Технологическая карта урока биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1

Тема урока

Мышцы

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Целевые установки

Личностные: сформировать представление о опорно-двигательном аппарате. Содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Метапредметные:

развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.

Предметные: Формирование представлений о функциях и строении скелетных мышц человека. Изучение групп мышц тела человека.

Основное содержание изучаемой темы

особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих. связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ключевые опорные точки темы урока

Мышцы. Типы мышц, их значение. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц: мимические мышцы, мышцы туловища, мышцы конечностей.

Термины и понятия

Сухожилия, жевательные и мимические мышцы, мышцы туловища, мышцы конечностей, сократимость.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательный интерес к изучению биологии.

Представление о многообразии мышц тела человека.

Принятие правил работы в кабинете при проведении лабораторных работ

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной в другую форму, выделять главное в тексте, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие м6ежду объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим.

Регулятивное УУД:

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.

Знать особенности строения скелетных мышц человека в связи с выполняемыми функциями. Объяснять механизмы сокращения и расслабления мышц.

Различать на рисунках и таблицах группы мышц.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Демонстрации


Диагностические материалы

Учебник «Биология» - 8кл. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Вентана Граф - 2014г.п.10 стр.52-56. Рис.27 стр. 53. Рис.28 стр. 54. Рис.29 стр. 55

коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)

история

таблица «Схема строения скелета человека», иллюстрированный атлас анатомии человека, макет скелета человека.

1. Типовые задания.

2. Учебно-познавательные задачи.

3. Учебно-практические задачи.

4.Информационный текст.

Деятельность учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I. Актуализация изученного

1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы:

  1. Определение травм. Первая помощь при растяжении связок. Что следует делать при вывихе?

  2. Каким способом можно зафиксировать травмированную руку или ногу?

  3. Что надо делать при травмировании позвоночника, головы, ребер?

1. Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).


2. Обучающиеся осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (И)

Личностные: Понимать и осмысливать особенности строения скелета человека, правила оказания первой мед. помощи при различных травмах конечностей.

Метапредметные

Познавательные:

  • Давать определение понятиям «первая помощь»,

« растяжение», «вывих», «перелом».

  • Обобщать понятие «природа».

  • Осуществлять сравнение травм конечностей.

  • Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

  • Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.

Предметные: Актуализировать знания обучающихся о строении скелета человека, разнообразии травм конечностей человека, об использовании чело­веком знаний по оказанию первой помощи в своей жизни и познакомить с методическим аппаратом учебника.

II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание

1.Организует групповое осуждение: эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения»

2. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока.

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

3.Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели.

Итак, тема нашего урока « Мышцы, типы мышц, их значение»





1. Обучающиеся выдвигают ги­потезы ( К)и обсуждают их.(И)









2. Обучающиеся ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока.(И)















  1. Обучающиеся с помощью учителя работают по по целеполаганию (К, И). и делают вывод:

«Цель урока познакомится с мышцами человека, типах мышц и их значении»

Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

III. Учебно-познавательная деятельность

Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек «Мышцы. Типы мышц, их значение».

Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Название "мышца" произошло от слова "мускулюс" - мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, мышцы под кожей перемещаются, как мыши.

Демонстрирует анимацию.Типы мышц (flach-анимация из 1С: Образование)

Следовательно, в нашем организме три типа мышц, где они располагаются и какова их функция? Какое основное свойство их объединяет? Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на странице 52 второй и третий абзац сверху. Сократимость, основное свойство мышечной ткани.

Демонстрирует анимацию. Сокращение мышечных волокон (flach-анимация из 1С: Образование)

Рассмотрим строение всех типов мышечной ткани и подумайте, какие мышцы будут быстро сокращаться, а какие медленно?

Демонстрирует анимвцию. Строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани (flach-анимация из 1С: Образование)

Организует рабату в парах в тетрадях на печатной основе. А теперь выполним работу № 35 в рабочей тетради, используя рисунок 27, текст, второй и третий абзац сверху, на странице 51 учебника.

Сделаем вывод: Как функционально можно разделить мышцы? На произвольные (скелетные) и непроизвольные (гладкие).

Организует работу в малых группах

Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).





Обучающиеся читают текст учебника на стр. 52 п.10 первый абзац с низу и первый абзац сверху стр.53. Делают вывод: «Сократимость, основное свойство мышечной ткани».(И)

Обучающиеся просматривают анимацию Сокращение мышечных волокон (flach-анимация из 1С: Образование) и делают выводы.(П)(И)

Обучающиеся рассматривают строение всех типов мышечной ткани и анализируют, какие мышцы будут быстро сокращаться, а какие медленно.(П)

Обучающиеся просматривают анимацию строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани (flach-анимация из 1С: Образование)

(И)

Обучающиеся выполняют работу № 35 в рабочей тетради, используя рисунок 27, текст, второй и третий абзац сверху, на странице 53 учебника.(П) (И)

Обучающиеся делают вывод: Как функционально можно разделить мышцы? На произвольные (скелетные) и непроизвольные (гладкие).(П)

Объединяются под руководством учителя в малые группы и выполняют задания (Г):

1 группа учащихся изучает мышцы головы страница 52 и выполняет в рабочей тетради работу 36, (Г)

2 группа - мышцы туловища, вид спереди (стр. 53 работа 37), (Г)

3-я группа - мышцы туловища, вид сзади (стр. 53 работа 37). (Г)

По окончании работы учащиеся каждой группы докладывают результаты, используя слайд презентации (показ слайда № 1, 2, 3).

2. Афиширование результатов работы (Г)

Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в таблицу и тезисы.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую значимость мышц человека.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Организует работу в парах:

Предлагает работу с понятийным аппаратом (терминами повышенной сложности) и презентацией

Какую роль скелетные мышц выполняют в ра­боте опорно-двигательной системы и всего организма?

Как устроена скелетная мышца?

Решение биологических задач: В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)

Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?

Какие мыщцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)

Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц?

2. Пользуясь текстом учебника §10, стр. 53-56 вставьте вместо пропусков необходимые понятия.

Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).




Обучающиеся работают с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится. (К) (И)





Обучающиеся вместо пропусков вставляют необходимые понятия.(И)

  1. Движения тела происходят благодаря ............................ . 2. Мышцы, участвующие в движении, делятся на ..................., ........................., .........................., ............................, .............................. . 3. Все мышцы работают ........................ . 4. Мышцы противоположного действия называются .....................; действующие в одном направлении ..................... . 5. Работа мышц, связанная с перемещением груза в пространстве называется - .....................; а связанная с удержанием определенной позы - ............................ . 6. Длительная, непрерывная и однообразная работа вызывает утомление мышц.

Технологическая карта урока биологии 8 класс

Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в схему.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает:

1. Ответить на вопросы:

Какие основные функции выполняют мышцы?

- По каким признакам можно классифицировать мышцы?

- Как устроена скелетная мышца?

- Какие основные группы мышц выделяют?

- В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Объясните это явление.

-Зачем необходимо тренировать мышцы?

1. Выбирают вопросы (И), обсуждают ответы, работая в парах (П), отвечают на них (И).



2.Рефлексия.

Конверты на столе, в них 2 сотовых телефона разного цвета: красного и синего. Красный - восторженное впечатление от урока, синий - скучное. Предлагается написать смс другу. На панели каждого телефона в помощь дана анкета. В ней нужно подчеркнуть то, что подходит к описанию нашего урока. (И)

Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.

Метапредметные

Познавательные:

Логические

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами

речи.

Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.

Домашнее задание: § 10, в рабочей тетради закончить выполнение работ № 35, 36, 37

Доп.зад. Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.



© 2010-2022