Адаптированная общеобразовательная программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ « Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №2»

Согласовано: Рассмотрено:
ПС№1 от 28.08.2015г
Зам.директора по УР Утверждено:
Приказ№54/1 от 31.08.2015г.

___________/________/ Директор КОУ «НВШООВЗ№2»
от 28.08.2015 __________В.Я. Чернышова



Адаптированная общеобразовательная программа
по биологии
на 2015/2016 учебный год

Учителя II категории
Ивановой Светланы Владимировны
Класс _____6______
По учебному плану 1час в неделю
Количество часов на I полугодие :
всего____17____час.
Количество часов на II полугодие
всего____17 час____
Год составления 2015г.


4. Календарно - поурочное планирование

урока

Дата

Факт

Тема урока

Цели (задачи) урока

Тип ( вид) урока

Методы и приёмы

Работа по

группам

Оборудование

Дидактический материал

примечание

1

1.09.15

I четверть Введение.

(2 часа)

Неживая и живая природа. Экскурсия на пришкольный участок.

Ознакомить учащихся с новым

курсом, особенностями работы с

учебником. Формировать понятие: природа, учить дифференцировать живую и неживую природу.

Развивать внимание и

наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ

учителя,

беседа

Учебник,

тетрадь.

2

8.09.15




Твёрдые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.

Продолжать формировать понятие неживой природы: твёрдое тело, жидкое и газообразное. Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать бережное отношение ко всем природным богатствам на Земле.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

работа с

учебником,

демонстрация

Учебник, тетрадь, иллюстрации презентация

3.

15.09. 15

Вода. (6часов)

Вода в природе.

Вода - жидкость.

Дать учащимся понятие «вода», «водоём». Формировать у учащихся знания о свойствах воды: прозрачности текучести. Развивать мышление и воображение. Воспитывать гражданские и патриотические чувства.

Урок сообщения новых знаний.

Рассказ

учителя, беседа, демонстрация

Учебник,

тетрадь,

иллюстрации

различных

водоёмов, презентация.



чувства.



4.

22.09. 15

Температура воды и её измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

Практическая работа.

Формировать у учащихся понятие «температура», «термометр» Познакомить с устройством термометра, со свойствами воды: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Воспитывать интерес к изучаемому материалу.

Комбинированный + практическая работа.

Рассказ,

демонстрация

опыта

Тетрадь,

приборы для опыта,

термометры

учебник,

презентация

5.


29.09. 15

Изменение состояния воды при замерзании. Лёд - твёрдое тело.

Познакомить учащихся со свойствами воды при замерзании, со свойствами льда. Рассказать об использовании льда в быту. Развивать внимание, речь Воспитывать познавательный интерес.

Комбинированный

Рассказ,

беседа, демонстрация опыта

+

Учебник, тетрадь, презентация

6.


6.10. 15

Превращение воды в пар. Кипение воды.

Практическая работа.

Продолжать формировать у учащихся знания о свойствах воды -превращение воды в пар при нагревании. Формировать у учащихся понятие кипение воды. Дать понятие «испарение». Развивать речь. Воспитывать интерес к предмету.

Комбинированный

Беседа, рассказ учителя

Учебник, иллюстрации

7.


13.10. 15

Три состояния воды в природе.

Формировать понятия: роса, иней.

Познакомить с круговоротом воды в природе. Развивать мышление и воображение. Воспитывать познавательный интерес.

Комбинированный

Беседа, рассказ учителя

Учебник, тетрадь, презентация

8.

20.10. 15

Вода - растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе.

Практическая работа.

Познакомить учащихся со свойством воды растворять некоторые твёрдые вещества. Формировать понятие: «фильтр» «раствор», «водный раствор». Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к изучаемому материалу.

Комбинированный

Беседа, рассказ учителя демонстрация опыта

Учебник, тетрадь, презентация приборы для опыта.

9.

27.10. 15

Обобщающий урок по теме: "Что мы узнали о воде". Контрольный срез знаний за 1 четверть.

Обобщить, закрепить, проверить и оценить знания учащихся по теме: "Вода"

Урок обобщения и контроля знаний учащихся

Беседа, тестирование

Презентация

Контроль

ные

тесты за 1 четверть


1.


