Рабочая программа по биологии в 6 классе

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ТМЦО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол № _____ от _________ Курышева Н.Н. _______ Шуюпова Г.Ф.

«___» ________ 2015 г.

Руководитель ТМЦО «____» __________ 2015 г. «___» _________ 2015 г.

_________ / Французова Е.Ф./


Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

6 класс (2 ступень)

Разработана на основе авторской программы

В.В.Пасечника и др. «Биология» (2012 г.)



Составитель рабочей программы - учитель химии и биологии Французова Е.Ф.







п. Левженский

2015 - 2016 уч. год


















Пояснительная

записка




























  1. Пояснительная записка

Главная цель совершенствования российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Планирование курса биологии 6 класса составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по примерной программе авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакулова, издательства «Дрофа», 2010 г., утверждённой Министерством образования.

Курс биологии 6 класса рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год. Изучаются следующие темы: 1. Введение, 2. Клеточное строение организмов, 3. Царство Бактерии и Грибы, 4. Царство Растения, 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений, 6. Жизнь растений, 7. Природные сообщества.

Изучение биологии направлено на освоение знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности живых организмов, роли науки в жизни общества; на овладение умениями применять знания биологии для объяснения процессов и явлений, работать с приборами, проводить наблюдения за объектами; на развитие познавательных интересов, способностей при проведении наблюдений, экспериментов; на воспитание позитивного отношения к природе, культуры поведения в природе; на применение знаний и умений в повседневной жизни для обеспечения безопасности своей жизни, выращивания растений, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки влияния деятельности человека на среду обитания.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

В 6-7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны:

понимать признаки биологических объектов грибов, бактерий, растений; сущность биологических процессов питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения.

Учащиеся должны:

уметь объяснять роль биологии в деятельности людей, роль растений в жизни человека, необходимость защиты растений;

изучать рост и развитие растений; распознавать органы растений, растения разных групп, съедобные и ядовитые грибы;

выявлять изменчивость и приспособленность растений; сравнивать клетки, ткани, органы,

делать выводы на основе сравнения, оценивать влияние человека на растения;

проводить самостоятельный поиск информации в тексте учебника, в словарях и справочниках.

Учащиеся должны:

уметь использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни, учёбе для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

оказывать первую помощь при отравлении растениями, грибами, выращивании культурных растений.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5-9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

1) основное содержание;

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

4) ожидаемые результаты обучения.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование - это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

1) «Бактерии. Грибы. Растения» - 34 часа (5 класс);

2) «Многообразие покрытосеменных растений» - 34 часа (6 класс);

3) «Животные» - 68 часов (7 класс);

4) «Человек» - 68 часов (8 класс);

5) «Введение в общую биологию» - 68 часов (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.














Содержание

учебного предмета
































  1. Содержание учебного предмета.

Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. (34 часа, 1 час в неделю)

Введение (2 часа)

Объект изучения биологии - живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Клеточное строение организмов (4 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)/ Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников).

Царства Растения (5 часов)

Царство Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь с внешней средой обитания. Роль в биосфере.

Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение..

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Строение и многообразие покрытосеменных (8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка. 2. Ознакомление с различными видами соцветий. 3. Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Жизнь растений (7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Лабораторные работы.

Химический состав растений.

Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю.

Практические работы.

Вегетативное размножение комнатных растений черенками, усами.

Искусственное опыление комнатных растений

Демонстрация опытов: получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Природные сообщества (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Лабораторные работы.

Особенности строения растений различных экологических групп.

Экскурсии.

Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе.

























Тематическое

планирование


























  1. Тематическое планирование.



Класс 6.

Количество часов - 34, в неделю - 1 час.

Плановых контрольных - 4 часа; практических работ - 6.

Учебник: В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2014.




№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теоретическое обучение

Практические работы

Контрольные, тесты

1

Введение

2

2



2

Клеточное строение организмов

4

3

2

0/1

3

Царство Бактерии и Грибы

4

4

-

1

4

Царство Растения

5

5

-

1

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

6

3

1

6

Жизнь растений

7

7

-

0/1

7

Природные сообщества

3

2

1

1

8

Резервное время.

1




9

Итого

34

29

6

4/2








































Календарно-тематическое

планирование


















  1. Календарно - Тематическое планирование. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)


№ урока

Тема урока

Содержание урока

Деятельность учащегося

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения урока

Планируемая

Факти-ческая

Введение (2 часа)

1

Биология-наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Наука, биология, организмы, царства

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); устанавливаются тематические рамки (могу).

