• Преподавателю
  • Биология
  • РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Перспективы развития  профессионального образования и реальное состояние образовательных учреждений в значительной степени зависят от педагогического коллектива, от его научной и методической квалификации, от творчества педагогов и их способности практически решать проблемы подготовки и становления будущего профессионала. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни, - необходимые условия модернизации професси...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА.

Автор Г.Н. Грушевская - методист ГБПОУ МО «СТТ»

Перспективы развития профессионального образования и реальное состояние образовательных учреждений в значительной степени зависят от педагогического коллектива, от его научной и методической квалификации, от творчества педагогов и их способности практически решать проблемы подготовки и становления будущего профессионала. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни, - необходимые условия модернизации профессионального образования.

Вся деятельность администрации, методической службы, методических ЦК прямо или косвенно направлена на повышение профессионального уровня педагогов.

Прежде всего, речь идет о необходимости создания в образовательных учреждениях профессионального образования высокого уровня познавательной среды. Не секрет, что многие педагоги, особенно мастера производственного обучения, не читают газет, не интересуются новейшей литературой, мало читают профессиональной литературы, не имеют устойчивых общекультурных интересов. Наверное, всему этому, есть разумное объяснение, и обвинять в этом только педагогов было бы неверно. Но без высоких общекультурных интересов, без знаний современных процессов в политике, культуре, идеологии, экономики, педагоги не смогут быть по настоящему полезны своим питомцам.

Создание общекультурной развивающей среды в образовательном учреждении профессионального образования является важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Уход только в свой предмет, демонстрация общественного безразличия, формализация, когда некая послеурочная деятельность не оказывает значительного влияния на жизнь, вкусы и интересы учащихся, когда при очень больших педагогических усилиях учащиеся группы «риска» остаются в стороне, живут в своей культуре, исповедуют свои ценности, нормы и правила поведения, тогда можно с твердой уверенностью сказать, что знаниевая парадигма, т.е. определение успешности обучения и воспитания только лишь через знания, невозможно.

Для создания активной обучающей, воспитывающей педагогической среды необходимо направить усилия на осуществление публичной, официальной методической, организационно-педагогической работы, которая так важна педагогу.

«Разве педагогу нужна вся та организационно-представительская суета, открытые, но лишенные новизны мероприятия, пустопорожние собрания, совещания, конференции, аттестации, конкурсы отчеты и т.д. Нет, ему, нужна реальная методическая работа, направленная на повышение лично его педагогической культуры, адресованная лично ему» (Лизинский М.В. О методической работе Москва Центр «Педагогический поиск», 2004 стр.99)

Поэтому в дальнейшем речь пойдет о создании системы условий в ГБОУ МО «СТТ» для самосовершенствования педагогов и повышения их профессионального мастерства.

Определяя содержание повышения квалификации педагогов лицея, мы исходили, из комплекса современных требований к их профессионализму, профессиональной компетентности.

Были выделены следующие требования:

- профессиональные качества специалиста - глубокие знания по своей специальности, инициативность, творческое отношение к овладению технологией обучения и воспитания, умение сотрудничать с другими субъектами образовательной деятельности, организаторские способности, умение руководить;

- личностные качества - интеллигентность, энергичность, самообладание, уравновешенность, обязательность, пунктуальность, активность, чувство юмора, умение общаться с другими людьми;

- способности в области управления - понимание уровня общих знаний по специальности, восприятие новых идей и положений, способность к быстрым решениям, готовность выслушать мнение других, возможность нестандартных решений проблем, возникающих в профессиональной деятельности, системное видение педагогической деятельности для конструирования оптимальных педагогических технологий.

Обучение кадров проводилось в соответствии со специально разработанной программой и перспективным планом повышения квалификации педагогов.

Содержание программы.

  • Повышение предметной квалификации педагогов в системе курсовой подготовки в ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления», ГОУ ВПО МО «Московском государственном областном гуманитарном институте» (вне рабочего места).

