Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Таяндинская средняя общеобразовательная школа

Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор МКОУ Таяндинской СОШ _________________________ _____________________ /__________________ / / ____________________/ «_____»______________20__г. «_____»______________20__г.

.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Название предмета: БИОЛОГИЯ

Класс: 5

Учитель: Башарова Татьяна Леонидовна

Количество часов по учебному плану

за год: 35

в неделю: 1

Составлено на основе: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2014/.

Преподавание ведется по учебнику: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5-6 классы, М. «Просвещение», 2014.





Рабочую программу разработала: Башарова Т.Л.





2015 год

Пояснительная записка к программе по биологии в 5 классе

  1. Преподавание предмета ведётся по следующим нормативным и инструктивно - методическим документам (из методических писем ЧИППКРО):

Федеральный уровень

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном

процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в

Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном

процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

Региональный уровень

Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год».

Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.

2. Цели реализации программы (из Стандарта и Фундаментального ядра содержания общего образования):

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

  1. Задачами реализации программы учебного предмета являются (из Стандарта):

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

  1. Особенности обучения детей на данной ступени образования, в данном классе:

Содержание учебника для 5-6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности

( питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

  1. Виды учебной деятельности, которые развиваются у обучающихся на данной ступени образования: обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

  1. График текущего контроля.




График текущего контроля 5 класса

I четверть. 2015-2016 год

Таблица 1


Класс

Предмет

Тема учебного занятия

Форма зачёта

Планируемая дата проведения

Примечание

5

биология

Разнообразие живой природы.

Тест

4 неделя сентября




Среды обитания организмов.

Тест

5 неделя сентября









Общая характеристика курса биологии

  1. Основное описание курса:

    1. Основные разделы программы учебного предмета:

Таблица 2

п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Введение. Биология как наука

7

1

-

2

Глава 1. Клеточное строение организмов

9

1

5

3

Глава 2. Многообразие организмов

16

2

5

4

Итоговая контрольная работа

1

1


5

Защита проекта

1

1

-

Итого:

34

6

10


  1. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся, включая формы с привлечением ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды района, села.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования информационно коммуникативных технологии, технологий дифференцированного обучения, дидактических материалов, коллективной системы обучения и применения дидактической многомерной технологии.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- фронтальные;

- практикумы.

  1. Перечень методов организации учебной деятельности, с обоснованием выбора методов:

При организации занятий с детьми 5 классов по биологии используются различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта. В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

- проблемное обучение;

- метод проектов.

Овладение учащимися основами методов научного познания в условиях реализации школьной образовательной программы предполагает широкое применение методов учебного эксперимента, наблюдения, исследовательского, проблемного, разнообразных активных методов обучения.

  1. Описание связи с другими учебными предметами в части преемственности содержания элементов образования, формирование межпредметных понятий, обеспечение проектной деятельности, конвергентного образования.

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.).

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, литературой, трудовым обучением).






Место курса в базисном учебном плане

  1. Количество часов на освоение учебного предмета на уровне начального общего, либо основного общего образования:

Согласно Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 34 часов в год.

  1. Указание классов или периодов обучения, в рамках которых планируется освоение учебного предмета, и количество часов в каждом из периодов обучения, отведённых на изучение предмета:

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, 34 (1ч в неделю) в 7 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 8, 9 классах. Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.

  1. Указание количества времени и формы для организации промежуточной аттестации и итоговой аттестации по итогам освоения программы: промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования в течение одного урока.

  2. Описание связи с содержанием предметов (курсов) по выбору обучающихся.

  3. Основания расчёта часов на освоение учебного предмета (поддержка приоритетного направления обучения по выбору учащихся, организация системы предпрофильной подготовки и т.д.).

Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть любого авторского курса биологии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 180 ч. Оставшиеся 65 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени на изучение тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей программы.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  2. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание учебного предмета

Таблица 3


  1. Название раздела 1: Живые организмы

  1. Название учебного модуля 1: Биология как наука

    1. Тема 1. Биология - наука о живой природе.

Элементы содержания образования: Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности.

    1. Тема 2. Методы изучения биологии.

Элементы содержания образования: Методы - составная часть науки. Практические и теоретические методы.

    1. Тема 3. Как работают в лаборатории.

Элементы содержания образования: Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии.

1.4. Тема 4. Разнообразие живой природы.

Элементы содержания образования: Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого.

1.5. Тема 5. Среды обитания организмов.

Элементы содержания образования: Вода и ее значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное использование и охрана водоемов. Воздух и его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания для живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания.

1.6. Тема 6. Экскурсия «Разнообразие живых организмов».

