- Преподавателю
- Биология
- Планирование элективного курса по биологии для 9 класса «Лестница успеха»
Планирование элективного курса по биологии для 9 класса «Лестница успеха»
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сираева И.С. |
Дата | 14.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новохоперская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО естественно-математического цикла________________________
Копытина Н.В.
Протокол
от «____» ____________2013 г.
№ _____
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Новохоперская ООШ»
___________________________
Салымова Л.В.
Приказ
от «____»______________2013 г.
№ ______
Рабочая программа
элективного курса по биологии
«Лестница успеха»
9 класс
на 2013-2014 учебный год
Учитель биологии Сираева Ирина Салаватовна
п. Новохоперский
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализуя национальный проект «Образование», образовательное учреждение активно участвует в работе по подготовке и проведению ГИА по биологии, которая должна выровнять возможности учащихся для получения качественного образования при порой неравных исходных образовательных и социальных возможностях. Элективный курс «Лестница успеха» поможет решить эту проблему.
Разработанная программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Элективный курс включает 4 раздела.
Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6-7 классах понятия требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов, 0,5 час в неделю в 9 классе.
Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности. Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) приветствуется, так как помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.
ЦЕЛИ КУРСА
-
Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.
-
На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
-
Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
-
Отработать умения оформлять экзаменационную работу, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
-
Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Осознание обучающимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы.
ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
-
Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
-
Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
-
Использование компьютерных программ по биологии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общее количество часов - 17 часа
-
Биология - наука о живой природе (1 ч)
Биология как наука. Методы биологии.(1 ч)
Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Развитие представлений о клетке. Р.Гук, Т.Шванн, Т.Шлейден. Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия видов.
-
Признаки живых организмов (2 ч)
Клеточное строение организмов (1 ч)
Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, сигнальная и др.
Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток пркариот и эукариот.
Признаки живых организмов (1ч)
Уровни организации материи: молекулярный клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Характеристика свойств живого (рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определенный химический состав).
-
Многообразие организмов ( 11 ч)
Собеседование «Основные систематические категории.
Характеристика царства Растения» (4 ч)
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.
Собеседование «Характеристика царства Животные» (6 ч)
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, иглокожие, хордовые. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.
Собеседование «Характеристика царства Грибы» (1 ч)
Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в природе и жизни человека. Лишайники.
-
Человек и его здоровье ( 3 ч)
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека (3 ч)
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
0,5 ч. в неделю (17 часов)
-
№ п/п
Тема занятия
Дата
Биология - наука о живой природе (1 ч)
1
Биология как наука. Методы биологии
Признаки живых организмов (2 ч)
2
Клеточное строение организмов
3
Признаки живых организмов.
Многообразие организмов (11 ч)
4
Основные систематические категории. Характеристика царства Растения
5
Разнообразие организмов: бактерии, водоросли
6
Разнообразие организмов: мхи, папоротниковидные
7
Разнообразие организмов: голосеменные, покрытосеменные
8
Характеристика царства Животные
9
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Простейшие, кишечнополостные
10
Тип плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски, иглокожие.
11
Тип хордовые: класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
12
Особенности строения и жизнедеятельности класса птиц
13
Особенности строения и жизнедеятельности класса млекопитающих
14
Характеристика царства Грибы
Человек и его здоровье (3 ч)
15
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов. Внутренняя среда организма.
16
Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов.
17
Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Обобщение
Итого: 17 часов
Требования к уровню усвоения учебного материала.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
-
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-
реализация установок здорового образа жизни;
-
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
-
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
Метапредметными результатами освоения курса являются:
-
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения курса являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
-
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
-
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
-
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере физической деятельности:
-
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, астениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
4. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой пр
ЛИТЕРАТУРА
-
Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия И.н. Пономаревой). - М.: Вентана-Граф, 2011.
-
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: Просвещение, 1994.
-
Рохлов В.С. биология. 9 класс. - М.: Национальное образование, 2011.
-
ГИА -2011:Экзамен в новой форме: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С.Рохлов, Г.И.Лернер и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011- ФИПИ.
-
Электронное приложение к учебнику биологии (авторская линия «Сферы» Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко) 6-9 классы
-
Мамонтов С.Г. Биология. - М.: Дрофа, 2008
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004.
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2005
-
Демо-версии Министерства образования и науки РФ (начиная с 2006 года), электронные версии fipi.ru