  • Повышение профессиональной квалификации мастеров производственного обучения на профильных предприятиях в форме стажировок (вне рабочего места).

  • Повышение предметной квалификации педагогов в системе курсовой подготовки ГБОУ ВПО МО «Академии социального управления» на базе регионального учебного центра ГБОУ МО «СТТ» (на рабочем месте).

  • Повышение предметной квалификации педагогов в системе методической работы:

- диагностирование труда педагога;

- теоретические семинары «Технологии компетентностно-ориентированного обучения», «Методика реализации дифференцированного подхода к учащимся в курсе производственного обучения», «Основы исследовательской деятельности» и т.д.

- обучающий семинар «Методическая поддержка компетентностного обучения»;

- практико-ориентированные методические семинары «Педагогический опыт: критерии и системность», «Современный урок: цели, методы обучения, формы контроля»;

- тематические и проблемные педагогические советы: «Как правильно построить занятия по производственному обучению и общеобразовательным предметам, используя технологию дифференцированного обучения», «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной работе?», «Анализ мониторинга уровня подготовки и использования в образовательном процессе нормативно-планирующей документации», «Толерантность - взгляд, поиск, решения» и многие другие.

  • Становление информационно-компьютерной компетентности педагога:

- 90% прошли обучение на курсах в интернет центре Московского государственного областного гуманитарного института по теме: «Интернет-технология для учителя-предметника» и «Применение пакета свободного программного обеспечения»;

- каждых кабинет оснащен компьютером с выходом в Интернет, что позволяет педагогам находить необходимую информацию, изучать опыт своих коллег;

- продолжается работа по созданию электронного методического кабинета, где собирается вся информация (нормативная, методическая, справочная и т.д.). Развитие педагогических умений через деятельность в рамках групп сотрудничества:

- по теме «Методика реализации дифференцированного подхода к учащимся в курсе производственного обучения»;

- по теме «Технология компетентностного образования» и т.д.

  • Развитие исследовательских умений в процессе инновационной деятельности:

- выполнение индивидуальных научно-методических работ;

- совместная с учащимися творчески-исследовательская работа;

- методическая продукция и т.д.

  • Освоение педагогами ценного продуктивного опыта, приспособление новых знаний для решения собственных проблем, проверка действенности методических идей на практике осуществлялось в форме профессиональных конкурсов: «Педагог года», «Самый классный- классный», «Педагог-исследователь», «Мастер-золотые руки», «Лучшая методическая разработка», «Ура-урок!» и многие другие. По каждому конкурсу было разработано положение.

Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самосовершенствование, но не ставящая их своей целью. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным. Индивидуальная самообразовательная работа педагогов осуществляется через: средства массовой информации, библиотеку, музеи, выставки, театры, исследования, эксперименты, творческие дела, общение с профессионалами, интересными людьми, осмысливание передового опыта и обобщение собственной практической деятельности. Отрадно отметить, что в настоящее время повысили свой профессиональный уровень в высших учебных заведениях 9 человек.

Анализ этой работа показал, что наблюдается рост педагогов участвующих в различных конференциях, семинарах, конкурсах профессионального мастерства. Многие педагоги желают распространить свой педагогический опыт через проведение педагогических мастерских, участие в педагогических чтениях и выпусках методических пособий.

Однако, указанные положительные результаты нельзя считать достаточными, имеются противоречия, требующие своевременного решения:

  • между потребностью преподавателей в издании научно-методических пособий и ограниченными финансовыми возможностями педагогов;

  • потребностью мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин в прохождении курсов повышения квалификации по своей специальности, стажировок и отсутствием таковых.

Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что ориентируясь на гуманизацию обучения, обеспечивающую формирование саморазвивающейся личности, необходимо, прежде всего, управлять повышением квалификации педагогов.

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.

  2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: педагогика, 1987.

  3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Триволо, 1994.

  4. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1994.

  5. Капитанская А.К. Организация инновационных процессов в повышении квалификации педагогов. М., 1993.

  6. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М,: центр «Педагогический поиск»,2004.



© 2010-2022