Разбираются со структурой учебника и рабочей тетради. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Самостоятельно читают текст параграфа. Отвечают на вопросы.

Формулируют чёткие определения терминам.

По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради.

стр.3, §1

2

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Среда обитания, организмы, охрана природы, экология

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Учащиеся сами формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы после параграфа, заданного на дом. Отвечают на вопросы. Слушают выступления своих товарищей.

Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Перечисляют приборы, помогающие изучать природу.

Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Работа в парах. Выполнение лабораторной работы, записи в тетради.

стр.3, §1

Клеточное строение организмов (4 часа)

3

Устройство увеличительных приборов.

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Лабораторная работа №1

Правила работы с лупой и световым микроскопом. Рассматривание клеток с помощью лупы.

§ 1

вопросы

4

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Лабораторная работа №2

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

§ 2

5

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

§ 3

вопросы

6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие, деление клетки. Понятие ткань.

Обобщение.

Жизнедеятельность, ткань. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

§ 4

вопросы

Царство Бактерии и Грибы (4 часа)

7

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение, жизнедеятельность, размножение, разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

§ 5, 6

вопросы

8

Грибы. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность грибов.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

§ 7, 8

Вырастить на хлебе белую плесень.

9

Роль грибов в природе и жизни человека. Контрольный тест по теме «Клетка, бактерии и грибы». Обобщение.

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

§ 9, 10

вопросы

10

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Лишайники, среда обитания

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

§13,

вопросы

Царство Растения (5 часов)

11

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучение растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Разнообразие растений, значение растений в жизни человека. Растения низшие и высшие

Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Готовят сообщение «Роль растений в природе»

§ 11,

вопросы

12

Водоросли. Многообразие, среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

§ 12,

вопросы

13

Мхи, папорот-ники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные осо-бенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах .

Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

§ 14, 15

вопросы

14

Голосеменные, строение и разнообразие. Среда обитания, распространение, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

§16,

вопросы

15

Цветковые растения, их строение и многообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Обобщение.

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Контрольный тест по теме «Царство растений».

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

§17

Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

16

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Класс растений

Определяют понятия: двудольные растения, семядоли, эндосперм, зародыш, семенная кожура. Отрабатывают: умения необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают: инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа.

§ 18,

вопросы

17

Виды корней и типы их систем. Видоизменение корней.

Корневые системы, видоизменения корней.

Определяют понятия: главный корень, боковые, придаточные корни, мочковатая, стержневая корневые системы. Анализируют виды корней и типы корневых систем. Определяют понятия: корневой чехлик, корневые волоски; зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Определяют понятия: конеплоды, корневые клубни, воздушные и дыхательные корни. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

§ 19, 20, 21

вопросы

18

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Побег, почка, орган

Определяют понятия: побег, почка, почки - верхушечная, пазушная, придаточная, вегетативная, генеративная; конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение - очерёдное, супротивное, мутовчатое. Анализируют результаты лабораторных работ и наблюдений за ростом и развитием побега.

§ 22,

вопросы

19

Строение листа. Видоизменение листьев.

Лист, орган, организм

Определяют понятия: кожица листа, устьица, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткани листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна, видоизменение листьев.

§ 23, 24

вопросы

20

Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Орган, часть органа, организм

Определяют понятия: стебель - травянистый, деревянистый, прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий; чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, камбий, сосуды, древесина, сердцевина. Определяют понятия: видоизменённый побег, корневище, луковица, клубень.

§ 26, 27

вопросы

21

Цветок и его строение.

Цветок, орган, часть органа, организм

Определяют понятия: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, цветоложе, околоцветник простой и двойной, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, однодомные и двудомные растения. Выполняют лабор. работу и обсуждают результаты.

Лабораторная работа № 3.

Изучение строения цветка.

§ 28

вопросы

22

Соцветия.

Соцветия, орган

Определяют понятия: околоплодник. Классифицируют плоды и заполняют таблицу. Выполняют лаб. работу и обсуждают результаты.

Лабораторная работа № 4.

Ознакомление с различными видами соцветий.

§ 29

вопросы

23

Плоды и их классификация.

Классификация, плоды

Контрольный тест по теме Многообразие покрытосеменных растений».

