- Преподавателю
- Биология
- Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сопина В.В. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по «Биологии» для 9 класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 вариант.
Адаптированная рабочая программа по Биологии разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Сб.1. - 224с.», в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-меуодического письма департамента образования «О создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области» в 2015-2016 учебном году.
Обучение осуществляется на использовании учебника предназначенного для детей с ограниченными возможностями здоровья, который реализует требования 1 варианта учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «Биология. Человек 9 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.В. Романова, Е.Г. Фёдоровой, - М.: Дрофа, 2013., используемых для достижения поставленной цели в соответствии с адаптированной образовательной программой.
Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитачию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Цель рабочей программы Биологии: в коррекционном классе 8 вида направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся, в процессе знакомства о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма.
Задачи:
-
развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
-
учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость организма и окружающей среды;
-
влияние среды на организм;
-
овладение учащимися начальных умений и навыков поиска и систематизации информации.
Общая характеристика предмета «Биология.Человек»
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением деятельности организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред наносят курение, употребление спиртных напитков, а также токсикомания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет биология входит в обязательную часть 1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.
В индивидуальном учебном плане, ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий на 2015-2016 учебный год на предмет «Биология. Человек» отведены 68 часов (2 часа в неделю). Изменения в авторскую программу под ред. Воронковой не вносились. Программа реализуется в полном объёме.
Сроки реализации адаптированной рабочей программы по биологии для 9 класса: 2014-2015 уч. год
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся по результатам обучения должны знать:
-
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
-
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
-
влияние физических нагрузок на организм;
-
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
-
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
-
применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
-
соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Содержание программы учебного предмета.
Введение - 2 часа.
Место человека среди млекопитающих ( как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека - 4 часа.
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение - 10 часов.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное, неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальценированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение - 11 часов.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды ( а через кровеносную систему - на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы.
-
Микроскопическое строение крови.
-
Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)
Дыхание - 7 часов.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в лёгких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение - 9 часов.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
-
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
-
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
-
Действие слюны на крахмал.
-
Действие желудочного сока на белки.
Почки - 3часа
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа - 4 часа
Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.
Нервная система - 5 часа
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 11 часов
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и темы урока
Лабораторные работы
Кол-во часов
Работа с учителем
Самостоятельная учебная работа
Дата проведения
Введение - 2 часа.
1
Место человека среди млекопитающих ( как единственного разумного существа) в живой природе.
1
1
2
Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
1
1
Общий обзор организма человека - 4 часа.
3
Общее знакомство с организмом человека.
1
1
4
Краткие сведения о строении клеток и тканей человека.
1
1
5
Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
1
1
6
Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.
1
1
Опора тела и движение - 10 часов.
7
Значение опорно-двигательной системы.
1
1
8
Состав и строение костей.
1
1
9
Скелет человека. Демонстрация скелета человека, позвонков.
1
1
10
Соединения костей (подвижное, неподвижное).
1
1
11
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
1
1
12
Основные группы мышц человеческого тела.
1
1
13
Работа мышц.
1
1
14
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
1
1
15
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
1
1
16
Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальценированных и прокаленных костей.
1
1
Кровь и кровообращение - 11 часов
17
Значение крови и кровообращения.
1
1
18
Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Лабораторная работа№1 Микроскопическое строение крови.
1
1
19
Органы кровообращения: сердце и сосуды.
1
1
20
Большой и малый круги кровообращения
1
1
21
Сердце, его строение и работа.
1
1
22
Движение крови по сосудам.
1
1
23
Пульс.
Лабораторная работа №2 Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)
1
1
24
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.
1
1
25
Первая помощь при кровотечениях.
1
1
26
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды ( а через кровеносную систему - на весь организм).
1
1
27
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
1
1
Дыхание - 8 часов.
28
Значение дыхания.
1
1
29
Органы дыхания, их строение и функции.
1
1
30
Голосовой аппарат.
1
1
31
Газообмен в лёгких и тканях.
1
1
32
Болезни, передающиеся через воздух.
1
1
33
Гигиена органов дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
1
1
34
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.
1
1
35
Необходимость чистого воздуха для дыхания.
1
1
Пищеварение - 9 часов.
36
Значение пищеварения.
1
1
37
Питательные вещества и витамины.
1
1
38
Демонстрация опыта. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
1
1
39
Пищевые продукты.
1
1
40
Демонстрация опыта. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
1
1
42
Органы пищеварения.
1
1
41
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.Демонстрация опыта. Действие слюны на крахмал.
1
1
43
Всасывание питательных веществ в кровь. Демонстрация опыта. Действие желудочного сока на белки.
1
1
44
Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.
1
1
Почки - 3часа
45
Органы мочевыделительной системы, их значение.
1
1
46
Внешнее строение почек и их расположение в организме.
1
1
47
Предупреждение почечных заболеваний.
1
1
Кожа - 4 часа
48
Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции.
1
1
49
Закаливание организма.
1
1
50
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
1
1
51
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.
1
1
Нервная система - 5 часов
52
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
1
1
53
Гигиена умственного труда.
1
1
54
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
1
1
55
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
1
1
56
Сон и его значение.
1
1
Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 11 часов
57
Система здравоохранения в Российской Федерации.
1
1
58
Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.
1
1
59
Организация отдыха. Медицинская помощь.
1
1
60
Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
1
1
61
Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
1
1
62
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).
1
1
63
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).
1
1
64
Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
1
1
65
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие.
1
1
66
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие.
1
1
67
Меры профилактики.
1
1
68
Резервное время
1
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обязательная лйтература:
1. «Биология. Человек 9 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.В. Романова, Е.Г. Фёдоровой, - М.: Дрофа, 2013
Средства обучения
1. Компьютерное оборудование: базовое рабочее место обучающегося, базовое рабочее место для учителя.
2. Микроскоп
Интернет ресурсы
"school-collection.edu.ru/"school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
"luts.ucoz.ru/"luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)
Форма и средства контроля в 2014-2015 учебном году
Авторская программа по биологии для 9 класса специального (коррекционного) уровня не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам с автоматизированным оцениванием, контроль выполнения практической части занятия.