Конспект по биологии для 5 класса «Водные обитатели»

"Описание материала: Урок разработан к учебнику Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. «"Биология.Введение в биологию». 5 класс. Линия « Вектор»/ авт.-сост.: С.Н.Новикова,Н.И. Романова.-М.: ООО « Русское слово-учебник», 2012.-32с.- (ФГОС. Инновационная школа) для учащихся 5 классов. Цель: Сформировать представление о многообразии обитателей водной среды. Выявить приспособления организмов к обитанию в водной среде. Урок разработан с учетом современных требований ФГОС , разноуровневой дифферен... Задания подобраны с учетом возрастных особенностей, вызывают интерес, развивают исследовательские навыки. Лабораторная работа позволяет приобщиться к наблюдению за живой природой. Кроме того, присутствует задания аналитического характера, где ребята должны соотнести изображение животного с описанием приспособлений к конкретной среде обитания этого организма. На уроке осуществляется взаимопроверка, оценка работы одноклассников.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Водные обитатели» 5 класс

Участники: учащиеся 5 класса, учитель биологии.

Цель: Сформировать представление о многообразии обитателей водной среды. Выявить приспособления организмов к обитанию в водной среде.

Задачи:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Оформление, оборудование, материалы:

1. АРМ учителя;

2 Рабочие тетради по предмету.

3 Презентация: « Водные обитатели»

4 Натуральные объекты ( аквариумные рыбки )

5 Карточки с заданиями для работы в паре, группе.

Тип урока: Вводный, комбинированный.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся. Формирование УУД

Примечания

Предметных

Метапредметных

Личностных

1 Организационный момент

Настраивает на урок, просит проверить наличие учебных принадлежностей

Проверяют наличие принадлежностей, настраиваются на урок

Умение соблюдать дисциплину на уроке

2 Актуализация темы

1) Экология - наука о местообитании организмов.



Индивидуальное задание





3 Целеполагание







4. Новая тема







Работа в паре









Работа в группе











5 Рефлексия



7. Домашнее задание



Мы начинаем изучение новой главы « Организм и среда обитания»

-О чем пойдет речь в этой главе?

Что вы уже знаете по этой теме?

Что мы назовем средой обитания организмов?

Запишите определение « Среда обитания -это» себе в тетрадь.

Прочитайте определение в учебнике стр.80

( Акцент делается на том, что среда влияет на организм)

Сообщает определение «Экология»

Экология - наука о местообитании организмов.

Тема нашего урока: «Водные обитатели ».

- Какую цель мы поставим сегодня перед собой на уроке?

-Предположите, как мы можем достигнуть этой цели?

Озвучивает цель урока и задачи.

Цель: Сформировать представление о многообразии обитателей водной среды. Выявить приспособления организмов к обитанию в водной среде.

Демонстрирует презентацию с изображением водных организмов, просит учащихся сделать сообщение

Что общего у всех организмов обитающих в водной среде?





Раздает картинки с изображением водных обитателей

Задание: Прикрепите на скрепки к картинкам описание приспособлений к жизни в воде, которые характерны для конкретного организма

Осуществите взаимопроверку





Раздает натуральные объекты ( для каждой группы емкость с аквариумной рыбкой одного вида: например - сомик крапчатый) и карточка с заданием:

1 По каким признакам можно отнести живое существо к обитателям водной среды?

2 Назовите особенности приспособлений (органы дыхания, форма тела, покровы тела, форма конечностей, особенности ротового аппарата)

к водной среде обитания

После окончания работы, презентация работы группы





Вопрос для рефлексии:

Что нового вы узнали на уроке о водных жителях

Оцените свою работу на уроке по 10 бальной шкале.



П. 21 читать стр. 34 тетр . задание №4 письменно



Высказывают свое мнение на поставленный вопрос.

Выполняют задание самостоятельно

Высказывают свое мнение на поставленный вопрос.

Выполняют задание самостоятельно



Записывают определение « Экология» в тетрадь.



Высказывают свое мнение на поставленный вопрос.

Выводят цель урока.

Пытаются поставить задачи.



Смотрят презентацию,

Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями

отвечают на вопрос учителя

(органы дыхания, форма тела, покровы тела, форма конечностей, особенности ротового аппарата)

Выполняют самостоятельно задание, прикрепляя скрепками карточки с описанием приспособлений к картинке с изображением животного.







Выполняют задание.









Представители группы презентуют выполнение задания устно

Обсуждение работы групп



Отвечают на вопрос





Записывают задание в дневник

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.









умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

























умение организовать выполнение заданий учителя































Развитие навыков

взаимопроверки



умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.



умение работать в составе творческих групп.









умение организовать выполнение заданий учителя











умение организовать выполнение заданий учителя















умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.







Эстетическое восприятие природы.







Стремление к справедливому оцениванию



Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.



Умение применять полученные на уроке знания на практике.





Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Эстетическое восприятие природы.

























Тема записана на доске









презентация с изображением водных организмов







Картинки с изображением водных обитателей (дельфин, тюлень и т.п.)

скрепки к картинкам, для прикрепления к ним карточек с описанием приспособлений данного организма.

Карточки с описанием приспособлений организмов к водной среде ( обтекаемая форма тела, ласты, реактивное движение и т.п.)

Карточка «Характеристика водных обитателей»

1 Название организма:

2 Особенности приспособлений к водной среде обитания:

-органы дыхания -форма тела -покровы тела

-форма конечностей, -особенности ротового аппарата(куда направлен вверх, вниз), почему такое расположение?

Ваш вывод:














© 2010-2022