Элементы содержания образования: Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.

1.7. Тема 7. Контрольная работа № 1 «Биология как наука».

2. Название учебного модуля 2: Клеточное строение организмов.

2.1. Тема 1. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1 «Устройство лупы, микроскопа и приёмы работы с ним».

Элементы содержания образования: Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом.

2.2. Тема 2. Химический состав клетки. Лабораторная работа № 2 «Неорганические вещества».

Элементы содержания образования: Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

2.3. Тема 3. Органические вещества. Лабораторная работа № 3 «Органические вещества».

Элементы содержания образования: Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

2.4. Тема 4. Строение клетки. Лабораторная работа № 4 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука».

Элементы содержания образования: Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли.

2.5. Тема 5. Пластиды. Лабораторная работа № 5 «Приготовление препарата пластид в клетках».

Элементы содержания образования: Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.

2.6. Тема 6. Процессы жизнедеятельности в клетке.

Элементы содержания образования: Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение цитоплазмы.

2.7. Тема 7. Деление и рост клеток.

Элементы содержания образования: Деление клеток - основа размножения, роста и развития организмов.

2.8. Тема 8. Единство живого.

Элементы содержания образования: Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток.

2.9. Тема 9. Контрольная работа № 2 «Клеточное строение организмов».

3. Название учебного модуля 3: Многообразие организмов.

3.1. Тема 1. Классификация организмов.

Элементы содержания образования: Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы.

3.2. Тема 2. Строение и многообразие бактерий.

Элементы содержания образования: Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение.

3.3. Тема 3. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Элементы содержания образования: Роль бактерий в круговороте веществ в природе и в жизни человека.

3.4. Тема 4. Строение грибов.

Элементы содержания образования: Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

3.5. Тема 5. Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 6 «Особенности строения мукора и дрожжей».

Элементы содержания образования: Плесневые грибы и дрожжи.

3.6. Тема 6. Контрольная работа № 3 «Бактерии и грибы».

3.7. Тема 7. Характеристика царства Растения.

Элементы содержания образования: Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений.

3.8. Тема 8. Водоросли.

Элементы содержания образования: Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей.

3.9. Тема 9. Лишайники.

Элементы содержания образования: Лишайники - симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников.

3.10. Тема 10. Высшие споровые растения.

Элементы содержания образования: Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение.

3.11. Тема 11. Голосеменные растения. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения голосеменных растений».

Элементы содержания образования: Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком.

3.12. Тема 12. Покрытосеменные растения. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение цветкового растения».

Элементы содержания образования: Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека.

3.13. Тема 13. Контрольная работа № 4 «Строение растений».

3.14. Тема 14. Общая характеристика царства Животные.

Элементы содержания образования: Царство Животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники.

3.15. Тема 15. Подцарство Одноклеточные. Лабораторная работа № 9 «Изучение амёб».

Элементы содержания образования: Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Корненожки.
Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

3.16. Тема 16. Беспозвоночные и позвоночные животные. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения позвоночного животного».

Элементы содержания образования: Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные. Иглокожие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие.

3.17. Тема 17. Итоговая контрольная работа.

3.18. Тема 18. Проект «Многообразие живой природы».





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Таблица 4


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Универсальные учебные действия (УУД)

1

Биология - наука о живой природе.

1

Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию.

2

Методы изучения биологии.

1

-Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

-Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

- Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

3

Как работают в лаборатории.

1

-Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой.

-Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

- Формирование экологического сознания.

4

Разнообразие живой природы.

1

-Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

-Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

-Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого.

- Знают правила поведения в природе.

5

Среды обитания организмов.

1

-Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания.

-Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу.

-Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

- Знание основ здорового образа жизни.

6

Экскурсия «Разнообразие живых организмов».

1

-Анализируют какие изменения происходят в природе осенью.

-Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

-Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

- Формирование экологического сознания.

7

Контрольная работа № 1 «Биология как наука».

1

Систематизировать и обобщить знания по теме.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

8

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа № 1 «Устройство лупы, микроскопа и приёмы работы с ним».

1

-Устанавливают цели лабораторной работы. Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними.

-Называют части приборов, описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы.

-Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, находят дополнительную информацию в электронном приложении.

- Формирование потребности в самовыражении и самореализации, в социальном признании.

9

Химический состав клетки.

Лабораторная работа № 2 «Неорганические вещества».

1

-Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

-Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.

-Умеют слушать и слышать друг друга.

-Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

10

Органические вещества.

Лабораторная работа № 3 «Органические вещества».

1

-Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

-Самостоятельно обнаруживают учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

11

Строение клетки.

Лабораторная работа № 4 «Приготовление препарата

кожицы чешуи лука».

