Значение рыб в природе и жизни человека

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМСКОПОЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» НМР РТ 423564, РТ, Нижнекамский район, п.г.т. Камские Поляны, д 1/29 тел/факс (8555)33-95-50




«Значение рыб в природе и жизни человека».


(Урок обобщение в 7 классе

с элементами интегрирования

по биологии и технологии на региональном семинаре

по теме «Совместное творчество учителя и ученика - залог интеллектуального

и личностного роста школьника»)





Разработали урок:

учитель биологии

первой квалификационной категории

Файзулинна Лидия Михайловна,

учитель технологии

первой квалификационной категории

Исхакова Файля Менахмедовна


2010



Тема урока «Значение рыб в природе и жизни человека».

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания об основных признаках представителей классов рыб, о значении рыб в природе и жизни человека; о промысловых видах рыб; о способах кулинарной обработки рыбы в питании человека.

Развивать коммуникативные способности, навыки приготовления блюд из рыбы; творческие способности при решении биологических задач, при оформлении блюд; познавательный интерес; логическое мышление.

Воспитывать эстетический вкус, прививать навыки культуры труда; соблюдать правила этикета при приеме пищи.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков;

Вид урока: интегрированный урок биологии и технологии;

Формы работы: индивидуальная; в парах.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный; проблемный; диалогический;

Оборудование: мультимедийнная установка; таблицы по теме «Рыбы»; рисунки рыб; книжная выставка; выставка блюд из рыбы; рефераты по теме «Многообразие рыб».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Учитель биологии. (1минута)

Сегодня у нас необычный урок. Урок с элементами - интегрирования, на котором мы постараемся объединить знания, полученные на уроках биологии и технологии.

Вы вспомните основные признаки классов рыб, значение рыб в природе и жизни человека, промысловые виды рыб.

II. Основная часть.

  1. Обобщение и систематизация знаний об общих признаках классов рыб.

(3минуты)

Давайте вспомним систематическое положение классов рыб в царстве животных (работа у доски).

Задание:

Царство - _____________________________________________________(животные)

Тип -_________________________________________________________(хордовые)

Надкласс -______________________________________________________(рыбы)

Классы -_______________________________________________________(хрящевые, костные)

2. Назовите признаки, характерные для хрящевых и костных рыб (работа у доски).

(3минуты)

Хрящевые Костные

  1. Хрящевой скелет 1. Костный скелет.

2. Жаберные щели 2. Жаберные крышки.

3.Творческое задание. Вместо точек проставьте буквы, чтобы получились название рыб. (5минут)


Б - - - - -

Ч - - - - -

А - - - -

Ф - - - - -

К - - - - -

Х - - - - - - - -

Г - - - - -

О - - - - -

М - - - -

Г - - - - -

Е - -

С - - - - - - -

Щ - - -


Какие из этих рыб обитают в пресных, а какие в соленых водоемах?

(В пресных водоемах обитает - горчак, ерш, окунь, голавль, форель, плотва, щука, стерлядь.

В соленых - акула, хвостокол, манта).

Какие промысловые виды рыб вы знаете?

4.Какое значение имеют рыбы в природе и жизни человека? (4минут)

(Слайд 1)

Значение рыб в природе и жизни человека




Отгадайте, какие рыбы здесь изображены?

(Слайд 2)

Значение рыб в природе и жизни человека


ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (2минут)




(Слайд 3)


Значение рыб в природе и жизни человека




Ученики. (Заполнение приложения, работа в парах). (5 минут)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

I. Значение рыб (работа в парах)

В природе

В жизни человека
















II. Закончите пословицы.

1). Была бы рыба, а ______________________________________

2). Будешь спать на берегу, не _____________________________

З). Рыба в реке - еще ____________________________________

4). Рыба мелка, да _______________________________________

5). Закидываешь удочку вперед, ____________________________

6). Чем больше зависти, тем _______________________________

III. Отгадай загадки.

С буквой «с» живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой «ф» за красоту

Меня жар-птицей называют. ( САЗАН)

Он в самом омуте живет - хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. ( СОМ)

Драчун и забияка, живет в воде,

Когти на спине - и щука не проглотит. (ЕРШ)

Когда ею пользуются - ее бросают,

Когда не пользуются - на спине таскают. (УДОЧКА)

IV. Правила этикета. (закончить предложения)

1. Рыбу едят____________________ ?