10.11. 15


II четверть. Воздух

(7 часов)

Воздух в природе. Воздух занимает место.

Формировать у учащихся понятие «воздух». Познакомить со значением воздуха на Земле, со свойством воздуха занимать место и использованием этого свойства в жизни.. Развивать внимание, умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать интерес к изучаемому материалу.

Урок сообщения новых знаний.

Беседа рассказ учителя, демонстрация


Учебник тетрадь,

презентация


2.

17.11. 15


Воздух сжимаем и упруг. Воздух - плохой проводник тепла Практическая работа

Дать понятие «упругость воздуха», «сжимаемость воздуха», «теплопроводность». Развивать речь и мышление. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Комбинированный +

практическая

работа.

Беседа,

рассказ учителя, демонстрация опыта


Учебник,

тетрадь, приборы для опыта

презентация


3.


24.11. 15


Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного

Практическая работа.



Формировать у учащихся знания о свойствах воздуха: расширении при нагревании и сжатии при охлаждении. На примере показать учащимся, что тёплый воздух поднимается вверх, так как он легче холодного. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к изучаемому материалу.

Комбинированный + практическая работа

Рассказ учителя беседа, демонстрация опыта


Учебник тетрадь, приборы для опыта

презентация


4.

1.12. 15


Состав воздуха. Движение воздуха в природе.

Формировать у учащихся знания о составе воздуха. Развивать умение сравнивать и делать выводы. Дать учащимся понятие о том, что движение воздуха и перемещение его слоев называется ветер, формировать представление об использовании людьми ветра в своих целях.

Урок сообщения новых знаний

Объяснение учителя,

беседа

демонстрация


Учебник, тетрадь.

презентация диаграмма

«Состав

воздуха»






Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к изучаемому.






5.

8.12. 15


Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ.

Познакомить учащихся с понятием кислород, его свойством -поддерживание горения, с понятием «углекислый газ». Развивать умение работать с учебником, составлять и заполнять таблицу. Воспитывать интерес к изучаемому материалу.


Комбинированный

Рассказ учителя, беседа.

демонстрация


Учебник, тетрадь.

Презентация


6.



15.12. 15


Значение воздуха.

Чистый и загрязнённый воздух.

Дать понятие о необходимости воздуха на Земле, о его значении. Формировать понятия "чистый" и "загрязнённый" воздух. Развивать мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

демонстрация


Учебник, тетрадь.


7.

22.12. 15


Охрана воздуха.

Экологические проблемы Нижневартовского района. Экскурсия на пришкольный участок

Познакомить учащихся с мерами борьбы за чистый воздух на предприятиях, в городах. Дать учащимся представление о проблемах экологии своего района. Развивать умение сравнивать, анализировать. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Комбинированный

Рассказ

учителя,

беседа,

демонстрация


Учебник, сообщения для учащихся.

презентация


8.







29.12. 15


Обобщающий урок по теме: "Что мы узнали о воздухе"

Контрольный срез знаний за 2 четверть.

Закрепить и обобщить, проверить и оценить знания учащихся по теме "Воздух".

Урок обобщения и контроля ЗУН учащихся.

Беседа, демонстрация Самостоятельная работа


Учебник, тетрадь

Презентация - кроссворд Контрольные тесты за 2 четверть


5. Учебно - методический комплекс

по предмету "Естествознание" "Неживая природа"6 класс.


Учебная программа

Учебник

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Программы специальных(коррекционных)общеобразовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой (5 - 9 класс),автор программы В.В. Сивоглазов Биология. Неживая природа. Москва «Просвещение»2005, 2 -е издание

"Биология. Неживая природа"

6 класс А. И.Никишов

М.: Просвещение, 2011.

В. Н. Синев Л. С. Стажок Коррекционная работа на уроках географии и естествознания. Киев, 1977.

А. И. Никишов, Н. И. Арсиневич «Рабочая тетрадь по естествознанию. 6 класс», М., Просвещение, 2005

Обучение детей с

нарушениями

интеллектуального

развития;

(Олигофренопедагогика)

Под редакцией

Б. П. Пузанова

Изд. Центр «Академия»

Т. Ю. Целоусова

Т. В. Максимова

"Поурочные разработки

по курсу: " Мир вокруг нас

3 класс"

М.:«ВАКО»2003.