1

-Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

-Самостоятельно определяют цель учебной деятельности.

-Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

12

Пластиды.

Лабораторная работа № 5 «Приготовление препарата

пластид в клетках».

1

-Устанавливают цели лабораторной работы.

Анализируют увиденное.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

-Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

13

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1

-Анализируют движение цитоплазмы.

-Отрабатывают умение работать с микроскопом.

-Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

- Формирование потребности в самовыражении и самореализации, в социальном признании.

14

Деление и рост клеток.

1

-Анализируют информацию о процессах, протекающих в клетке.

-Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи.

-Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

15

Единство живого.

1

- Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представления о единстве живого.

- Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения.

-Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

16

Контрольная работа № 2 «Клеточное строение

организмов».

1

-Структурируют знания о клетке.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

17

Классификация организмов.

1

- Выделять существенные признаки представителей разных царств природы.

-Определять принадлежность биологических объектов к систематической группе (классифицировать).

- Знают правила поведения в природе.

18

Строение и многообразие бактерий.

1

-Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов.

-Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

-Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

- Знание основ здорового образа жизни.

19

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

-Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями.

-Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

-Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

- Знание основ здорового образа жизни.

20

Строение грибов.

1

-Анализируют клетки грибов и растений, выясняя признаки сходства и отличия в строении.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью.

- Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

-Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

21

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа № 6 «Особенности строения мукора и дрожжей».

1

-Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение грибной клетки.

- Составляют план и последовательность действий.

- Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга.

- Знание основ здорового образа жизни.

22

Контрольная работа № 3 «Бактерии и грибы».

1

-Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

- Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

23

Характеристика царства Растения.

1

-Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

- Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений.

- Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

- Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

24

Водоросли.

1

-Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение зелёных водорослей.

- Составляют план и последовательность действий.

- Умеют слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала.

- Формирование потребности в самовыражении и самореализации, в социальном признании.

25

Лишайники.

1

- Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

-Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

26

Высшие споровые растения.

1

- Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

- Применяют практические навыки.

- Умеют слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

26

Голосеменные растения.

Лабораторная работа № 7 «Изучение строения

голосеменных растений».

1

- Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

- Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

- Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы.

- Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

28

Покрытосеменные растения.

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение цветкового растения».

1

- Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.

- Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

- Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала.

- Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

29

Контрольная работа № 4 «Строение растений».

1

-Осознают качество и уровень усвоения изученного материала.

- Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

- Умение реализовывать теоретические познания на практике.

30

Общая характеристика царства Животные.

1

- Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека.

- Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.

-Находить информацию о животных в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую.

- Формирование потребности в самовыражении и самореализации, в социальном признании.

31

Подцарство Одноклеточные.

Лабораторная работа № 9 «Изучение амёб».

1

-Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения.

-Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека.

- Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- Знание основ здорового образа жизни.

32

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Лабораторная работа № 10 «Изучение строения

позвоночного животного».

1

- Сравнивать представителей животных, делать выводы на основе сравнения.

-Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными. Объяснять роль беспозвоночных животных в жизни человека.

- Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

-Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

33

Итоговая контрольная работа.

1

Систематизировать и обобщить знания по теме.

34

Проект «Многообразие живой природы».

1

-Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую.

-Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта.

-Аргументировано отстаивать свою точку зрения.

- Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.






Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение

образовательного процесса


1.Учебно - методическое обеспечение

    1. Учебники и учебные пособия

Таблица 5


№ п/п

Название

Авторы

Классы

Издательство, год издания

Наличие электронного приложения


1

Биология. 5-6 классы (учебник).

В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк.

5-6

М. «Просвещение», 2014 г.

2

Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс.

В. В. Пасечник и др.

5

М. «Просвещение», 2014 г.

3

Биология. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя).

В. В. Пасечник и др.

5-6

М. «Просвещение», 2014 г.

4

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы.

В. В. Пасечник и др.

5-9

М. «Просвещение», 2013 г.





2.Материально - техническое обеспечение:

2.1. Учебное оборудование и компьютерная техника

Таблица 6

№ п/п

Наименование учебного оборудования

Темы, в которых применяется данное оборудование

Классы

  1. Учебное оборудование

1.

Название учебного оборудования

Микроскоп

3, 8, 9, 10, 11, 12, 31.

5

  1. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1.

Название

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

4, 5, 13, 14, 15, 34.

24, 25, 26, 30, 31.

5

  1. Спортивное оборудование

1.

Название


  1. Оснащение мастерских

1.

Название


  1. Оборудование для организации дистанционного обучения

1.

Название





2.2. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета

Таблица 7

№ п/п

Наименование

Авторы

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование

Классы

  1. Электронные образовательные ресурсы

1.