2. Кости из рыбы вынимают________ ?

Придерживая_______ или ___________?

Учитель технологии.

  1. Почему рыбу считают ценным питательным и диетическим продуктом?

(Слайд 4)



Значение рыб в природе и жизни человека



Предполагаемые ответы учащихся: (2минуты)

1.Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках. Мясо рыбы не уступает по питательности свойствам мяса крупного рогатого скота. Мясо рыбы с наименьшими энергозатратами перевариваются и почти полностью усваиваются в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба - богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.)

2.В каком виде рыба поступает в продажу? (свежем, замороженном, консервированном, вяленом виде).

3. Назовите способы тепловой обработки рыбы. Какому способу лучше отдать предпочтение?

4. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при разделке рыбы и приготовлении блюд?

На протяжении многих веков складывались удивительные рецептуры русских рыбных блюд. Простые рецепты постепенно усложнялись. В результате опытным путем народ выработал рациональное сочетание рыбы с другими продуктами, обеспечивающее готовым блюдам прекрасный вкус и высокую биологическую ценность. Многие старые русские блюда совершенно забыты. Такой кулинарной загадкой стало теперь тельное.

Ученица: (сообщение исторической справки) (2минуты)

Опытный кулинар скажет, что это обычные рыбные зразы, сделанные в виде полумесяца. Однако в рукописных памятниках 16 века встречаются такие блюда, как «Карасики тельные», «Кружочки тельные», «Кулебяка тельная». Старинные кулинарные книги позволяют установить, что же такое тельное. Вот один из рецептов; «Возьми судаков, щук, омулей или другую рыбу с белым телом; сними кожу, выбери кости, и толки в деревянной чашке пока тельное хорошо убьется и будет отставать от чашки». Таким образом, первоначальное значение слова «тельное» - рыбный фарш и делали из него ряд блюд, которые часто называли тельным. В 20 веке название это закрепилось только за одним изделием - рыбными зразами, жаренными в жире.

Демонстрация ученицами рыбного блюда, приготовленного дома.

Ученица: рассказывает способ приготовления зраз: на лепешку из рыбного фарша укладывается начинка из грибов, яиц, жареного лука. Края лепешки закрывают и придают форму полумесяца, смачивают яйцом, панируют в сухарях, жарят на сковороде и дожаривают в духовке. (3минуты)

(Слайд 5)

Значение рыб в природе и жизни человека



Ученица: расскажет о способе приготовления селедки под шубой.

Учитель технологии: предлагает оригинальный вариант селедки под шубой:
Отварите картофель "в мундире" и очистите его от кожицы. Дайте остыть. То же самое проделать со свеклой. Натереть свеклу на средней терке, посолить по вкусу и добавить немного сахара, заправить майонезом. Картофель порезать 1 см кружками и положить сверху ложечку подготовленной свекольной массы, затем ломтик сельди и аккуратно нарезанный полукольцами лук, веточку зелени. (2минуты)

(Слайд 6)

Значение рыб в природе и жизни человека




Ребята, какие секреты нужно знать для приготовления блюда из рыбы?

(учащиеся говорят свои варианты ответов)

Десять полезных советов (4минуты)

1. Если воду, в которой варится рыба, влить свежего молока, исчезнет сильный запах, рыба станет мягче и вкуснее.

2. Рыба, сваренная на пару, питательнее отварной, потому что в ней сохраняется больше вкусовых веществ.

3. Рыбные консервы кладут в суп не раньше, чем за 3- 5 минут до конца варки.

4. Руки и посуда не будут пахнуть рыбой, если их вымыть в воде с добавлением уксуса (0,5 столовой ложки на 1 литр воды).

5. Рыбный суп не получится вкусным без лука.

