- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока биологии 8 класс
Технологическая карта урока биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Камынина Л.В. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1
Тема урока
Мышцы
Тип урока
урок «открытия» нового знания
Целевые установки
Личностные: сформировать представление о опорно-двигательном аппарате. Содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Метапредметные:
развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные: Формирование представлений о функциях и строении скелетных мышц человека. Изучение групп мышц тела человека.
Основное содержание изучаемой темы
особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих. связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.
Ключевые опорные точки темы урока
Мышцы. Типы мышц, их значение. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц: мимические мышцы, мышцы туловища, мышцы конечностей.
Термины и понятия
Сухожилия, жевательные и мимические мышцы, мышцы туловища, мышцы конечностей, сократимость.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Познавательный интерес к изучению биологии.
Представление о многообразии мышц тела человека.
Принятие правил работы в кабинете при проведении лабораторных работ
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной в другую форму, выделять главное в тексте, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие м6ежду объектами и их характеристиками.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим.
Регулятивное УУД:
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.
Знать особенности строения скелетных мышц человека в связи с выполняемыми функциями. Объяснять механизмы сокращения и расслабления мышц.
Различать на рисунках и таблицах группы мышц.
Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде
Информационные ресурсы
Формы работы
Межпредметные связи
Демонстрации
Диагностические материалы
Учебник «Биология» - 8кл. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Вентана Граф - 2014г.п.10 стр.52-56. Рис.27 стр. 53. Рис.28 стр. 54. Рис.29 стр. 55
коллективная (К);
индивидуальная (И);
парная (П);
групповая (Г)
история
таблица «Схема строения скелета человека», иллюстрированный атлас анатомии человека, макет скелета человека.
1. Типовые задания.
2. Учебно-познавательные задачи.
3. Учебно-практические задачи.
4.Информационный текст.
Деятельность учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности
I. Актуализация изученного
1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы:
-
Определение травм. Первая помощь при растяжении связок. Что следует делать при вывихе?
-
Каким способом можно зафиксировать травмированную руку или ногу?
-
Что надо делать при травмировании позвоночника, головы, ребер?
1. Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
2. Обучающиеся осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (И)
Личностные: Понимать и осмысливать особенности строения скелета человека, правила оказания первой мед. помощи при различных травмах конечностей.
Метапредметные
Познавательные:
-
Давать определение понятиям «первая помощь»,
« растяжение», «вывих», «перелом».
-
Обобщать понятие «природа».
-
Осуществлять сравнение травм конечностей.
-
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
-
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
-
Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.
Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Предметные: Актуализировать знания обучающихся о строении скелета человека, разнообразии травм конечностей человека, об использовании человеком знаний по оказанию первой помощи в своей жизни и познакомить с методическим аппаратом учебника.
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание
1.Организует групповое осуждение: эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения»
2. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока.
Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?
Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?
3.Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели.
Итак, тема нашего урока « Мышцы, типы мышц, их значение»
1. Обучающиеся выдвигают гипотезы ( К)и обсуждают их.(И)
2. Обучающиеся ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока.(И)
-
Обучающиеся с помощью учителя работают по по целеполаганию (К, И). и делают вывод:
«Цель урока познакомится с мышцами человека, типах мышц и их значении»
Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
Познавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.
III. Учебно-познавательная деятельность
Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек «Мышцы. Типы мышц, их значение».
Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Название "мышца" произошло от слова "мускулюс" - мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, мышцы под кожей перемещаются, как мыши.
Демонстрирует анимацию.Типы мышц (flach-анимация из 1С: Образование)
Следовательно, в нашем организме три типа мышц, где они располагаются и какова их функция? Какое основное свойство их объединяет? Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на странице 52 второй и третий абзац сверху. Сократимость, основное свойство мышечной ткани.
Демонстрирует анимацию. Сокращение мышечных волокон (flach-анимация из 1С: Образование)
Рассмотрим строение всех типов мышечной ткани и подумайте, какие мышцы будут быстро сокращаться, а какие медленно?
Демонстрирует анимвцию. Строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани (flach-анимация из 1С: Образование)
Организует рабату в парах в тетрадях на печатной основе. А теперь выполним работу № 35 в рабочей тетради, используя рисунок 27, текст, второй и третий абзац сверху, на странице 51 учебника.