Словари.

Энциклопедии

Периодические издания

Научно - популярная и

художественная

литература и

художественная

литература о природе и

людях, её изучающих




3. Тематическое планирование

Тема

Коли

чество

часов




Краткое

содержание

темы

Обязательный минимум (ЗУН) по

группам

К/р

Экскурсии

наблюдения

Творчес

кая

работа

Практичес

кая

работа

Внек

лассное чтение

При

меча

ния

Введение.


Вода.

2 часа



6часов

1 четверть

1.Неживая и живая природа Экскурсия на пришкольный участок.

2. Твёрдые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.

3.Вода в природе. Вода - жидкость.

4. Температура воды и её измерение. Измерение уровня воды при нагревании и охлаждении. Практическая работа.

5 . Изменение состояния воды при замерзании. Лёд - твёрдое тело.Адаптированная общеобразовательная программа по биологии 6 класс

6. Превращение воды в пар. Кипение воды. Практическая работа.

1.У учащихся должно быть сформировано представление о новом курсе «Естествознание.

Неживая природа» и его

содержании.

2.У учащихся должно быть сформированы элементарные сведения о реальных предметах,

объектах неживой природы.

3. Учащиеся должны уметь пользоваться дополнительной

литературой; уметь узнавать природные объекты в ряду других

объектов.

4.уметь приводить примеры живой и неживой природы.

5.Знать и различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе

1

1

3











1 час

Практическая работа.

7. Три состояния воды в природе.

8. Вода - растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе.

Практическая работа.

9. Обобщающий урок по теме: "Что мы узнали о воде". Контрольный срез знаний за 1 четверть.

6. Учащиеся должны знать что такое вода, уметь перечислять и объяснять свойства воды;

  • характерные признаки воды.

  • При выполнении практических работ уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы

7. Должны уметь объяснять значение новых слов

I уровень

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

  • отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло определять температуру воздуха, воды.



Воздух







7часов








1час

II четверть.

1. Воздух в природе. Воздух занимает место.

2. Воздух сжимаем и упруг. Воздух - плохой проводник тепла. Практическая

работа.

3 . Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. Практическая работа

4. Состав воздуха. Движение воздуха в природе.

5. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ.

6. Значение воздуха. Чистый и загрязнённый воздух.

7. Охрана воздуха. Экологические проблемы Нижневартовского района. Экскурсия на пришкольный участок.

8. Обобщающий урок по теме: "Что мы узнали о воздухе?"Контрольный

срез знаний за 2 четверть.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с простым лабораторным оборудованием;

  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

1.Учащиеся должны знать что такое воздух;

уметь перечислять и объяснять свойства воздуха, характерные признаки воздуха.

2. При выполнении практических работ уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы

3. Учащиеся должны объяснять значение экологически чистоты воздуха для жизни всего живого на Земле

4.Должны уметь объяснять значение новых слов

1

1

2


Полезные ископаемые







20часов



III четверть

1. Что такое полезные ископаемые

2. Полезные ископаемые,
используемые в строительстве.

3. Гранит.

4. Известняки.
5. Песок и глина.

6. Обобщающий урок по теме: «Полезные ископаемые, используемые в строительстве». Промежуточный тест.

7. Горючие полезные ископаемые.

8. Торф.

9. Каменный уголь. Практическая работа.

10. Нефть. Месторождения
Нижневартовского района.

11. Природный газ.

12. Обобщающий урок по теме: "Горючие полезные ископаемые". Промежуточный тест

13. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобре­ния. Калийная соль. 14.Фосфориты

и получаемые из них фосфорные удобрения



14. Полезные ископаемы, применяемые для получения металловЧерные металлы. Их свойства. Получение.

  1. Сталь. Свойства.

  2. Знакомство с изделиями из чугуна и стали. Экскур­сии в кабинет трудового обучения.

IV-четвсрть

  1. Цветные металлы. Их свойства получения.

  2. Алюминий. Свойства. Изделия из алюминия.

  3. Медь и олоею. Свойства использования.

  4. Распознавамие черных и цветных металлов по об-

1. У учащихся должны быть
сформированы представле­ния:

• о понятии «полезные ис­копаемые», их разнообразии,
отраслях применения.

