• Преподавателю
  • Биология
  • «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной работе по биологии»

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной работе по биологии»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.[2]В связи с этим...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной работе по биологии»



Синельникова Ольга Витальевна, учитель биологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Кормиловский лицей» Кормиловского муниципального района Омской области. [email protected]

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.[2]

В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения биологии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать биологические знания.

В этом году я из направлений внеурочной деятельности взяла общеинтеллектуальное.

В соответствии с концепцией ФГОС личност­ными результатами является «сформировавшая­ся образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса; самому образовательному процессу и его результатам».

В процессе учебно-исследовательской дея­тельности достигаются личностные результа­ты, которые должны отражать формирование у учащихся - коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрос­лыми.

Коммуникативная компетентность - это «умение ставить и решать многообразные ком­муникативные задачи: способность устанавли­вать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; [3] удовлетворительное нормам и «техникой» общения, умение опреде­лять цели коммуникации, оценивать ситуацию; учитывать намерения и способы коммуника­ции партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения». Значит, в процессе учебно-исследовательской деятель­ности по биологии у школьников необходимо развивать умение общаться; учить их ясно, ло­гично и точно излагать свою точку зрения, ис­пользовать языковые средства при обсуждении со сверстниками и учителем исследуемых био­логических проблем.

В соответствии с установленными ФГОС тре­бованиями достижение личностных и метапред­метные результатов обеспечивается в результате освоения программы развития - универсальных учебных действий, которая должна быть направлена на формирование у обу­чающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обу­чающимися результатов исследования, предмет­ного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организаций учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы; олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы) и содержать описание особенностей реа­лизации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обу­чающихся (исследовательское; инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследователь­ской и проектной деятельности в рамках уроч­ной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.

Формированию у школьников основ культуры исследовательской и проект­ной деятельности в полной мере способствует достижение предметных результатов ФГОС по биологии:

-приобретение опыта использования мето­дов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения эко­логического мониторинга в окружающей среде;

-формирование основ экологической гра­мотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать це­левые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих, осознание не­обходимости действий по сохранению биораз­нообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необхо­димости рационального природопользования; защиты здоровья людей в условиях быстрого, из­менения экологического качества окружающей среды; освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Для проведения большинства учебных исследований по биологии требуется много времени. Поэтому эта деятельность выполняется во внеурочное время за счет реализации программы развития универсальных учебных действий, а результаты проведенных: исследований учащиеся презентуют, обсуждают и анализируют на занятиях. При таком подходе в полной мере обеспечивается выполнение личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.[4]

Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем в формировании здорового образа жизни школьников.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Метод проектов не новое в педагогике, но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Другими словами - от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения

познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

3. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

4. развивают системное мышление.

Отличительные черты проектного метода.

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий.

Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:

- формированию личностно значимых для него способов учебной работы

- овладению умениями самообразования.

Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.

Поэтому моей задачей как учителя, является следующее: дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы, - правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.[1]

В 5 классе я осуществляю образовательную программу «Зеленая лаборатория», в 6м - «Наш дом - Земля», в 7м - «Экология животных».

Начиная изучать раздел, мы с ребятами распределяем темы, по которым готовим их представления в виде исследовательских работ. Например, в 5 классе, изучая тему «Из чего состоит растение» мы познакомились со строением клетки, тканей растений при выполнении практических работ - учились ставить цель, задачи, изучили методы исследований, с помощью этих методов изучили материал. На уроке на это просто не хватает времени. Сейчас мы распределили новые темы (Во втором разделе «Как живет растение») - «Строение листа», «Зачем нужны плоды» и т.д. Мы составили план работы, какие необходимо провести эксперименты, разобрали теоретическую часть. В результате обучающиеся все оформят в виде исследовательской работы.

В 6м классе мы приступим к разработке проекта «Здоровый образ жизни». Между учениками распределим темы, актуальные на данном этапе, составим план исследования. Результатом будут презентации учащихся.

В 7 классе в курсе «Экология животных» целью образовательной программы является развитие творческого мышления школьников на основе изучения курса посредством проектной деятельности в соответствии с его личным интересом.