Сделаем вывод: Как функционально можно разделить мышцы? На произвольные (скелетные) и непроизвольные (гладкие).
Организует работу в малых группах
Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Обучающиеся читают текст учебника на стр. 52 п.10 первый абзац с низу и первый абзац сверху стр.53. Делают вывод: «Сократимость, основное свойство мышечной ткани».(И)
Обучающиеся просматривают анимацию Сокращение мышечных волокон (flach-анимация из 1С: Образование) и делают выводы.(П)(И)
Обучающиеся рассматривают строение всех типов мышечной ткани и анализируют, какие мышцы будут быстро сокращаться, а какие медленно.(П)
Обучающиеся просматривают анимацию строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани (flach-анимация из 1С: Образование)
(И)
Обучающиеся выполняют работу № 35 в рабочей тетради, используя рисунок 27, текст, второй и третий абзац сверху, на странице 53 учебника.(П) (И)
Обучающиеся делают вывод: Как функционально можно разделить мышцы? На произвольные (скелетные) и непроизвольные (гладкие).(П)
Объединяются под руководством учителя в малые группы и выполняют задания (Г):
1 группа учащихся изучает мышцы головы страница 52 и выполняет в рабочей тетради работу 36, (Г)
2 группа - мышцы туловища, вид спереди (стр. 53 работа 37), (Г)
3-я группа - мышцы туловища, вид сзади (стр. 53 работа 37). (Г)
По окончании работы учащиеся каждой группы докладывают результаты, используя слайд презентации (показ слайда № 1, 2, 3).
2. Афиширование результатов работы (Г)
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
-
Осознанно строить речевые высказывания.
-
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
-
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
-
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
-
Структурировать знания.
-
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в таблицу и тезисы.
Регулятивные:
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
-
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
-
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую значимость мышц человека.
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
1. Организует работу в парах:
Предлагает работу с понятийным аппаратом (терминами повышенной сложности) и презентацией
Какую роль скелетные мышц выполняют в работе опорно-двигательной системы и всего организма?
Как устроена скелетная мышца?
Решение биологических задач: В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)
Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?
Какие мыщцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)
Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц?
2. Пользуясь текстом учебника §10, стр. 53-56 вставьте вместо пропусков необходимые понятия.
Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Обучающиеся работают с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится. (К) (И)
Обучающиеся вместо пропусков вставляют необходимые понятия.(И)
-
Движения тела происходят благодаря ............................ . 2. Мышцы, участвующие в движении, делятся на ..................., ........................., .........................., ............................, .............................. . 3. Все мышцы работают ........................ . 4. Мышцы противоположного действия называются .....................; действующие в одном направлении ..................... . 5. Работа мышц, связанная с перемещением груза в пространстве называется - .....................; а связанная с удержанием определенной позы - ............................ . 6. Длительная, непрерывная и однообразная работа вызывает утомление мышц.
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
-
Осознанно строить речевые высказывания.
-
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
-
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
-
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
-
Структурировать знания.
-
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в схему.
Регулятивные:
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
-
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
-
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.
V. Оценочно-рефлексивная деятельность
Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает:
1. Ответить на вопросы:
Какие основные функции выполняют мышцы?
- По каким признакам можно классифицировать мышцы?
- Как устроена скелетная мышца?
- Какие основные группы мышц выделяют?
- В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Объясните это явление.
-Зачем необходимо тренировать мышцы?
1. Выбирают вопросы (И), обсуждают ответы, работая в парах (П), отвечают на них (И).
2.Рефлексия.
Конверты на столе, в них 2 сотовых телефона разного цвета: красного и синего. Красный - восторженное впечатление от урока, синий - скучное. Предлагается написать смс другу. На панели каждого телефона в помощь дана анкета. В ней нужно подчеркнуть то, что подходит к описанию нашего урока. (И)
Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.
Метапредметные
Познавательные:
Логические
-
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Знаково-символические действия
-
Структурировать знания.
-
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
-
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
-
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Владеть монологической и диалогической формами
речи.
Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.
Домашнее задание: § 10, в рабочей тетради закончить выполнение работ № 35, 36, 37
Доп.зад. Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.