Конспект урока по биологии на тему: курить здоровью вредить?! ( 8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе.

на тему: Курить - здоровью вредить?!

«Яд, который не действует сразу,

не становится менее опасным»

Г. Лессинг.

Задачи:

  1. Профилактика здорового образа жизни.

  2. Осознание учениками вредного воздействия табака на организм.

Оборудование:

  • Таблица: Вред курения.

  • Таблица: Органы дыхания.

  • анкетные листы.

  • реклама табачных изделий.

  • компьютер.

  • мультимедийное пособие по анатомии и физиологии человека.

Ход урока:

1.Вступление.

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: « Божественный лист!». В нем средство от всех болезней!"

Подошел мудрый старец и сказал:

Этот "Божественный лист" приносит людям и другую пользу. К курящему человеку в дом не войдет вор, его не укусит собака, и он никогда не состарится.

Купцы с благодарностью смотрели на него:

Ты прав, о, мудрый старец! - сказали они. - Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах " Божественного листа"?

И мудрец пояснил:

Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения, человек ослабнет, и будет ходить с палкой. И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости.

Отошли крестьяне от купцов и задумались.

Задача нашего сегодняшнего урока разобраться, действительно ли, курить - здоровью вредить! или здесь необходимо поставить знак вопроса? За свою жизнь, я думаю, вы много раз слышали о вреде курения. У вас на столах лежат анкеты. Заполните её первую колонку. Если вы не знаете ответа, или сомневаетесь, ставьте прочерк.

  • У кого нет ни одного прочерка?

  • У кого прочерков больше двух, а трёх?

Ответы на эти вопросы вы услышите на нашем уроке, будьте внимательны.

2 Изучение новой темы.

  1. Познакомимся с краткой историей курения.

( сообщение учащегося + Д! диск №2, тема V, урок 43, стр. 3.)

  1. Рассказ учителя, работа по таблице и с компьютером.

а) Одна из главных составляющих табачного дыма - никотин. Слово «никотин» произошло от фамилии французского посла в Португалии Жана Нико, который впервые посадил плантацию табачных деревьев. Никотин - ядовитое вещество листьев табака. 50 мг. чистого никотина приводит к смерти. В мире нет табака свободного от никотина.

б) Видеофрагмент: действие никотина (тема V, урок 43, стр. 4.)

в) Беседа по таблице: Вред курения.

  • Что происходит с сосудами при курение? (сужение их просветов ).

  • К чему это ведёт? (к повышению артериального давления.)

  • И ещё к чему? (сердечным спазмам и инфаркту.)

  • Какой же орган, наряду с лёгкими, больше всего страдает от курения? (сердце.)

  1. Рассказ учителя с демонстрацией видеофрагмента (тема V, урок 43, стр. 5)

Состав сигареты.

Кроме никотина в состав сигареты входят 4000 веществ, из них, например, смолистые вещества. Если человек выкуривает пачку сигарет ежедневно в течении года, то в его лёгких накапливается около 1 л. смолы. Также входят различные кислоты, 40 канцерогенных веществ. Это, например, р/а полоний, мышьяк, свинец.

  • А что значит канцерогенные вещества?

Давайте посмотрим, как происходит развитие злокачественной опухоли, на

видеофрагменте. Откройте учебник на стр. 45, и посмотрите, как выглядят раковые клетки в бронхах курящего человека.

  1. Беседа: Признаки курящего человека.

    • Можете ли вы внешне определить заядлого курильщика?

    • По каким признакам? (постоянный кашель, осиплый голос, много морщин, бледность, вялость.)

    • Давайте, определим, почему курильщик всё время кашляет. В норме, как дыхательная система избавляется от накопившихся частичек грязи и пыли? (в результате чихания).

    • У курящих людей активность мерцательного эпителия снижена.

    • Значит, куда попадают частички сажи и пыли? (дальше в трахею и бронхи.)

