Рабочая программа по биологии (10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено и

согласовано

на заседании НМС

Протокол №1

От « 31 » августа 2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №2»

_______________/И.С.Войтко

« 31 » августа 2014 г.

Приказ № ______, 31.08. 2014


Р а б о ч а я п р о г р а м м а


по общей биологии


в 10 классе


на 2014-2015 учебный год


Количество часов:

Всего 34ч; в неделю1ч

Торшина Людмила Сергеевна

(Фамилия Имя Отчество учителя-составителя)


Составлена в соответствии

с примерной программой среднего (полного) общего образования

по биологии (базовый уровень)

Составлена в соответствии с учебным планом

МБОУ «Гимназия №2» на 2014-2015 учебный год

Учебник_ Биология. Общая биология.

10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. 6е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2010. - 376 с.: ил.

Согласовано

Руководитель ГМО

________/Н.В.Козлова__

« 28 » августа 2014 г

2014 год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса Общая биология для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования

(приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии и программы курса среднего (полного) общего образования по биологии ( 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В.Пасечник)

и учебного плана МБОУ «Гимназия №2»городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности, учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и региональной составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе - гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включена 1 лабораторная и 2 практических работы.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного и группового обучения, ИКТ, опорных конспектов, дидактических материалов.

Формирование общеучебных умений и навыков.

Учебно-познавательная деятельность

Умения А (репродуктивный уровень)

Знание о связях между процессами;

Знание о различных методах познания и описания явлений, использование на практике лишь наиболее приемлемых; Определение сущности характеристик изучаемого объекта;

Знание о реальных связях и зависимостях;

Посильное участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Умения В (конструктивный уровень)

Умения устанавливать новые связи между явлениями и процессами; Умение использовать методы познания на уровне элементарных умений и навыков;

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; Исследование несложных реальных связей и зависимостей; Владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза; Выдвижение гипотез, осуществление их проверки;

Реализация оригинального замысла; Интерпретация полученных результатов.

Умения С (творческий уровень)

Умение выделять сущность в явлениях, процессах, видах связи, устанавливать

взаимосвязь между явлениями, процессами; Умение использовать методы познания и описания явлений (моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение);

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Умение осуществлять самостоятельный выбор критериев сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

Использование интерпретации полученных результатов для разработки исследовательского проекта.

Рефлексивная деятельность

Умения А (репродуктивный уровень)

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности; Владения навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения; Знание экологических требований к организации жизнедеятельности общества; Осознание своей национальной, социальной принадлежности;

Владение информацией о выборе путей продолжения образования.

Умения В (конструктивный уровень)

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

Конструктивное восприятие иных мнений и идей; Выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; Определение собственного отношения к явлениям современной жизни; Формирование траектории будущего профессионального и личностного развития.

Умения С (творческий уровень)

Учет мнения других людей при определении собственной позиции в самооценке;

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

Учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат; Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Информационно-коммуникативная деятельность

Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Основное содержание учебного предмета

Введение (4 часа)

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Основы цитологии (15 часов)

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Обучающиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез - индивидуальное развития организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.

Обучающиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

Основы генетики (7 часов)

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Обучающиеся должны знать: каковы основные законы наследственности; как гены взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать генетические законы, модификационную и мутационную изменчивость.

Генетика человека (2часа)

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Обучающиеся должны знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют генетическими.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека, объяснять причины наследственности и изменчивости,

Повторение (1 час) Цитология. Обмен веществ. Размножение и онтогенез. Генетика.

Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (личностные,

метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса)

(базовый уровень)

Лабораторные работы:

1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Практические работы:
1. Решение генетических задач. Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание.

2. Решение генетических задач. Задачи на сцепленное с полом наследование признаков.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать и понимать:


  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;

  • особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

  • особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура);

  • причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.

Уметь (владеть способами деятельности):


  • приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;

  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;

  • оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;

  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

  • выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами Урала и Свердловской области;

  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.);

  • использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья):


  • соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета обучающимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, контролирующую, воспитательную и корректирующую функции. В структуре рабочей учебной программы средства контроля логически связаны с последовательностью изучаемых тем.

Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов практической деятельности; проверку уровня усвоения знаний. В связи с этим проводится поурочный опрос предыдущих тем как в виде устных ответов обучающихся, так и в виде тестирования, решения логических или расчетных задач.

Предусматривается промежуточный контроль знаний по темам нескольких уроков, обобщающие уроки по отдельным главам, либо по целому блоку, логически связанных общей тематикой, глав.

Структура обобщающих уроков повторяет структуру ЕГЭ, т.е. включает тестовые задания с одним или несколькими правильными ответами, нахождение ошибок в предложенном тексте и их исправление, нахождение соответствий, установление правильной последовательности событий.

При подготовке рабочей учебной программы были использованы как имеющиеся контрольно-измерительные материалы методических пособий, так и скорректированные с учетом конкретных классов и уровнем подготовленности обучающихся.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Раздел программы с указанием количества часов на раздел и характеристикой деятельности обучающихся (основные виды учебной деятельности)

урока

Дата проведения

Тема урока

Этнокультурные особенности Республики

Примечания

По плану

фактическая

Введение (4 часа).

1.

1 неделя сентября

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Таблицы.

§1,§2.

2.

2 н.с.

Сущность жизни и свойства живого.

Таблицы.

§3.

3.

3 н.с.

Уровни организации жизни.

Таблицы.

§4.

4.

4 н.с.

Обобщающий урок по теме «Введение».

Таблицы, индивидуальные карточки-задания, тесты.

Глава 1. Основы цитологии. (15 часов).

5.

5 н.с.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клеток.

Таблицы, микроскопы, микропрепараты.

§5,§6.

6.

1 неделя октября.

Вода и ее роль в жизнедеятельности клеток. Минеральные вещества и их роль в клетке.

Таблицы.

§7, §8.

7.

2 н.о.

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Таблицы.

§9, §10.

8.

3 н.о.

Строение и функции белков.

Лабораторная работа №1: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

Таблицы.

§11.

9.

4 н.о.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические вещества клетки.

Таблицы, модель ДНК, ИКТ.

§12,§13.

10.

2 неделя ноября.

Обобщающий урок по химической организации клетки.

Таблицы, тесты, карточки-задания.

11.

3 н.н.

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.

Таблицы, ИКТ.

§14, §15.

12.

4 н.н.

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения; митохондрии, пластиды, органоиды движения.

Таблицы, ИКТ.

§16, §17.

13.

1 неделя декабря.

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток, клеток растений, животных и грибов.

Микроскопы, микропрепараты растительных клеток, клеток животных и грибов. ИКТ.

§18,§19.

14.

2 н.д.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Вирусные заболевания в регионе.

Таблицы, ИКТ.

§20.

15.

3 н.д.

Обобщающий урок по теме «Клетка - структурная единица живого».

Таблицы, тесты, карточки-задания.

16.

4 н.д.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

Таблицы.

§21,§22.

17.

5 н.д.

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

Таблицы.

§23 -§25.

18.

2 неделя января.

Пластический обмен. Биосинтез белков.

Таблицы, видеофрагмент.

§26 -§27.

19.

3 н.я.

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии в клетке».

Таблицы, тесты, карточки-задания.

Глава 2 . Размножение и индивидуальное развитие организмов. (5 часов)

20.

4 н.я.

Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. Амитоз.

Таблицы, динамическое пособие по делению митозом, ИКТ.

§28,§29.

21.

1 неделя февраля.

Способы деления клетки. Мейоз.

Таблицы, динамическое пособие по делению митозом, ИКТ.

§30.

22.

2 н.ф.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

С учетом примеров местных видов.

Таблицы, рисунки, фото.

§31, §32.

23.

3 н.ф.

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Таблицы.

§33, §34.

24.

4 н.ф.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

Влияние вредных привычек на постэмбриональное развитие. Статистика нашего региона.

Таблицы.

§35 -§37.

25.