Обучающиеся готовили минипроекты по темам «Вода в жизни животных», «Свет в жизни животных», «Температура в жизни животных», «Воздух в жизни животных».

Одним из последних «глобальных» проектов у нас был совместная исследовательская работа 5-7 классов - исследование домашних животных. Работа длилась месяц, за это время ребята знакомились с отраслями животноводства; развивали умения публично презентовать результаты практической деятельности. Они изучили своих домашних животных, правила ухода и содержания, наблюдали в разное время за ними, фотографировали. При проведении этой работы подключались и родители - помогали фотографировать, проводить наблюдения (т.к. изучаемые животные - это не кошки и собаки).

С ребятами я работала не только во время кружка, а также и по интернету - ученики писали мне на почту вопросы, скидывали информацию для проверки. В завершении проектов были подключены старшеклассники, имеющие опыт работы с проектами - с целью помощи советом при презентации проектов.

С проектами мы выступали перед сверстниками, им задавали вопросы, ребята учились отвечать грамотно, доступно, конкретно. В результате, мы участвовали с этими проектами в областном конкурсе «Полёт мечты» («Зоо Палитра») (2014г), где выступили очень достойно - 1 место в номинации «Аквариумные рыбки и водные животные» 7 кл., 2 места. в номинации «Хозяйственные животные» (кролики, куры, гуси, утки и т.д.) 7 кл; и в номинации «Аквариумные рыбки и водные животные» 5 кл. и 3 мест. в номинации «Грызуны» (крысы, хомяки, морские свинки, сурки, песчанки, белки и т.д.). Шестиклассница участвовала в номинации «Хозяйственные животные» (кролики, куры, гуси, утки и т.д.), получила сертификат.

После конкурса мы провели рефлексию, что у кого получилось, чему научились. Единогласно сказали - мы столько узнали об этих животных!!!! Рассмотрели и также кое-какие неудачные моменты, например, одна девочка сильно растерялась во время выступления, хотя у нее была хорошая работа (я чуть сознание не потеряла от страха - ее слова). Т.е. есть еще над чем работать, но все ученики сказали - будем и дальше учиться выступать, учиться себя презентовать.

Начиная работать по проектной методике со среднего звена я готовлю обучающихся к более серьезным исследовательским проектам. Мои ребята всегда достойно участвуют в НОУ «Поиск», секция «биология, экология », которой я руковожу в нашем лицее на протяжении уже 20 лет. За последние 5 лет мы участвовали с исследовательскими работами по темам «Влияние корма на цвет раковины улиток рода Ахатина» - 1 место в районной НПК, лауреаты региональных конференций, «Пищевые добавки» - 1 место в районной НПК, «Экологическое состояние колодцев в р.п. Кормиловка» - лауреаты региональных конференций, «Визуальная среда современного жителя», «Изучение влияния антибиотиков широкого спектра на бактерию Bacillus subtilis», «Мониторинг экологического состояния открытого водоёма р.п. Кормиловка 2005 -2013гг», «Изменение осмотической резистентности эритроцитов донорской крови под влиянием никотина, алкоголя и химических средств (аспирин)» - лауреаты региональных, Всероссийских, международных конференций, и другие работы.

Успех моих обучающихся- участников НОУ заключается в том, что овладевая методом проектов, они раскрывают свои способности, творчество, учатся быть самостоятельными, к завершению обучения в школе они владеют в совершенстве исследовательскими методами, коммуникативными умениями.

И в заключении я хочу сказать, чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся, необходимо создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся:

1. Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути

в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.[5]


Библиографический список

1. prodlenka.org/metodichka/viewlink/12281.html

2. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/12/28/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo

3. myshared.ru/slide/187952/

4.s15009.edu35.ru/attachments/article/182/Примерная%20программа%20ФГОС%20ООО.doc Стандарты второго поколения.

5.proiectus.ucoz.ru/publ/organizacija_proektnoj_dejatelnosti_v_nachalnykh_klassakh/kak_obespechit_ehffektivnost_proektnoj_dejatelnosti_uchashhikhsja/12-1-0-35


7


© 2010-2022