Урок Диета и рациональное питание - стоит ли ставить знак равенства?

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Диета и рациональное питание: стоит ли ставить знак равенства?

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-дискуссия

Ведущий метод: исследовательский

Образовательные цели:

  1. Ученики должны составить четкое представление об основных и современных видах диет и их главных особенностях

2. Анализ диет с точки зрения принципов рационального питания

Развивающие цели:

  1. Развития умения критически мыслить

  2. Развития умения работы с дополнительной литературой (в ходе предварительной подготовки к уроку)

  3. Развития умения четко и обоснованно выражать свои мысли по данному вопросу

  4. Развитие умения вести дискуссию

  5. Развития умения обобщить материал по данному вопросу

Воспитательные цели:

  1. Воспитания уважительного отношения к мнению товарищей и их аргументам

  2. Формирования культуры полемики и ведения аргументированной доброжелательной дискуссии

  3. Формирования культуры работы в группе

Оборудование:

  1. Раздаточный материал - справочные материалы, (готовится учителем на каждую группу, сюды могут входить таблицы основных витаминов и их содержания в продуктах, таблицы калорийности продуктов и т.д.)

  2. Оформление доски - Проблемный вопрос (Диета ? Рациональное питание) - готовит учитель перед началом урока - тема на доске, но закрыта; схемы или плакаты по особенностям диет (готовится учащимися по материалу вопросов); учетная карта принципов питания; сводная ведомость для ассистента; карточки для доски с особенностями диет и принципами питания.

Предварительная подготовка:

Группами (по 5 учеников) заранее был выбран вопрос - кратко охарактеризовать какую-либо популярную диету или направление диет и составить опорную схему по изученному вопросу. Учащиеся выбрали раздельное питание, сыроедение, вегетарианство, диету по группам крови и средиземноморскую диету. Выбор диет может быть и другим с зависимости от интересов учащихся.

Данный урок следует за уроком «Рациональное питание и здоровье человека», на котором у учеников освежается материал о роли питательных веществ, витаминов, энергетической ценности пищи и создается четкое представление о принципах рационального питания.

Ход урока:

  1. Организационный момент (стадия ориентации)

А) Учитель приветствует класс, говорит, что на прошлом уроке изучалось рациональное питание и предлагает кратко вспомнить его основные принципы.

Один из учеников называет основные:

  • сбалансированность энергетическая - с учетом возраста, пола, тяжести труда;

  • сбалансированность пищевая - оптимальное сочетание белков, жиров, углеводов, витаминов и солей;

  • разнообразие продуктов;

  • учет индивидуальных особенностей человека;

  • режим питания;

  • сбалансированность по происхождению питательных веществ - сочетание животных и растительных продуктов;

  • безопасность пищи.

Учащиеся по необходимости дополняют, учитель оценивает ответ. Ассистент раздает учащимся учетные карты, а учитель открывает на доске один из столбцов с перечисленными принципами.

Б) Далее учитель говорит, что существует особый тип питания - диета. Определение диеты мы знаем (один учащийся дает определение). Откуда берет корни диетическое питание и почему люди прибегают к диетам - следует краткий рассказ учителя. Но для нас, - говорит учитель все еще остаются неизвестными принципы диет и их обоснованность. Отвечают ли диеты всем принципам рационального питания? Мы пока не можем сказать. Посмотрите на доску - на доске открывается тема: Диета ? Рациональное питание.

Б) Учитель говорит о форме работы на уроке, о цели урока (сравнить диеты с точки зрения рационального питания и постараться выработать общее четко аргументированное мнение - что ставить между ними - знак равенства или нет), о группах, о роли ассистента (он учитывает мнения всех сторон и помогает координировать мнения всех сторон)

2. Стадия оценки.

А) Первая группа выступает с сообщением о раздельном питании, предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Возможно ли четкое разделение продуктов по составу питательных веществ?

  • Обосновано ли мнение о том, что вещества «мешают» друг другу перевариваться?

  • Нет ли противопоказаний?

  • Почему на протяжении истории неправильное питание не вредило человечеству?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте - скольким принципам отвечает данная диета - и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

Б) Вторая группа выступает с сообщением о сыроядении, предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Не опасна ли такая диета?

  • Имеются ли противопоказания?

  • Не слишком ли беден рацион питания при сыроядении?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте - скольким принципам отвечает данная диета - и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

В) Третья группа выступает с сообщением о вегетарианстве предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Какой тип диеты предпочтителен?

  • Кому нельзя придерживаться вегетарианства?

  • Как организм может восполнить недостаток жизненно необходимых веществ?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте - скольким принципам отвечает данная диета - и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

Г) Четвертая группа выступает с сообщением о средиземноморской диете предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Можно ли вообще считать это питание диетой?

  • Какие имеются противопоказания?

  • Не слишком ли мал эффект от этой диеты?

  • Не ориентирована ли диета лишь на жителей южных регионов?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте - скольким принципам отвечает данная диета - и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

Д) Пятая группа выступает с сообщением о диете на основе групп крови предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Насколько возможна связь между группами крови и питанием?

  • Насколько аргументировано отнесение людей с разной группой крови к различным категориям населения?

  • Почему иногда выбор продуктов по группе крови не совпадает с привычками человека?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте - скольким принципам отвечает данная диета - и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

3. Стадия консолидации.

Ассистент на основании оценок, данных группами, подсчитывает баллы, вывешивает сводную ведомость на доску и также крепит на доске рядом с принципами рационального питания (которые все имеют положительное влияние) отрицательные и положительные стороны диет.

Учитель спрашивает учащихся - теряет ли что-то человек, увлекаясь диетами. (Отвечают 1-2 учащихся).

Учитель спрашивает, какой вывод в итоге можно сделать. Можно ли ставить знак равенства. - Нет, нельзя. Учитель просит кого-то из учащихся (1 ученик. Это может быть способный человек из групп или ассистент)

Итоговое общее мнение может звучать примерно так: Ни одна из существующих диет не отвечает всем требованиям рационального питания (страдает рацион, отсутствуют некоторые необходимые вещества, нет лечебного эффекта). Поэтому стоит задуматься о применении диет, если только они не назначены врачом. Последствия неразумного применения диет могут быть отрицательными.

В заключении учитель задает домашнее задание - самим выступить в роли диетологов и составить дневной рацион питания по принципам рационального питания. Оформить на отдельном листке с указанием для кого разработан рацион (возраст и род занятий).

Приложения:

Приложение 1. Характеристика раздельного питания

Приложение 2. Характеристика сыроядения

Приложение 3. Характеристика вегетарианства

Приложение 4. Характеристика средиземноморской диеты

Приложение 5. Характеристика диет по группам крови

Приложение 6. Рекомендуемые величины потребления энергии

Приложение 7. Витамины в пище

Приложение 8. Биологические законы питания

Приложение 9. Возможные мнения, вопросы

Приложение 10. Учетная карта

© 2010-2022