Рабочая программа биология 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа биология 6 классРабочая программа биология 6 классРабочая программа биология 6 классРабочая программа биология 6 классРабочая программа биология 6 классУправление образования администрации г. Красноярска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 150»




Рекомендована Утверждаю

МО учителей естествознания Директор школы____Л.В.Коматкова

Протокол №___ от «___» 2015 г. «___»___________2015 г.



Рабочая учебная программа


Биология

наименование учебного предмета (курса)


6 класс

(ступень образования)


2015-2016 учебный год

(срок реализации программы)


Составлена на основе федеральной примерной программы по биологии для основной школы

Автора: Н. И. Сонина

(наименование программы, автор)

Терскова Екатерина Анатольевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)





















г. Красноярск

2015 г.

Пояснительная записка

«Биология. Живой организм» 6 класс

Н.И.Сонин

Программа для 6 класса рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации. C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 34 часа, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

Цель: дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.

2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.

3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.

5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строении и жизнедеятельности. В основе лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базисный уровень подготовки учащихся основной школы.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Реализация учебного процесса планируется с использованием учебника Сонина Н. И. «Биология. Живой организм».

Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, кроссвордов.













КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где А - число правильных ответов в тесте

Р - общее число ответов

Коэффициент К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»






Тематический план

«Биология. Живой организм»

6 класс.

Наименование раздела

Кол.

час.

Л/р и П/р

1

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

1


Тема 1.2. Химический состав клеток

2

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

1

Тема 1.4. Ткани растений и животных

2

1

Тема 1.5. Органы и системы органов

4

1

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы

1

Всего

12

4

2

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Тема 2.1. Питание и пищеварение

3

Тема 2.2. Дыхание

2


Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

1

Тема 2.4. Выделение

2


Тема 2.5. Опорные системы

2

Тема 2.6. Движение

2

1

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

3

Тема 2.8. Размножение

3

1

Тема 2.9. Рост и развитие

2

1

Всего

21

4

3

Раздел 3. Организм и среда

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

Тема 3.2. Природные сообщества

1



Всего

1

4

Итого

34

7+1














































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 6 классов должны:

знать/понимать

  • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

уметь

  • распознавать органоиды клетки;

  • узнавать органы и системы органов изученных организмов;

  • составлять простейшие цепи питания;

  • размножать комнатные растения вегетативным способом;

  • пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника особенности процессов жизнедеятельности организмов разных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.











Календарно-тематический план.

«Биология. Живой организм»

6 класс.

Класс/Дата

Тема

Кол. час

Л/р

ИКТ

Д/з



Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (12 часов)

Основные свойства живых организмов (1 час)


1

Основные свойства живых организмов

1


§1,вопр.на стр.11

Химический состав клеток (2 часа)


2

Химический состав клеток

1

Биологический диктант

презентация

§2 , вопр. на стр. 17


3


Л/р №1 «Определение органических веществ семян»

Стр.17, рубрика «Подумайте»

Строение растительной и животной клеток (2 часа)


4

Клетка - элементарная единица живого

1

Л/р №2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

§3, стр. 18- 19


5

Различия в строении растительной и животной клеток

1

Биологический диктант


§3, стр. 19-22, вопр. на стр. 24

Ткани растений и животных (2 часа)


6

Ткани растений

1

презентация

§5, стр. 29-31


7

Ткани животных

1

Л/р №3 «Ткани живых организмов»

§5, стр. 33-34, вопр. на стр.34-35

Органы и системы органов (4 часа)


8

Органы цветкового растения. Корень

1

Тест «Ткани растений и животных»

презентация

§6, стр. 36-38

9

Органы цветкового растения. Побег

1

презентация

§6, стр. 40- 42


10

Органы цветкового растения. Цветок

1

презентация

§6, стр. 44-48, вопр. на стр.49


11

Органы и системы органов животного


1

Л/р №4 «Распознавание органов у растений и животных»

§7,стр. 50-54, вопр. на стр.55

Растения и животные как целостные организмы (1 час)


12

Организм как единое целое

1

Тест «Органы и системы органов»

§8,стр.

