Урок по биологии на тему Голосеменные (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект открытого урока по теме

«Голосеменные растения»




Учитель: Чудина Е.В












Севастополь



Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные

  1. познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их размножением.

Развивающие

  1. продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.

  2. продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные

  1. воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование: веточки и шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, сигнальные карточки, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения:

словесные, наглядные, работа в группах, работа в парах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)



Структура урока

Методы и средства обучения

I.Организационный момент.

Приветствие, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

III.Актуализация знаний.

Хвойные в искусстве

На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин - будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.

Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли,"царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, что мы должны сегодня узнать о голосеменных? (определение целей и задач )


Рассказ учителя с использованием репродукций картин И.И.Шишкина

1 слайд презентации



Беседа.

2 слайд презентации

IV.Изучение нового материала

1.Эволюция голосеменных.

Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже - кустарниками и очень редко -лианами; травянистых растений среди них нет.

Подавляющее большинство голосеменных - это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов:

Саговниковые

Гинкговые

Гнетовые

Хвойные

О многообразии этих классов мы узнаем на следующем уроке, а сегодня мы должны выяснить общие, характерные особенности для представителей отдела Голосеменные.

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя. Что их объединяет ? (высказывания детей)


Рассказ учителя.

3 слайд презентации


4 слайд презентации

5 слайд презентации

6 слайд презентации


7 слайд презентации



2. Общие признаки голосеменных растений.

Назовите их общие признаки, о которых вы узнали из презентации.

  1. Органы - лист, стебель, корень.

  2. Лист - хвоинка.

  3. Шишка - видоизмененный побег.

  4. Размножение с помощью - семян.

Запишите признаки в тетрадь.

8 слайд презентации

Запись признаков голосеменных на доске.

3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.

А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.

На партах у учащихся инструктивные карточки.

Лабораторная работа № 15 на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу 2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.

4. Сделайте поперечный разрез хвоинки, внимательно рассмотрите его под лупой, обратите внимание на внешний восковой налет, кожицу, хлорофилоносную ткань, устьица, сосудисто-волокнистый пучок, смоляные ходы. Обозначьте их на рисунке.

Что же такое хвоинки?

А как вы думаете, почему хвоя не боится мороза, а листья боятся?

Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Ребята, обратите внимание, хвоя жесткая, в ней мало воды, и клетки не разрушаются кристалликами льда. Кроме того, в хвое к зиме накапливается глицерин - незамерзающее вещество. Благодаря этим особенностям строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.

Что же такое шишки? Почему это видоизмененные побеги? Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены чешуи -видоизмененные листья .

5. Сделать вывод.



Лабораторная работа.

9 слайд презентации




Подведение итогов работы, выводы.

Комментарии учителя.

10 слайд презентации

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на цыпочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).

Физкультминутка.


  1. Размножение голосеменных.

Сосна однодомное растение. Мужские и женские гаметы развиваются на одном растении. Плодоносить эти растения начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. На верхней стороне каждой из чешуй расположено по два семязачатка.

Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собранные в небольшие тесные группы.. На нижней стороне чешуек шишек расположены по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пылинка имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом. Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром. Мужские шишки располагаются ниже женских на тех или на других ветках. Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, высыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шишки, расположенные на том же дереве или той же ветке, а на шишки другого дерева.

После того как пылинки сосны попали к семязачаткам (произошло опыление), чешуи смыкаются и склеиваются смолой. Через год женские шишки становятся зелеными, увеличиваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки ,и образуется питательная ткань-эндосперм. Оплодотворение происходит неподвижными мужскими гаметами-спермиями ( их 2). Один спермий сливается с яйцеклеткой, второй погибает. Из оплодотворенной яйцеклетки- зиготы развиваться зародыш. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, питательной ткани эндосперма и семенной кожуры.

Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются на поверхность земли. Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих хвойных растений имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению с помощью ветра. При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

Сколько времени необходимо такому голосеменному растению, как сосна, для прохождения полного цикла развития? (1,5 - 2 года). Поэтому для восстановления хвойного леса необходимо много лет.

Почему они получили название голосеменные?

Свое название голосеменные получили благодаря семязачаткам и семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода.

Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

Как вы думаете, в чем заключается это преимущество? (Дети отвечают.) В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание.

4.Решение творческих биологических задач.

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предстоит поработать в группах. Их будет три ( по рядам).

Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её решение в группе в течении 3-4 минут. У группы может быть несколько версий. Версии могут быть разнообразными и необычными. Основное правило - во время обсуждения никакой критики! Приступаем.

Задача для 1 команды.

У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, и крона располагается на верху, у одинокой сосны, растущей на пустыре крона располагается по всему стволу. С чем это связано?

Задача для 2 команды.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?




Задача для 3 команды.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Дополнительная задача

Почему ель боится огня?

Почему ель так чувствительна к пожарам? Даже сравнительно небольшой пожар, когда выгорают только мох и трава на земле, губительно действует на еловый лес.

Работа со схемой.

Опережающее обучение.

2 учащихся (синхронный рассказ)

11 слайд презентации


12 слайд презентации








Беседа - закрепление.


13 слайд презентации





Решение задач с применением ТРИЗ технологии. ( 5 мин)

Ответ 1

Сосна светолюбивое растение, поэтому нижние ветви погибают от недостатка света, у сосен растущих в лесу.

Ответ 2

Хвойные растения выделяют особые вещества - фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.

Ответ 3

Нет т.к тайга состояла из лиственниц, которые ежегодно сбрасывают хвоинки.



Ответ

Лес после пожара восстанавливается не скоро. Но особенно сильный урон лесные пожары наносят ельникам.

Корневая система ели располагается совсем близко к поверхности почвы, и даже небольшой пожар повреждает ее.

7.Закрепление знаний.

Какие утверждения верны?

Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Зеленый цвет - "утверждение верно"

Красный цвет - "не согласен с утверждением"

1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег - шишка.

2. Голосеменные растения - исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4. Семена и семязачатки голосеменных защищены чешуями шишек.

5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Опыление у голосеменных происходит с помощью ветра.

9. У ели главный корень глубоко уходит в землю.

10.Образование семян - важный этап в эволюции растений.

11. Все хвойные - вечнозеленые растения.

Исправив ошибки, определить систематическое положение сосны сибирской.

Царство Голосеменные

Класс Растения

Род Сосна сибирская

Вид Сосна

Отдел Хвойные

Задание с использованием сигнальных карточек.

Или тест с взаимопроверкой.

16 слайд презентации







14-15 слайд презентации

8.Домашнее задание.

П. , читать, отв. На вопросы

Объясните русскую поговорку: «Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине».

Индив. Задания,

творческое задание: придумать сказку, сочинить стихотворение.

Записи в дневники.

17 слайд презентации

9. Рефлексия.

На изображения ели и сосны повесить соответствующие шишки, если урок понравился. Если не понравился шишки опавшие под деревом.

18 слайд презентации














Урок по биологии на тему Голосеменные (7 класс)
Урок по биологии на тему Голосеменные (7 класс)
Урок по биологии на тему Голосеменные (7 класс)


© 2010-2022