Работают с коллекциями, муляжами, гербариями.

Лабораторная работа № 5.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

§ 30, 31,

вопросы

Жизнь растений (7 часов)

24

Растительный организм как единое целое. Основные процессы жизнедеятельности.

Процессы, органы

Определяют понятия: корневое давление, почва, плодородие, удобрение. Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

§ 32,

вопросы

25

Химический состав растений. Минеральное и воздушное питание растений.

Обмен веществ и энергии, устьица

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ, особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

§ 33, 34,

вопросы

26

Фотосинтез. Космическая роль растений.

Процессы дыхания и фотосинтеза, органы

Определяют понятия: фотосинтез. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза. Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

§ 35, 36,

вопросы

27

Испарение воды растениями.

Обмен веществ

Причины листопада. Приспособленность растений

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.

§ 38-39,

вопросы

28

Рост растений. Прорастание семян. Фазы роста.

Условия прорастания семян. Организм

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

§ 40,

29

Способы размножение споровых и голосеменных растений.

Размножение

Половое и бесполое размножение. Спорангий, заросток. Эндосперм

Определяют значение размножения в жизни организмов. Объясняют значение бесполого и полового размножения. Определяют понятия: заросток, предросток, зооспора, спорангий. Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также чередования поколений у споровых растений.

§ 40,

30

Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений.

Обобщение знаний.

Размножение. Способы вегетативного размножения.

Определяют понятия: двойное оплодотворение, опыление, перекрёстное опыление, самоопыление, искусственное опыление, центральная клетка, зародышевый мешок. Объясняют преимущество семенного опыления перед споровым. Определяют понятия: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой. Объясняют значение вегетативного размножения и его использование человеком.

§ 44,

вопросы

Природные сообщества (3 часа)

31

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Экология, среда, обитания, факторы

Определяют понятия: растительное сообщество, ярусность.

§54

32

Характеристика основных экологических групп растений

Экологические группы

Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.

Лабораторная работа № 6.

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

§55

33

Развитие и смена растительных сооб-ществ. Влияние деятельности человека на растительные сооб-щества.

Сообщества, среда обитания

Контрольный тест по теме «Природные сообщества».

Определяют понятия: смена растительных сообществ, сукцессия.

Работают в группах.

Подводят итоги экскурсии - отчёт.

§56

34

Резервное время














Учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса
















5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)


  1. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. - М., Дрофа, 2012

  2. А.И.Никишов, Л.А.Косорукова «Ботаника. Дидактический материал». Пособие для учителей и учащихся.

  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

  4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2014 г.

  5. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

  6. . Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. Биология 5-9 классы. Составитель Пальдьяева Г.М. .: Дрофа

  7. Тайны живой природы. Энциклопедия для учащихся

  8. bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

  9. easyen.ru [Современный учительский портал];

  10. festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

  11. indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

  12. metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

  13. nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

  14. pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

  15. pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  16. pedsovet.org[Всероссийский интернет-педсовет];

  17. rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

  18. standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта]

  19. school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  20. videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

  21. методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал Методкабинет.РФ»];

  22. drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

  23. examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

  24. fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

  25. mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования];

  26. moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];

  27. openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

  28. pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

  29. schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

  30. uchportal.ru [Учительский портал];

  31. w.school2100.ru/

  32. wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

  33. window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];


Материально-техническое

обеспечение

образовательного процесса

















6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)



1..

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Ботаника.

Рельефная таблица «Клеточное строение стебля».

Рельефная таблица «Зерновка пшеницы».

Клеточное строение листа.

Динамическое пособие «Классификация растений и животных».

Набор муляжей плодов.

Набор муляжей грибов.

Набор муляжей сахарной свёклы.

Цикл развития водоросли.

Цикл развития шляпочного гриба.

Цикл развития сосны.

Цикл развития мха - динамическое пособие.

Цикл развития папоротника.

Коллекция голосеменных растений.

Коллекция семян.

Коллекция однолетних трав.

Коллекция семян сорных растений (120 видов)

Коллекция «Кукуруза».

Коллекция коры и древесины.

Коллекция шишек и семян кустарников, деревьев.

Гербарий «Систематика растений».

Прибор для демонстрации всасывания воды корнями.

Корень бобового растения с клубеньками.

Набор микропрепаратов 5-6 классы.