• о нашей стране, как о го­сударстве имеющем много­численные природные богат­ства, требующие рациональ­ного использования.

2.знать характерные призна­ки некоторых полезных ис­копаемых.

3. должны уметь объяснять
значение новых слов.

4. у учащихся должно быть
сформировано внимательное, «родственное» отноше­ние к конкретным предста­вителям неживой природы, понимание их роли в жизни сообщества.

4 контрольный тест

3 промежуточных теста

2

3











15. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

16. Железные руды.

17. Черные металлы. Чугун.

18.Сталь.

19. Обобщающий урок по теме: «Полезные ископаемы, применяемые для получения металлов». Экскурсия в кабинет трудового обучения

20. Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые». Контрольный срез знаний за 3 четверть.

II уровень

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

  • отличительные признаки основных полезных ископаемых,

  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с простым лабораторным оборудованием;

  • определять температуру воздуха, воды;

  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.



Цветные металлы



Почва




4



12 часов

IV-четвсрть

1. Медная и алюминиевая руды.

2. Алюминий.

3. Медь и олово.

4. Обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о полезных ископаемых».

5. Контрольный срез знаний учащихся по теме: «Полезные ископаемые»

6. Почва. Что называют почвой

7. Экскурсия к почвенным об­нажениям на школьный участок.

8. Состав почвы.

9. Перегной - органическая часть почвы.

10. Песок, глина - минеральная часть почвы.

11. Минеральные соли в почве.

12. Различие почв по их составу. Промежуточный тест

13. Как проходит вода в разные почвы. Испарение воды из почвы. Практическая работа

14. Весенняя (предпосевная) обработка.


Практическая работаП почвы.

1. Учащиеся должны знать о
природном сообществе как:

  • о комплексе обитающих совместно организмов.

  • о целостности природного образования имеющего сложную структуру (каждый элемент связан со всеми другими, занимает опреде­ленное место и выполняет особую функцию).


  1. Должны знать характерные признаки песчаных глини­стых почв.

  2. Учащиеся должны уметь различать песчаные и глини­стые почвы.

  3. Должны уметь объяснять значение терминов и труд­ных для понимания слов.

  4. Уметь практически прово­дить несложную обработку почву на пришкольном уча­стке.













Практическая работа.

15.Осенняя (основная) обработка почвы.

16. Охрана почв.

17. Обобщающий урок по теме: "Почва". Контрольный срез знаний за 4 четверть

18. Контрольный срез знаний учащихся по курсу "Неживая природа"

III уровень

Учащиеся должны знать:

элементарные отличительные
признаки твердых тел, жидкостей и
газов;

• некоторые свойства твердых,
жидких и газообразных тел на примере
воды, воздуха, металлов: расширение
при нагревании и сжатие при
охлаждении, способность хорошо или
плохо проводить тепло.

Учащиеся должны уметь:

  • определять температуру воздуха, воды;

  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.




2. Пояснительная записка. Естествознание. Неживая природа. 6 класс.

Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой (5 - 9 класс),автор программы В.В.Сивоглазов и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

Основными задачами изучения естествознания в 6 классе являются: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздуха, воде, полезных ископаемых, почве), формирования правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман. В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения.

Учащиеся получают знания по неживой природе; у них формируется представление о мире, который окружает человека.

В 6 классе учащиеся узнают: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Программа 6 класса состоит из 4-х разделов: «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва».

В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах, некоторые данные о состоянии воды в природе, о температуры воды и ее измерении.

Раздел «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Здесь, как и в предыдущем разделе, наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление учащихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.

Раздел «Полезные ископаемые» включает изучение полезных ископаемых, применяемых в строительстве (песок, глина, известняки), горючие полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, природный газ), полезные ископаемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты), полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Изучаются их свойства (твердость, цвет, запах, отношение к воде и др.), а так же применение в разных отраслях хозяйства, способы охраны и рационального использования полезных ископаемых и предметов, получаемых из них.

Раздел «Почва» включает изучение строения почвы, ее состава, роли перегноя, песка, глины, воздуха, воды для плодородия почвы. Изучается различие почв по составу, роль человека в обработке почвы, охрана почв. Проводится экскурсия по изучению слоев земли, определение величины почвенного слоя.


© 2010-2022