6. Чтобы рыба хорошо подрумянилась, надо, перед тем, как жарить, вытереть ее полотенцем.

7. При запекании рыбу прикройте фольгой, чтобы она сохранила сочность,

8. Посолите кусочки рыбы за 15 минут до жарки - они не развалятся.

9. Чтобы на кухне не было неприятного запаха жареной рыбы, на сковороду положите кусочки сырой картофелины.

10. Морская рыба будет нежнее, если за 30 - 40 минут до жарки ее посыпать сахаром.

Правила этикета (закончить предложения)

Умение правильно вести себя за столом во время приема пищи и красиво есть залог культурного поведения за столом

1. Рыбу едят_(вилкой)________?

2. Кости из рыбы вынимают_______ (вилкой), придерживая ______ (кусочком хлеба) или ___________(рыбным ножом, лопаточкой)?

(2минуты)

Ученик: отгадайте.

1). Название, каких рыб совпадает с названием русских городов? (Калуга, Елец, Судак, Рыбная слобода, Елабуга - окунь, в переводе с татарского языка).

1).Какая рыба и инструменты имеют одинаковое название? (рыба-молот, рыба - пила, рыба - игла)

2).Какая рыба из отряда Акулы имеет название древнего холодного оружия? (Рыба - меч)

3).Аквариумная рыбка (одна из форм золотой) и оптический прибор для наблюдения небесных светил имеют одинаковое название. Какое? (Рыба телескоп.)

4).Название, какого европейского города нужно прочесть справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан - налим). (3минуты)

5. Творческое задание. Закончите пословицы (работа в парах). (2минуты)

1). Была бы рыба, а ...

2). Будешь спать на берегу, не ...

З). Рыба в реке - еще ...

4). Рыба мелка, да...

5). Закидываешь удочку вперед, ...

6). Чем больше зависти, тем .... (Слайд 7)

Значение рыб в природе и жизни человека




  1. Заключительная часть урока.

Домашнее задание (Слайд 9)

«4» - подготовить кроссворд по теме «Многообразие рыб»

«5»- Создать листовку в защиту охраны рыб в реках Нижнекамского района

2). Взаимооценка работы учащимися. (2 минуты)

3). Оценка работы учащихся учителем.

Список литературы.

1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс: - М.: Дрофа 2005г.

2. Балабанова В. В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / В. В. Балабанова, Максимцева Т.А. - Волгоград, издательство «Учитель».2001 - 162с.

3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Дидактические материалы / Т.А. Дмитриева, С.В Суматохин - М., «Дрофа».2002 - 124с.

4.Касаткина Н. А. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / Касаткина Н.А. - Волгоград, издательство «Учитель».2005

Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org/wiki/Pisces

beriki.ru/2008/01/29/spasite-rybu-rossii

5. Симоненко Виктор Дмитриевич, Синица Наталья Владимировна, Кожина Ольга Алексеевна, Табурчак Ольга Владимировна. «Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» Издательство: Вентана-Граф (2010)

6.Книга "Рыба. Рецепты приготовления рыбных блюд"

Автор: Лазерсон Илья

Издательство: Центрполиграф, 2007 г.

Интернет ресурсы: kata-log.ru/food/pravilnaa-podacha-rybnyh

fishing-club.ru/food-fish/index-food-serv.htm

zapasnik.ucoz.ru/publ/15-1-0-14

eda-server.ru/cook-book/osnovnye/ryba/st01163

На уроке присутствовали:

Директор школы «КПСОШ №1» Ф.А. Сибгатуллина;

Методист ИМЦ по национальному вопросу Л.Н. Муртазина

Учителя «КПСОШ №2»:

учитель биологии высшей квалификационной категории Т.А.Абызова,

учитель технологии первой квалификационной категории Т.М.Никалашина.

Учитель гимназии:

учитель технологии первой квалификационной категории Р.Н.Арсланова.

Учителя МУДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий «Тургай»»:

Зам. Директора по УВР С.Ф.Тимушова,

Зав.ОМР Р.Г.Каримова












© 2010-2022