Планирование элективного курса по биологии для 9 класса «Лестница успеха»

"Описание материала: "Программа элективного курса по биологии. Элективный курс по биологии «Лестница успеха» рассчитан на 17 часов (0,5 часов в неделю). Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Курс включает в себя 4 раздела; пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, содержание курса и список использованной литературы. Элективный курс поможет поддержать, проверить и расширить знания по ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новохоперская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО естественно-математического цикла________________________

Копытина Н.В.

Протокол

от «____» ____________2013 г.

№ _____


«Утверждаю»

Директор МКОУ «Новохоперская ООШ»

___________________________

Салымова Л.В.

Приказ

от «____»______________2013 г.

№ ______

















Рабочая программа

элективного курса по биологии

«Лестница успеха»

9 класс


на 2013-2014 учебный год



Учитель биологии Сираева Ирина Салаватовна








п. Новохоперский

2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Реализуя национальный проект «Образование», образовательное учреждение активно участвует в работе по подготовке и проведению ГИА по биологии, которая должна выровнять возможности учащихся для получения качественного образования при порой неравных исходных образовательных и социальных возможностях. Элективный курс «Лестница успеха» поможет решить эту проблему.

Разработанная программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Элективный курс включает 4 раздела.

Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6-7 классах понятия требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов, 0,5 час в неделю в 9 классе.

Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности. Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) приветствуется, так как помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.

ЦЕЛИ КУРСА


  • Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.

  • На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.

  • Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

  • Отработать умения оформлять экзаменационную работу, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.

  • Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.













ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Осознание обучающимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы.

ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ


  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.

  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.

  • Использование компьютерных программ по биологии.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общее количество часов - 17 часа


  1. Биология - наука о живой природе (1 ч)

Биология как наука. Методы биологии.(1 ч)

Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Развитие представлений о клетке. Р.Гук, Т.Шванн, Т.Шлейден. Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия видов.


  1. Признаки живых организмов (2 ч)


Клеточное строение организмов (1 ч)

Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.

Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, сигнальная и др.

Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток пркариот и эукариот.

Признаки живых организмов (1ч)

Уровни организации материи: молекулярный клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Характеристика свойств живого (рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определенный химический состав).


  1. Многообразие организмов ( 11 ч)


Собеседование «Основные систематические категории.

Характеристика царства Растения» (4 ч)

Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.

Собеседование «Характеристика царства Животные» (6 ч)

Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, иглокожие, хордовые. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.

Собеседование «Характеристика царства Грибы» (1 ч)

Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в природе и жизни человека. Лишайники.


  1. Человек и его здоровье ( 3 ч)


Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека (3 ч)

Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

0,5 ч. в неделю (17 часов)


п/п

Тема занятия

Дата


Биология - наука о живой природе (1 ч)


1

Биология как наука. Методы биологии



Признаки живых организмов (2 ч)


2

Клеточное строение организмов


3

Признаки живых организмов.



Многообразие организмов (11 ч)


4

Основные систематические категории. Характеристика царства Растения


5

Разнообразие организмов: бактерии, водоросли


6

Разнообразие организмов: мхи, папоротниковидные


7

Разнообразие организмов: голосеменные, покрытосеменные


8

Характеристика царства Животные


9

Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Простейшие, кишечнополостные


10

Тип плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски, иглокожие.


11

Тип хордовые: класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся


12

Особенности строения и жизнедеятельности класса птиц


13

Особенности строения и жизнедеятельности класса млекопитающих


14

Характеристика царства Грибы



Человек и его здоровье (3 ч)


15

Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов. Внутренняя среда организма.


16

Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов.


17

Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Обобщение




Итого: 17 часов












Требования к уровню усвоения учебного материала.


В результате изучения элективного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализиро­вать, сравнивать, делать выводы и др.);

Метапредметными результатами освоения курса являются:

  • умение работать с разными источниками биологичес­кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения курса являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организ­ма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об­мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, ре­гуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства чело­века с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состо­яния окружающей среды; необходимости защиты окружаю­щей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вы­зываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация - определение принадлежности биоло­гических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на приме­ре сопоставления отдельных групп); роли различных организ­мов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таб­лицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функ­циями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, астениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и от­дыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

4. В эстетической сфере:

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой пр

ЛИТЕРАТУРА


  1. Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия И.н. Пономаревой). - М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: Просвещение, 1994.

  3. Рохлов В.С. биология. 9 класс. - М.: Национальное образование, 2011.

  4. ГИА -2011:Экзамен в новой форме: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С.Рохлов, Г.И.Лернер и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011- ФИПИ.

  5. Электронное приложение к учебнику биологии (авторская линия «Сферы» Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко) 6-9 классы

  6. Мамонтов С.Г. Биология. - М.: Дрофа, 2008

  7. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.

  8. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004.

  9. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005

  10. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2005

  11. Демо-версии Министерства образования и науки РФ (начиная с 2006 года), электронные версии fipi.ru


© 2010-2022