    • Покажите по таблице.

Это способствует застою мокроты, и удаление её становится возможным благодаря другому защитному рефлексу. Какому? (кашлю.)

Поэтому курильщики постоянно кашляют, но, не смотря на частый кашель, полного очищения лёгких не происходит.

  • Почему голос осиплый?

(голосовые связки находятся в состоянии хронического воспаления.)

  • Почему много морщин?

( ядовитые вещества травмируют капилляры, и кожа быстро увядает.)

  • Почему человек бледный? (не хватает кислорода.)

  • Почему человек хилый? (не хватает сил и энергии для спорта.)

  1. Беседа: угарный газ.

В состав сигарет также входит ядовитый газ, который содержится в автомобильных выхлопах. Это - угарный газ.

  • Давайте вспомним, какие клетки в нашем организме переносят кислород?

( эритроциты)

  • А какое вещество в них занимается этим? (гемоглобин.)

Угарный газ блокирует часть гемоглобина.

  • Что в результате можно наблюдать у человека? (бледность, одышка, головная боль.)

  • Вспомним, зачем нам нужен кислород? ( для получения энергии.)

Как же может отразится на ученике нехватка энергии? ( понижается работоспособность, внимание, повышается утомляемость, отставание в учёбе.)

  1. Пассивное курение.

а) Психологический тест на внимание.

Давайте проверим вашу внимательность. Я прочитаю небольшой рассказ, а вы посчитайте, сколько предложений в этом рассказе.

Рассказ.

Женщина сама не курила, а умерла в 55 лет от рака лёгких. Причина заболевания - курение её коллег по работе. Она работала в конструкторском бюро, где большую часть времени находилась в комнате вместе с 10 сослуживцами. Шестеро из них беспрестанно курили, за всё время работы ей приходилась дышать табачным дымом в течение 20 тысяч часов.

Ответ: 5 предложений.

-- Так в чём же была причина её заболевания? (курение коллег по работе.)

б) Видеофрагмент (тема v, урок 43, стр. 6)

Вредные вещества табачного дыма попадают не только в лёгкие курящего человека, но и в лёгкие окружающих его людей. Это называется - пассивное курение. Вдыхание табачного дыма некурящим человеком. Курильщики причиняют вред своей семье. Доказано, что у жён курильщиков рак развивается в 2 раза чаще, чем у женщин, мужья которых не курят.

-- Как вы считаете курение это личное дело каждого? (нет.)


  1. Реклама табачных изделий.

-- Нравится вам эта реклама?

-- Что нравится? (красивая природа, люди.)

-- Что бы вы убрали с неё?

-- А что может быть добавили? (предупреждение Минздрава о вреде курения.)

-- На этой рекламе есть такое предупреждение? (нет)

-- А если оно бывает, как вы думаете, почему крупно пишут о преимуществах сигарет и мелко, о их вреде? (это невыгодно производителю.)

-- Нужна нам такая реклама? (нет.)

  1. Сообщения учащихся из рубрики «Знаете ли вы?»

-- Я просила вас, найти по материалам периодической печати, факты по теме курения.

3. Закрепление.

Теперь давайте вернёмся к нашей анкете и ещё раз ответим на её вопросы. После заполнения проверим.

4. Подведение итогов. По итогам школьного опроса, выяснилось, что 27% учеников нашей школы, начиная с 5 класса курят, или курили, но бросили, а причиной курения, большинство указывают желание не отстать от товарищей. Даже если «кривая вывезет» и курение не столь пагубно отразится на вашем здоровье, задумайтесь, какой смысл участвовать в этой заведомо проигрышной лотерее. Не лучше ли вовремя сделать правильный выбор? А мы вернёмся к теме нашего урока и определим, какой же знак следует оставить: восклицательный или вопросительный? (!)

Оценки за работу на уроке.

5. Д/З

Стр. 45 учебника - прочитать.


© 2010-2022