Название

1. Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Биология»

school-collection.edu.ru/collection

2. Государственный Дарвиновский музей

biolog188.narod.ru

3. Мир животных: электронные версии книг

med.claw. ru

4. Растения: электронные версии книг

birds.krasu.ru

5. Редкие и исчезающие животные России и

зарубежья

plant.geoman.ru

5

  1. Свободные образовательные Интернет - ресурсы

1.

Название

standart.edu.ru - Федеральный

государственный образовательный стандарт.

5

2.

bio.1september.ru - газета «1 сентября.

Биология» - приложение.

9, 10, 11, 12, 24 ,25, 26, 27, 28.

5

3.

km.ru/education -Учебные материалы и

словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

4, 15, 17, 23.


4.

bio.nature.ru - научные новости биологии.

1, 2, 34.






Планируемые результаты изучения курса биологии

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.






Календарно-тематическое планирование

Приложение 1.

Таблица 8


Тема курса,

кол-во часов

№ урока


Тема урока

Дата проведения

план

факт

Биология как наука (7 ч)

1

Биология - наука о живой природе.

1 неделя сентября


2

Методы изучения биологии.

2 неделя сентября


3

Как работают в лаборатории.

3 неделя сентября


4

Разнообразие живой природы.

4 неделя сентября


5

Среды обитания организмов.

5 неделя сентября


6

Экскурсия «Разнообразие живых организмов».

1 неделя октября


7

Контрольная работа № 1 «Биология как наука».

2 неделя октября


Клеточное строение организмов (9 ч)

8

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа № 1 «Устройство лупы,

микроскопа и приёмы работы с ним».

3 неделя октября


9

Химический состав клетки.

Лабораторная работа № 2 «Неорганические вещества».

4 неделя октября


10

Органические вещества.

Лабораторная работа № 3 «Органические вещества».

2 неделя ноября


11

Строение клетки.

Лабораторная работа № 4 «Приготовление препарата

кожицы чешуи лука».

3 неделя ноября


12

Пластиды.

Лабораторная работа № 5 «Приготовление препарата

пластид в клетках».

4 неделя ноября


13

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1 неделя декабря


14

Деление и рост клеток.

2 неделя декабря


15

Единство живого.

3 неделя декабря


16

Контрольная работа № 2 «Клеточное строение

организмов».

4 неделя декабря


Многообразие организмов (18 ч)

17

Классификация организмов.

1 неделя января


18

Строение и многообразие бактерий.

2 неделя января


19

Роль бактерий в природе и жизни человека.

3 неделя января


20

Строение грибов.

1 неделя февраля


21

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа № 6 «Особенности строения

мукора и дрожжей».

2 неделя февраля


22

Контрольная работа № 3 «Бактерии и грибы».

3 неделя февраля


23

Характеристика царства Растения.

4 неделя февраля


24

Водоросли.

1 неделя марта


25

Лишайники.

2 неделя марта


26

Высшие споровые растения.

3 неделя марта


27

Голосеменные растения.

Лабораторная работа № 7 «Изучение строения

голосеменных растений».

4 неделя марта


28

Покрытосеменные растения.

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение

цветкового растения».

1 неделя апреля


29

Контрольная работа № 4 «Строение растений».

2 неделя апреля


30

Общая характеристика царства Животные.

3 неделя апреля


31

Подцарство Одноклеточные.

Лабораторная работа № 9 «Изучение амёб».

4 неделя апреля


32

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Лабораторная работа № 10 «Изучение строения

позвоночного животного».

1 неделя мая


33

Итоговая контрольная работа.

2 неделя мая


34

Проект «Многообразие живой природы».

3 неделя мая










Реализация НРЭО

Приложение 2.

Таблица 9

Раздел программы

Тема урока

Дата проведения

Реализация НРЭО

Биология как наука.

Экскурсия «Разнообразие живых

организмов».

1 неделя октября

Ассортимент растений пришкольного участка.

Многообразие организмов.

Голосеменные растения.

4 неделя марта

Разнообразие голосеменных растений Челябинской области.

Многообразие организмов.

Покрытосеменные растения.

1 неделя апреля

Разнообразие покрытосеменных растений Челябинской

области.

Многообразие организмов.

Беспозвоночные животные.

4 неделя апреля

Насекомые Челябинской области.

Многообразие организмов.

Позвоночные животные.

1 неделя мая

Птицы и Млекопитающие Челябинской области.

Многообразие организмов.

Проект «Многообразие живой

природы».

3 неделя мая

Красная книга Челябинской области.

Итого часов НРЭО за год: 6




© 2010-2022