1 неделя марта.

Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма».

Таблицы, тесты, карточки-задания.

Глава 3. Основы генетики. (7 часов)

26.

2 неделя марта.

Становление генетики как науки. Основные генетические закономерности и понятия.

Портрет Г.Менделя, таблицы.

§38,§39.

27.

3 неделя марта.

Моно - и дигибридное скрещивание. Законы Г.Менделя. Практическая работа №1«Решение генетических задач».

Таблицы, тексты задач.

§40, §41.

28.

4 неделя марта.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

Таблицы.

§42, §43.

29.

2 неделя апреля.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

Практическая работа №2 Решение генетических задач.»

Таблицы.

§44,§45.

30.

3 неделя апреля

Изменчивость, ее виды. Ненаследственная изменчивость.

С учетом примеров местных модификаций.

Таблицы.

§46.

31.

4 неделя апреля.

Наследственная изменчивость. Мутации, их причины и виды.

Виды мутагенов нашего региона.

Таблицы.

§47,§48.

32.

1 неделя мая

Обобщающий урок по теме «Основы генетики».

Таблицы, тесты, карточки-задания.

Глава 4. Генетика человека. (2часа)

33

2 неделя мая

Методы исследования генетики человека.

Таблицы, ИКТ.

§49.

34

3 неделя мая

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Наследственные заболевания человека, встречающиеся в РБ.

Таблицы, рисунки, фото, ИКТ.

§50,§51.

Заключение. (1час).

35

4 неделя мая

Повторение и обобщение изученного материала.

Таблицы, ИКТ.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Под учебно-методическим комплексом понимается система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с рабочей учебной программой и выбранными системами (линиями) обучения, достаточных для реализации целей и содержания ФГОС НОО.

Учебно-методический комплекс - это структурный элемент рабочей учебной программы, который определяет все необходимое для реализации данного курса:

  • Библиотечный фонд (книгопечатная продукция, ресурсы электронных каталогов и библиотек и т.д.) представлен списком литературы в следующем разделе.

  • Печатные пособия (демонстрационный материал, наборы сюжетных картинок, раздаточный материал, репродукции картин, карточки с заданиями и т.д.) представлен таблицами по общей биологии по всем изучаемым разделам.

  • Компьютерные и ИКТ средства (цифровые источники и инструменты, электронные справочные и виртуальные лаборатории и т.д.)

  • Технические средства обучения (классная доска, магнитная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор.

  • Экранно-звуковые пособия (видеофрагменты, изображения, аудио-видеозаписи и т.д.).

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (учебные пособия, объекты, инструменты и т.д.).

Список литературы и средств обучения


  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.

  2. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1996.

  4. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

  5. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  7. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

  8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002.

  9. Реймерс. Популярный биологический словарь. - М.: Просвещение, 1991.

  10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005.

11.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с.

12. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и

И.Мейнке; Пер. с нем. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003,

с.243-244.

13. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. - М.Эксмо, 2007. - 240с.

14. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю.

Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. - М.: Дрофа, 2008. - 135с.

15.Богданова Т.Л., Солодова Е.А.Биология: справочник для

старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ_ПРЕСС ШКОЛА,

2006 г.

Литература для учителя:

Основная:

1. Н.В.Чебышев, Г.С.Гузикова, Ю.Б.Лазарева, С.Н.Ларина Биология. Новейший справочник. - М: Махаон, 512с. 2007.

2.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.

3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ - 2011/ФИПИ. М.: Интеллект-Центр, 2010. 301с.

5. Чебышев Н.В. Пособие для поступающих в ВУЗы - М.: Новая Волна. 2010.

6. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. Решение сложных заданий по ЕГЭ/ ФИПИ М.: Интеллект-Центр, 2010.

7. Ионцева Ю.А., Торгалов А.В. Биология в схемах и таблицах. М. 2011.

Дополнительная:

Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1999.

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.

  2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1986.

  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005.

  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. - М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.

  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. - Саратов: Лицей, 2001.

  7. Дроздецкая В.С. Медицинская генетика. - СПб: Санкт-Петербургский базовый акушерский колледж, 2001.

