Урок Внутреннее строение птиц

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Внутреннее строение птиц».

Подготовила студентка 4к. отд. «Химия-биология» Татаркова Екатерина

Цель:

1)Обучающая.

Познакомить детей с анатомическим строением птиц и приспособлениями к полету; Показать большую сложность организации птиц по сравнению с пресмыкающимися;

2)Развивающая.

Развивать познавательные способности учащихся; умение определять представителей класса Птицы в природе..

3) Воспитывающая.

Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Средства обучения: Учебник Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., рабочая тетрадь, ПК, проектор, белая доска, аудиоколонки, презентация.

Ход урока.

Название и начало этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. 1мин.

Приветствие учащихся. Проверка готовности кабинета и учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Сообщение дежурным отсутствующих.

II. Актуализация знаний и умений.

5 мин.



III. Постановка целей и задач мотивация учебной деятельности.

2 мин.

- На прошлом занятие мы изучали «Опорно-двигательную систему. Скелет и мышцы птиц», так давайте сейчас немножко повторим изученный материал. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете поднимать руку и отвечать.

Итак, приготовились? (Слайд 2)

- Какая основная особенность строения костей птиц?

- За счет чего достигается легкость костей?

- Какие отделы позвоночника выделяют в скелете птиц?

- Как называют вырост грудины?

- Для чего он нужен?

- Как называется самая большая мышца тела птицы?

- Что образуется из сросшихся плюсневых костей и предплюсны?

Целью нашего урока является:

Изучение внутреннего строения птиц и выяснить, как оно связано с их образом жизни.


- Легкость.

- За счет воздушных полостей в костях.

- Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

- Киль.

- К килю прикрепляются летательные мышцы.

-Летательная мышца.

- Цевка.

IV. Формирование новых знаний.

22 мин.














V. Закрепление.

Класс делится на 3 группы.

Первая группа читает параграф о строении и дифференцировке пищеварительной системы, вторая - про нервную систему, третья - про систему органов выделения.

После чего заполняется таблица. Учитель чертит на доске таблицу, которая заполняется в течение урока. (См. приложение. Табл.1.)

-Ребята, расскажите о строении пищеварительной системы. (Слайд 3.)

- Какие же изменения произошли в выделительной системе птиц по сравнению с рептилиями? (Слайд 4)

-Что изменилось в нервной системе птиц? (Слайд 5)

- Все мы слышали пение птиц, они поют так неодинаково. Давайте же еще раз послушаем пение пернатых друзей. (Слайд 6. Предоставить для прослушивания аудиозаписи пения птиц. )

Они такие разные, хотя все относятся к одному классу.

Дыхательная система птиц значительно отличается от дыхательной системы рептилий. (Слайд 8) Это связано с более активным образом жизни. Для птиц характерно двойное дыхание, названное так потому что и при вдохи, и при выдохе в легкие попадает воздух, богатый кислородом. Во время первого вдоха воздух заполняет легкие и легочные мешки, затем на выдохе воздух из легких выходит в атмосферу, а на смену ему поступает воздух из легочных мешков, который все еще богат кислородом, так как газообмен в легочных мешках не происходит.

Нарисовать схему на доске. Схему двойного дыхания см в Приложении (Рис.1.)

А теперь обратимся к таблице.

Кровеносная система у птиц представлена двумя кругами кровообращения: большим и малым. Сердце уже 4-х камерное, так как перегородка полностью срастается. Появляется четкое разделение венозной и артериальной крови. Птицы являются теплокровными животными, так как большое количество кислорода используется на процессы окисления в ходе которых выделяется энергия. Не вся энергия расходуется на процессы жизнедеятельности, а часть выделяется в виде тепла. Температура тела птиц выше, чем млекопитающих - 42,5ºС- 45,5ºС

Изобразить схему кровообращения на доске. Схему кровеносной системы см в Приложении(Рис.2.)

Запишем основную информацию в таблицу.

Назовите прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Самостоятельная работа с параграфом 46 учебника.

Ученики записывают таблицу в тетрадь. Каждая группа рассказывает одноклассникам содержание своего параграфа. Вносят основную информацию в таблицу.


Слушают учителя.





Зарисовывают схему двойного дыхания в тетрадь.

Вносят информацию в таблицу.

Слушают учителя.



Зарисовывают схему кровообращения в тетрадь.

Работают с таблицей

4-х камерное сердце, легкие альвеолярные, развиты некоторые отделы головного мозга.

VI. Подведение итогов. 2 мин.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с внутренним строением птиц. Выяснили, какие анатомические особенности помогают им летать.

VII. Инструктаж по выполнению Д/З, 1мин.

§46, выучить записи в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание.

Приложение.

Табл. 1. Приспособленность органов птиц к полету.

Система органов

Органы

Приспособленность к полету.

Пищеварительная система

Зубов нет - роговой клюв; Расширение пищевода - зоб;

Железистый и мускульный желудки;

Короткая толстая кишка

Облегчение массы тела;

Ускорение переваривания пищи;

-//-;

Быстрый выброс фекалий.

Выделительная система

Мочеточники и протоки половых желез открываются в клоаку

Не накапливают жидкость в теле

Нервная система

Хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок.

Ориентация в пространстве

Дыхательная система

Легкие и легочные мешки

Двойное дыхание - высокий уровень обмена веществ

Кровеносная система

4-х камерное сердце

Быстрая доставка крови к клеткам тела.




© 2010-2022