- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Организм - единое целое. Многообразие организмов ( 10 класс базовый)
Конспект урока по биологии на тему Организм - единое целое. Многообразие организмов ( 10 класс базовый)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова И.В. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Биология 10 класс
Урок 17
Тема урока: Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.
Цель урока: углубление знаний о многообразии организмов, относящихся к одно-и многоклеточным; формирование знаний о специфичности строения и жизнедеятельности колоний одноклеточных организмов.
Оборудование : таблица «Одноклеточные и многоклеточные организмы»
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка изученного материала. Тестовый контроль знаний по главе 2 «Клетка» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1, с.79, методичка)
III.Сообщение темы и цели урока
IV.Изучение новой темы
1.Организм - единое целое.
Организм - это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое.
Особь, или индивидуум ( от латинского - неделимое), это неделимая единица жизни.
Главный признак живого организма -строгая взаимозависимость отдельных его частей, элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Живой организм имеет клеточное строение.
Характерные признаки живого:
- обмен веществ, превращения энергии,
-рост,
-развитие и размножение,
-наследственность и изменчивость.
Все организмы подразделяются на одноклеточные и многоклеточные.
Беседа по таблицам
А) Чем обусловлено многообразие живого мира на Земле? ( Многообразие живого мира обусловлено:
-разнообразием сред жизни;
- историческим развитием форм жизни - их эволюцией;
- разной структурной сложностью биосистем.)
Б) Что является наименьшей единицей организма? ( Клетка)
2.Одноклеточные организмы: особенности их строения и жизнедеятельности
- Какие организмы относят к одноклеточным? ( тело которых состоит из одной клетки)
- Приведите примеры одноклеточных организмов ( рис.46 на с.91; таблицы на доске) ( см схему в методичке, с.83)
Одноклеточный организм - это организм, тело которого состоит из одной клетки. В этом случае клеточный и организменный уровни организации живой материи совпадают. Примеры одноклеточных организмов:
-
все прокариоты - бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии);
-
грибы - одноклеточные дрожжи;
-
растения - одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла);
-
животные - простейшие (амебы, инфузории, споровики).
- Какие два уровня организации живой материи для них едины? ( Для них едины клеточный и организменный уровни, т.к их тело состоит из одной клетки, которая является самостоятельным целостным организмом, обладает всеми его функциями)
- Каким образом клетка функционирует как самостоятельный организм?
Ответ на этот вопрос учащиеся самостоятельно находят в тексте параграфа 3.1на с.92 и заносят данные в таблицу.
Органоиды
Их функции
Организм
Ложноножки
Жгутики
Реснички
Движение и захват пищи
Амеба
Эвглена
Инфузория
Сократительная вакуоль
Выделительная функция (выделение воды и продуктов диссимиляции)
То же
Светочувствительный глазок
Позволяет перемещаться к источнику света (фотосинтез)
Эвглена зеленая
Вывод: Клетки одноклеточных организмов устроены гораздо более сложно, чем клетки многоклеточных, и являются самостоятельным организмом, обладающим функциями питания, дыхания, размножения, защиты и др.
3. Работа с учебником с.93 Чтение раздела «Колония одноклеточных организмов»
4. Особенности клеточных организмов. Самостоятельное изучение на с.92-93 и формулирование вывода.
Вывод: Многоклеточный организм имеет специализированные клетки, которые объединяясь с межклеточным веществом, образуют ткани, а ткани - органы, которые выполняют свойственные им функции в организме. Это повышает эффективность работы всего организма в целом, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.
V.Закрепление.
- В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?
Сходство: 1)состоят из клеток; 2)способность клеток к делению.
Отличия: У одноклеточных клетка- самостоятельный организм. Ведет себя и функционирует как самостоятельный организм.
У многоклеточных организмов 1 клетка выступает лишь как часть сложного организма, она приспособлена к выполнению только определенной функции. Отдельные клетки становятся зависимыми от остальных, а состояние всего организма зависит от согласованной деятельности всех клеток.
VI.Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Изучить § 3.1. ответить на вопросы 1-4 на с.93. РТ с.76 №1-8
§3.1 Организм - единое целое . Многообразие организмов
Вопрос 1 . Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия.
Организм - это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость.
Вопрос 2. Что такое одноклеточный организм? Приведите примеры.
Одноклеточный организм - это организм, тело которого состоит из одной клетки. В этом случае клеточный и организменный уровни организации живой материи совпадают. Примеры одноклеточных организмов:
-
все прокариоты - бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии);
-
грибы - одноклеточные дрожжи;
-
растения - одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла);
-
животные - простейшие (амебы, инфузории, споровики).
Вопрос 3. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?
Кроме органоидов, характерных для всякой клетки, у одноклеточных организмов существуют также органоиды специального назначения, помогающие им осуществлять функции организменного уровня:
-
движение и захват пищи - ложноножки (амеба), жгутики (эвглена), реснички (инфузория);
-
выделение - сократительные вакуоли;
-
раздражимость - светочувствительный глазок (эвглена, хламидомонада).
Вопрос 4. Подумайте, какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление многоклеточности.
Появление многоклеточности сделало возможным формирование специализированных клеток, развитие разнообразных, выполняющих определенные функции тканей и органов. Специализация,.в свою очередь, повышает эффективность работы организма в целом, усложняет его структуру, обеспечивает более сложные и адаптивные формы поведения. Таким образом, появление многоклеточности стало важнейшим этапом в эволюции жизни на Земле.