появилось заикание? Были ли попытки исправить речь и когда? Ухудшается у тебя речь с возрастом или нет?

3. Когда у тебя меньше запинок: при чтении или разговоре? Почему?

4. В каких случаях и часто ли бывает речь без запинок? Заикаешься ли в речи наедине с собой?

5. Какие звуки наиболее трудны для произнесения? С каких звуков начались первые запинки?

6. Трудно ли начать говорить? Как ты преодолеваешь трудности?

7. Легче тебе говорить шепотом или нет?

8. Как тебе больше нравится говорить - быстро или медленно? почему?

9. Укажи, в каких органах (язык, губы, голосовые связки, дыхание) чувствуются затруднения при речи.

10. Можешь ли ты петь без запинок? Назови две-три песни, которые легко поются и напиши по одному куплету этих песен.

11.Мешают ли запинки учебе и общению с окружающими? Как ты обходишь трудности?

12. Было ли заикание у родителей и родственников? Указать, у кого конкретно.

















  1. МКУ «Отдел образования Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с.Исянгулово муниципального района

Зианчуринский район Республики Башкортостан


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Заикание и пути его преодоления»

Научно-исследовательская работаЗаикание и пути его преодоления(5 класс)

Выполнила обучающаяся 5 в класса

МОАУ СОШ №2 с.Исянгулово

Азнагулова Юлия

Научный руководитель:

Азнагулова Елена Геннадиевна



Исянгулово

© 2010-2022