Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по «Биологии» для 9 класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 вариант.

Адаптированная рабочая программа по Биологии разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Сб.1. - 224с.», в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-меуодического письма департамента образования «О создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области» в 2015-2016 учебном году.

Обучение осуществляется на использовании учебника предназначенного для детей с ограниченными возможностями здоровья, который реализует требования 1 варианта учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «Биология. Человек 9 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.В. Романова, Е.Г. Фёдоровой, - М.: Дрофа, 2013., используемых для достижения поставленной цели в соответствии с адаптированной образовательной программой.

Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитачию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Цель рабочей программы Биологии: в коррекционном классе 8 вида направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся, в процессе знакомства о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма.

Задачи:

  • развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление;

  • учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость организма и окружающей среды;

  • влияние среды на организм;

  • овладение учащимися начальных умений и навыков поиска и систематизации информации.

Общая характеристика предмета «Биология.Человек»

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением деятельности организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред наносят курение, употребление спиртных напитков, а также токсикомания.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет биология входит в обязательную часть 1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

В индивидуальном учебном плане, ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий на 2015-2016 учебный год на предмет «Биология. Человек» отведены 68 часов (2 часа в неделю). Изменения в авторскую программу под ред. Воронковой не вносились. Программа реализуется в полном объёме.

Сроки реализации адаптированной рабочей программы по биологии для 9 класса: 2014-2015 уч. год

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся по результатам обучения должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Содержание программы учебного предмета.

Введение - 2 часа.

Место человека среди млекопитающих ( как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека - 4 часа.

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение - 10 часов.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное, неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальценированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение - 11 часов.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды ( а через кровеносную систему - на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы.

  1. Микроскопическое строение крови.

  2. Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)

Дыхание - 7 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в лёгких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение - 9 часов.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

  3. Действие слюны на крахмал.

  4. Действие желудочного сока на белки.

Почки - 3часа

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа - 4 часа

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.

Нервная система - 5 часа

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 11 часов

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Лабораторные работы

Кол-во часов

Работа с учителем

Самостоятельная учебная работа

Дата проведения

Введение - 2 часа.

1

Место человека среди млекопитающих ( как единственного разумного существа) в живой природе.

1

1

2

Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

1

1

Общий обзор организма человека - 4 часа.

3

Общее знакомство с организмом человека.

1

1

4

Краткие сведения о строении клеток и тканей человека.

1

1

5

Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

1

1

6

Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.

1

1

Опора тела и движение - 10 часов.

7

Значение опорно-двигательной системы.

1

1

8

Состав и строение костей.

1

1

9

Скелет человека. Демонстрация скелета человека, позвонков.

1

1

10

Соединения костей (подвижное, неподвижное).

1

1

11

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

1

12

Основные группы мышц человеческого тела.

1

1

13

Работа мышц.

1

1

14

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

1

15

Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

1

1

16

Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальценированных и прокаленных костей.

1

1

Кровь и кровообращение - 11 часов

17

Значение крови и кровообращения.

1

1

18

Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Лабораторная работа№1 Микроскопическое строение крови.

1

1

19

Органы кровообращения: сердце и сосуды.

1

1

20

Большой и малый круги кровообращения

1

1

21

Сердце, его строение и работа.

1

1

22

Движение крови по сосудам.

1

1

23

Пульс.

Лабораторная работа №2 Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)

1

1

24

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

1

1

25

Первая помощь при кровотечениях.

1

1

26

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды ( а через кровеносную систему - на весь организм).

1

1

27

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

1

1

Дыхание - 8 часов.

28

Значение дыхания.

1

1

29

Органы дыхания, их строение и функции.

1

1

30

Голосовой аппарат.

1

1

31

Газообмен в лёгких и тканях.

1

1

32

Болезни, передающиеся через воздух.

1

1

33

Гигиена органов дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

1

1

34

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.

1

1

35

Необходимость чистого воздуха для дыхания.

1

1

Пищеварение - 9 часов.

36

Значение пищеварения.

1

1

37

Питательные вещества и витамины.

1

1

38

Демонстрация опыта. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

1

1

39

Пищевые продукты.

1

1

40

Демонстрация опыта. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

1

1

42

Органы пищеварения.

1

1

41

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.Демонстрация опыта. Действие слюны на крахмал.

1

1

43

Всасывание питательных веществ в кровь. Демонстрация опыта. Действие желудочного сока на белки.

1

1

44

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

1

1

Почки - 3часа

45

Органы мочевыделительной системы, их значение.

1

1

46

Внешнее строение почек и их расположение в организме.

1

1

47

Предупреждение почечных заболеваний.

1

1

Кожа - 4 часа

48

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции.

1

1

49

Закаливание организма.

1

1

50

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

1

1

51

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.

1

1

Нервная система - 5 часов

52

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

1

1

53

Гигиена умственного труда.

1

1

54

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

1

1

55

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

1

1

56

Сон и его значение.

1

1

Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 11 часов

57

Система здравоохранения в Российской Федерации.

1

1

58

Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.

1

1

59

Организация отдыха. Медицинская помощь.

1

1

60

Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

1

1

61

Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

1

1

62

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

1

1

63

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

1

1

64

Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

1

1

65

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие.

1

1

66

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие.

1

1

67

Меры профилактики.

1

1

68

Резервное время

1

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Обязательная лйтература:

1. «Биология. Человек 9 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.В. Романова, Е.Г. Фёдоровой, - М.: Дрофа, 2013

Средства обучения

1. Компьютерное оборудование: базовое рабочее место обучающегося, базовое рабочее место для учителя.

2. Микроскоп

Интернет ресурсы

"school-collection.edu.ru/"school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)

"luts.ucoz.ru/"luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)

Форма и средства контроля в 2014-2015 учебном году

Авторская программа по биологии для 9 класса специального (коррекционного) уровня не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам с автоматизированным оцениванием, контроль выполнения практической части занятия.


© 2010-2022