  8. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  9. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  10. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.

  11. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

  12. Ишкина И.Ф. Биология. 10 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.

  13. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

  14. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. - М.: Просвещение, 1985.

  15. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. - М.: Лист, 1999.

  16. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.

  17. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов. Лицей. 2002.

Интернет-материалы

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Сайты, содержащие учебные материалы

  1. Научная сеть. nature.ru

Достоверная научная информация по основным разделам биологии. Аннотации книжных новинок, научные статьи, биографии ученых.

  1. Тропинка в загадочный мир. biodan.narod.ru

Размещена информация по ботанике. зоологии, антропологии, юриспруденции в биологии. Здесь же представлены каталоги сайтов по биологии и базы данных.

  1. Государственный дарвиновский музей. darwin.museum.ru

Можно познакомиться с экспозициями музея, содержанием выставок, совершить виртуальную экскурсию, поучаствовать в конференциях, узнать книжные новинки.

  1. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» livt.net/

4 862 фотографии, классификация живых существ, сайт постоянно дополняется новыми сведениями

  1. МПР России. mnr.gov.ru/

Сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ.


Для учителя:

  1. Научно-методический журнал «Биология в школе»

  2. Сайты, содержащие учебно-методические материалы для учителя

1.Профильное обучение в старшей школе profile-edu.ru

Сайт целиком посвящен профильному обучению и имеет рубрики: эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение профильного обучения, Министерский Совет по профильному обучению.

  1. Российский общеобразовательный портал school.edu.ru
    Федеральный образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей дошкольно-школьного возраста, абитуриентов: учебно-методические, информационные и др. материалы. Образование в регионах. Официальные документы. Коллекции и проекты. Консультации специалистов.

  2. Дистанционная поддержка профильного обучения edu.of.ru/profil/
    На этом сайте представлен аннотированный каталог информационного обеспечения, реализованного в виде веб-сайтов. Его рекомендуется использовать при проектировании и реализации базовых, профильных и элективных курсов по предметам базисного учебного плана.

  3. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" ict.edu.ru/

Портал входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

  1. Большая перемена newseducation.ru

Педагогическая газета, освещает проблемы образования и воспитания, педагогической науки, семьи, детства. Совместный проект Минобразования и науки РФ и информационного агентства "Прайм-ТАСС", цель которого - информационная поддержка модернизации и развития системы российского образования.

  1. Федерация интернет-образования fio.ru

Портал, посвященный интернет-образованию в России. На сайте представлена информация обо всех учебных программах. Посетители сайта могут также ознакомиться с проектами по образовательной тематике, которые поддерживает Федерация.

  1. Сетевое объединение методистов som.fio.ru/

В помощь учителю. На сайте размещаются различные материалы: уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи.

  1. Учитель.ru teacher.fio.ru

Сайт создан как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайта организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.

  1. Рейтинг электронных образовательных ресурсов rating.fio.ru/
    Содержит рейтинг электронных учебников разбитый по предметах.

  2. Новаторство Intel® в образовании intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/index.htm

Всемирная программа, созданная учителями для учителей, чтобы помочь им эффективно интегрировать технологии в процесс преподавания для улучшения качества обучения.

  1. CURATOR.RU - Интернет технологии в образовании curator.ru/e-books/
    Обширный каталог по обучающим программам и электронным учебникам в сети WWW для обучающихся разных возрастов и уровня подготовки. Рубрифицирован по предметам.

  2. Учёба ucheba.com Включает:

  • posobie.ru Содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования;

  • uroki.ru Содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;

  • metodiki.ru Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.

  1. Новые педагогические технологии scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology

Курс, автором которого является д.п.н. Е.С. Полат, предназначен для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов педагогических вузов, преподавателей педагогики, аспирантов. Он посвящен методу проектов и обучению в сотрудничестве.

  1. Компания Гиперметод learnware.ru/intro/

На сайте представлены программы для создания мультимедийных обучающих продуктов и дистанционного обучения.


© 2010-2022