- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме мхи
Урок по теме мхи
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цветкова Н.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока « Многообразие мхов Тверской области. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
-
повторить черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями.
-
познакомить со средой обитания и распространения мхов.
-
раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.
-
познакомиться с видами мхов, занесенных в Красную книгу.
-
познакомиться с многообразием мхов Тверской области.
Развивающие:
-
продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации,
-
научить учащихся постановки цели предстоящей работы и формулировать выводы о проделанной работе,
-
Развивать мышление, монологическую и диалогическую речь,
-
Оценивать свои знания и умения.
Воспитательные:
-
Формировать чувство патриотизма,
-
Формировать умения работать в парах и группах,
-
Воспитывать ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: ЭОР (компьютер, проектор), презентация.
Средства обучения:
-
Гербарии мхов (сфагнум, кукушкин лён).
-
Красная книга
Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
-
Организационный момент
-
краткое повторение ранее изученного материала
-
Этап постановка темы и цели урока
-
Этап изучения нового материала
-
Этап обобщения знаний
-
Этап постановки проблемы
-
Этап домашнего задания
-
Этап рефлексии
Ход урока:
-
Организационный момент, психологический настрой
-
Повторение изученного ранее
-
Фронтальный опрос по теме «Мохообразные»слайд 1
-
почему мхи относят к высшим споровым растениям?
Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы (корень, стебель, лист, цветок), а споровым - вегетативное размножение осуществляется спорами.
А почему мхи являются самыми примитивными из высших растений?
Самым примитивным из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.
А где обитают мхи?
Чаще в сырых, затененных местах.
А почему?
У мхов отсутстствуе корни, слабо развита проводящая ткань, что не позволяет им произрастать в сухих местах и достигать высоких размеров, а еще половое размножение мхов тесно связано с водой.
А как вы думаете почему мы еще раз вернулись к мхам?
Наверное, повторить особенности мохообразных и познакомиться с мхами, произрастающими в Тверской области.
3 этап - постановка темы урока
Так какая у нас сегодня тема урока?
Тема нашего урока: Отдел Моховидные. Разнообразие мхов Тверской области. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Какие цели нашего урока?
Цель урока повторить особенности мхов как высших споровых растений, изучение видового состава мхов Тверской области, обобщить значение мхов в природе .
4. Этап изучения нового материала
-
Интерес к новому материалу вызываю несколько необычным для учащихся вступлением - чтением стихотворения В. Рождественского «Мох»
Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь - растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны,
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Как вы думаете о каком мхе шла речь в стихотворении?
Высказываются предположения, что это белый мох сфагнум. Слайд
И поясняю, что этот мох обладает очень многими интересными свойствами. Закладываю опыт. Кусочки сухого мха взвешиваем , записываем результат, опускаем в воду.
Сообщение учащихся о сфагнуме. И вопросы по сообщению: что нового узнили про сфагнум?
Прочитав стихотворение, я сообщаю ребятам, что в нем говорилось о торфяном мхе - сфагнуме, знакомлю с изображением этого растения Слайд №4,5. Рассказываю о том, что мох обладает многими интересными свойствами, в чем они сами смогут убедиться, если проведут небольшую практическую работу. Раздаю кусочки высохшего мха, предлагаю внимательно рассмотреть их, а потом положить в чашки с водой. После того как учащиеся заложили опыт, предлагаю им посмотреть на классную доску, на которой заранее было написано стихотворение. Перед школьниками вновь возникают уже знакомые строчки, но в каждом четверостишии они видят подчеркнутые словосочетания. Приступая к разбору содержания стихотворения, задаю вопрос: «Как вы считаете: выражения - «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. - это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение?»
Как правило, учащиеся не могут ответить на этот вопрос: им не хватает знаний. Возникает проблемная ситуация, способствующая активизации мыслительной деятельности ребят. Для решения проблемы предлагаю послушать мой рассказ, попытаться найти в нем ответы для объяснения смысла подчеркнутых слов.
Рассказываю учащимся о строении сфагнума, обязательно подчеркиваю, что у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент - хлорофилл - в них разрушен («снизу - беловатый»), чего нельзя сказать о верхних молодых листьях («повыше - зеленей»).
После объяснения этой части учебного материала предлагаю шестиклассникам рассмотреть положенный в воду мох и сделать выводы. Учащиеся на основании результатов проделанной работы отмечают, что сухой мох, опущенный в воду, быстро впитывает в себя большое количество влаги и значительно увеличивается в весе. В целях закрепления учебного материала, изученного на этой части урока, учитель заключает, что мох обладает высокой степенью гигроскопичности («коль нужно будет ваты, нарви его скорей»).
В тетраде отметить особенности сфагнума.
Сфагнум - прямостоячий, мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями. Относиться к белым мхам. Произрастает густыми плотными скоплениями, образуя ковры на болотах.
Сообщение о кукушкином льне.
Используя гербарные экземпляры, сравниваем:
Кукушкин лён - стебель густо покрыт темно зелеными листьями пластиночками. На поверхности гаметофита образуются спороносные колоски. Относится к зеленым мхам. Произрастает крупными подушкообразными дернинами.
Озвучивание выводов проделанной работы.
Вернемся к опыту. Видим, что мох сфогнум впитал в себя воду. Куда же вода впитывается? Слайд со строением листа сфагнума.
Поясняем, почему сфагнум очень гигроскопичен.
-
Фронтальное составление таблицы
-
Показ учащимся видов мхов Занесенных в Красную книгу.
-
Групповая работа по заполнению таблицы положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека.
.
Положительное значение
Отрицательное значение
-
Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
-
Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
-
Торф - топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
-
Мхи (сфагнум) используются в строительстве
-
Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.
-
Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.
Ознакомление с моршанцией.
5. Этап обобщения темы. ( в виде диалога)
1. Сколько видов мхов занесено в Красную книгу? (56 видов)
2. Самые распространенные мхи в Тверской областе? (сфагнум, кукушкин лён).
3. Какое положительное значение имеют мхи?
Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
Торф - топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
Мхи (сфагнум) используются в строительстве
4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен?Леса - зеленомошники
5. Почему мхи относятся к высшим растениям?У них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.
Какие отметки вы поставили бы себе за изученный материал?(дети отвечают, аргументируя почему)
6. Этап обобщения знаний. Обсуждение проблемных вопросов урока .
Подведение итогов. (выставление оценок)
-
Этап домашнего задания
8. Этап рефлексии Слайд №17.
Ответы на вопросы:
Понравился ли вам урок?
Что вы узнали нового?
Чем на уроке вам было интересно заниматься?
Какие виды работ вы хотели бы проводить на последующих уроках?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Энциклопедия растения М. «Дрофа», 2005
Красная книга РФ, М. «Промиздат»,1994
www/ briofita.ru