56-60

Жизнедеятельность организма (21 час)

Питание и пищеварение (3 часа)


13

Особенности питания растительных организмов. Воздушное питание (фотосинтез)

1

презентация

§10,стр.62-63


14

Особенности питания животных

1

Биологический диктант

презентация

§10,стр.64-68, вопр. 8-13 на стр.72


15

Пищеварение и его значение

1

презентация

§10,стр. 70-71, вопр.6-7 на стр. 72

Дыхание (2 часа)


16

Дыхание у растений

1

презентация

§11,стр.73, вопр.1-3 на стр.77


17

Дыхание у животных

1

Биологический диктант

презентация

§11,стр.75-76, вопр.4-9 на стр.77

Передвижение веществ в организме (2 часа)


18

Передвижение веществ в растении

1

Л/р № 5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

§12,стр.,вопр.6-9 на стр.83


19

Передвижение веществ в животном организме. Строение кровеносной системы

1

Биологический диктант

презентация

§12,стр.78-82, вопр. 1-5 на стр.83.

Выделение (2 часа)


20

Значение процессов выделения у животных

1

презентация

§13,стр. 84-86, вопр.1-5 на стр. 90


21

Значение процессов выделения у растений и грибов. Обмен веществ и энергии

1

презентация

§13,стр.88, §14 стр.91-95, вопр.на стр.95-96

Опорные системы (2 часа)


22

Опорные системы растений

1

презентация

§15,стр. 100, вопр. 8 на стр.102


23

Опорные системы животных

1

презентация

§15,стр.97-99, вопр. 1-7 на стр. 102

Движение (2 часа)


24

Движение растений

1

презентация

§16,стр.103-104,112, вопр.1-3 на стр.113


25

Движение животных

1

Л/р №6 «Движение инфузории-туфельки»

§16,стр. 106-110 вопр.4-14 на стр. 113

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)


26

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость

1

презентация

§17,стр.114


27

Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных

1

презентация

§17,стр.119,124.

Подгот. сообщ. о заболеваниях, вызв. наруш. раб.эндокр.желез.


28

Роль химических веществ в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных и растений

1

презентация

§17,стр.120-122, вопр .на стр.126

Размножение (3 часа)


29

Бесполое размножение

1

П/р №1 «Вегетативное размножение комнатных растений»

§18,

вопр. на стр.132

«Подумайте!»


30

Особенности полового размножения животных

1

презентация

§19, вопр. на стр. 138


31

Особенности полового размножения растений

1

презентация

§20, вопр. на стр. 144

Рост и развитие (2 часа)


32

Рост и развитие растений

1


§21, вопр. на стр.149


33

Особенности развития животных организмов

1

Л/р № 7 «Прямое и непрямое развитие насекомых».

§22, вопр. на стр. 154, стр. 155-156

Организм и среда (1 час)


34

Среда обитания организмов. Природные сообщества

1

§24-25, вопр. на стр.167




















Литература


Основная литература:

Сонин H.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная литература:

  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  3. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  4. Одум Ю. Экология. Т. 1 - 2. М.: Мир, 1986.

  5. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

6. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред.Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература:

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  6. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  7. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

  8. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

  9. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  10. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.









Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ

по биологии (базовый уровень).

(Программа основного общего образования по биологии. 6-11 классы.

Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)

Класс

Темы лабораторных или практических работ

Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Факт

6

«Определение органических веществ семян».

Чашка Петри-1

Пипетка-1

Марля-1

+

«Строение клеток живых организмов».

Микроскоп-1

Набор микропрепаратов:

а) растительных тканей и органов-1(на класс)

б) животных тканей (Человек)-1(на класс)

+

«Ткани живых организмов».

Микроскоп-1

Набор микропрепаратов:

а) растительных тканей и органов-1(на класс)

б) животных тканей (Человек)-1(на класс)

+

«Распознавание органов у растений и животных».

Коллекция членистоногих-1 (на класс)

Гербарий (коллекция)-1(на класс)

+

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Лупа-1

Скальпель-1

+

«Движение инфузории туфельки».

Микроскоп-1

Пробирка-1

Пипетка-1

Предметное стекло-1

+

«Вегетативное размножение комнатных растений».

Стаканчик-1

Лопаточка-1

+

«Прямое и непрямое развитие насекомых».

Коллекции насекомых-1(на класс)

+



© 2010-2022