• Преподавателю
  • Биология
  • Мастер-класс по биологии на тему «Форма проведения элективного курса по биологии на профильном уровне»

Мастер-класс по биологии на тему «Форма проведения элективного курса по биологии на профильном уровне»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Тимашевск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

казачья средняя общеобразовательная школа №16 имени Л.Н.Толстого муниципального образования Тимашевский район






мастер-класс

по биологии

на тему

«Форма проведения элективного курса по биологии на профильном уровне»



Автор: Аникина Юлия Петровна

учитель биологии и химии


2016 г


Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Аникина Юлия Петровна я учитель биологии и химии МБОУ казачья СОШ № 16 . Сегодня я хочу представить Вам мой мастер-класс по биологии на тему «Форма проведения элективного курса по биологии на профильном уровне».

  1. Презентация педагогического опыта мастера.

Старший школьный возраст или возраст ранней юности - период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10-11 классы средней школы. У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к школе и учению заметно повышается. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая приобретает все более активный, самостоятельный, творческий характер. Развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического запоминания, развиваются читательские интересы, тесно связанные с направленностью познавательных интересов, которые в свою очередь, становятся широкими, устойчивыми и действенными. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так школьники отчетливо сознают, что необходимым условие достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания, умения и навыки. Поэтому потребность в самостоятельном приобретении знаний - одна из характерных черт современного старшеклассника. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов, лишайников, животных на более глубоком и детальном уровне. Элективные курсы не должны дублировать содержание базового и профильного курсов биологии. Важно, чтобы содержание курса соответствовало познавательным возможностям учащихся и развивало учебную мотивацию. Поэтому, подбирая материал для элективного курса по биологии, я стремилась ответить на вопрос: «Чем данный курс будет полезен, интересен ученику?».

  1. Представление системы занятий по теме «Форма проведения элективного курса по биологии на профильном уровне»

Данный курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе) Программа элективного курса составлена из двух взаимосвязанных и взаимно дополняющих частей, являющихся самостоятельными курсами. В основу положены программы «Биология растений, грибов, лишайников» и «Биология животных» И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова.

Одним из основных методов работы является системно -деятельностный подход с использованием ИКТ- технологий. Целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.

Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Для достижения этой цели я использую обучение через опыт и сотрудничество, исследование в группах, фронтальной и индивидуальной работе. Коллективные, групповые, индивидуальные формы организации. Использую следующие приемы:

«Да-нетка». Пример: возделывать данное растение начали древние ацтеки и инки в начале восьмого века нашей эры, в Европу впервые попали лишь в середине шестнадцатого столетия. подобно другим растениям, привезенным с новооткрытого континента, это растение долгое время считалось ядовитым. Ацтеки называли этот плод "матль", а перевод с итальянского и означает "золотое яблоко". О каком плоде идет речь, определите семейство?

Ученик пытаются найти ответ задавая вопросы. На эти вопросы отвечаем да или нет.

Биологическую разминку - «Дата - Событие». Дата им уже известна из школьного расписания и они ни дома готовят на эту дату различные события связанные с биологией.

«Веер задач», где каждая группа сама выберет себе исследовательскую задачу.

2.1. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

Уважаемые коллеги, мой мастер класс пройдет в виде игры. Хорошая форма для коллективного познания деловая игра. Которая реально моделирует производственную, научную или иную взрослую деятельность. Игра может рассматриваться с разных позиций:

- как форма активного обучения;

- как форма организации учебной деятельности;

- как новая технология обучения.

Форма обучения групповая. Игра «НИЛ». Не африканская река, а научно -исследовательская работа.

  1. Имитационная игра

Дети распределяют роли. Группа исследователей (3 команды по 4-5 человек). Приемная комиссия (учитель с 2-3 учениками), раздает задачи специально подготовленный ученик.

До игры учитель готовит задания, задания не просто творческие желательно подать их обосновано. Задания могут поданы как доклад, мини - спектакль, видеообращение.

Современные города - это бетон и асфальт. Земля (площадь) в городах очень дорога, поэтому места для необходимых человеку зеленых насаждений всегда меньше, чем хотелось бы. А людям так нужна природа! Сделайте предложения, как решить эту проблему и какие можно использовать растения?

Во время игры

1) группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используем УМШ. Ученик выбранные для выдачи задачи, можно использовать как консультанта

2) Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят проект в виде плаката, буклета. Выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу

3) Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает или нет решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу. Каждая группа на основании своего проекта дома готовит презентацию.

Обязательно провожу рефлексию деятельности, которая даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах игры. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, на которые должны ответить себе ученики, умеющие осознавать свою деятельность.

4. Моделирование

Доказательство результативности деятельности учащихся, является разработка учащимися презентаций, докладов, творческих композиций по изучаемым темам, создание проектов.

Учащиеся занимаются научно - исследовательской деятельностью, участвуют в различных всероссийских конкурсах активно принимают участие в школьных тематических вечерах, выставках, разрабатывая проекты по их оформлению. Что позволяет, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. В результате посещения элективного курса ученики ещё раз убеждаются в том, что биология - одна из самых интересных наук, получают представление о смежных с биологией науках и достижениях науки и техники на доступном для них уровне, находят нужную информацию, используя ИКТ.

5. Рефлексия мастер класса

Уважаемые коллеги! Я предложила Вашему вниманию одну из форм проведения элективных курсов по биологии. Я очень попрошу выбрать из предложенных на вашем столе цветов, тот который бы отражал ваше настроение: красный - если было интересно и познавательно, желтый - не все понятно, не затронуло. Вот мы и собрали яркий букет. Вместе мы можем многое! В ваших руках анкета мероприятия, где нужно ответить на предложения и дополнить их своими мыслями:

- - самым интересным для меня сегодня было:

- в своей дальнейшей работе я:

- я бы хотел посоветовать

Спасибо за внимание, а Вам предлагаю: ищите, пробуйте, экспериментируйте.


© 2010-2022