Микроскоп «Биолон».

Микроскопы.


1

2

1

1

1

4

2

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

7

9

1

1

1

1

1

5








































Планируемые

результаты




























7. Планируемые результаты.

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)

В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;

  • работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

  • давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  • находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

  • объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • давать характеристику основных группам растений;

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Ø Внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

Ø Видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

Учащиеся должны уметь:

Ø Различать и описывать цветковые растения и их роль в жизни растений;

Ø Объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

Ø Изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Ø Анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

Ø Осуществлять описание изучаемого объекта;

Ø Определять отношения объекта с другими объектами;

Ø Определять существенные признаки объекта;

Ø Классифицировать объекты;

Ø Проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

Жизнь растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Ø Основные процессы жизнедеятельности растений;

Ø Особенности минерального и воздушного питания растений;

Ø Виды размножения растений и их значение;

Учащиеся должны уметь:

Ø Характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

Ø Объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

Ø Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

Ø Показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

Ø Объяснять роль различных видов размножения у растений;

Ø Определять всхожесть семян урастений;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Ø Анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

Ø Оформлять отчёты, результаты лабораторной работы в рабочей тетради и делать выводы;

Ø Работать с текстом и иллюстрациями учебника;

Классификация растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Ø Основные систематические категории;

Ø Характерные признаки однодольных и двудольных растений;

Ø Признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

Ø Важнейшие с/х растения, биологические особенности их выращивания и н/х значение;

Учащиеся должны уметь:

Ø Делать морфологическую характеристику растений;

Ø Выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

Ø Работать с определительными карточками;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Ø Различать объём и содержание понятий;

Ø Различать родовое и видовое понятия;

Ø Определять аспект классификации;

Ø Осуществлять классификацию;

Природные сообщества

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Ø Взаимосвязь растений с другими организмами;

Ø Растительные сообщества и их типы;

Ø Закономерности развития и смены растительных сообществ;

Ø О результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;

Учащиеся должны уметь:

Ø Устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

Ø Определять растительные сообщества и их типы;

Ø Объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

Ø Проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Ø Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическим материалом;

Ø Оформлять отчёты, результаты лабораторной работы в рабочей тетради и делать выводы;

Ø Составлять сообщения на основе дополнительной литературы;

Ø Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

Личностные результаты обучения

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • Знание правил поведения на природе;

  • Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

  • Умение реализовать теоретические познания на практике;

  • Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

  • Воспитание любви к природе;

  • Признание права на собственное мнение;

  • Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • Умение отстаивать свою точку зрения;

  • Критическое отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

  • Умение слушать и слышать другое мнение;

  • Умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

Ученик получит возможность учиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики;

текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.











































Список источников





































8. Список источников.

6 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников". СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

  8. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".

  9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

  10. Н.В. Дубинин, В.В. Пасечник «Методическое пособие. Биология 6 кл.»; 2014 г.

  11. Журнал «Биология в школе»;

  12. Иванова Т.В. и др. 6 кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина "Введение в биологию» 6 кл.. - М.: Дрофа, 2012.

  13. Крылова О.Н. - Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. - М.: Экзамен, 2013.

  14. В.В.Пасечник. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.

  15. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.

  16. Парфилова Л.Д. - Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 6 класс. - М.: АСТ, Вертикаль, 2014.

  17. А.И. Пикишов и др. «Биология в таблицах», 2013 г.

  18. А.А. Плешаков «Тестовые задания 6 кл.», М. Дрофа, 2015 г

  19. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 6 классов -М.: ГЕНЖЕР, 2013.

  20. Сивоглазов В.И. и др. - Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 6 класс» - М.: Дрофа, 2014.

  21. «Тестовые задания по ботанике»;

  22. Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 6 класс - М.: Экзамен, 2013.

  23. Электронное приложение к учебнику на drofa. Ru

Интернет-ресурсы:

  1. standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

  2. school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  3. pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  4. festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

  5. bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

  6. examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

  7. nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

  8. videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

  9. pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

  10. metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

  11. rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

  12. mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];

  13. uchportal.ru [Учительский портал];

  14. методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

  15. indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

  16. pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

  17. pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

  18. drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

  19. fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

  20. easyen.ru [Современный учительский портал];

  21. openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

  22. wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

  23. schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

  24. window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

  25. moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»].


12


© 2010-2022