Экологическое и хозяйственное значение рыб

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Цель: повторение, закрепление полученных знаний о рыбах, формирование знаний о экологических особенностях рыб, о роли рыб в природе, хозяйственной жизни человека. Формирование представлений о рациональном использовании и охране рыб Сибири, рассмотреть многообразие рыб на примере рыб Оби.

Задачи:

1.Обучающие: раскрыть значение рыб в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны рыб; обобщить и систематизировать знания по теме «Костные рыбы», изучить охраняемых рыб в РК.

2.Развивающие: развивать мышление, творческие способности, социальную активность учащихся, умение обобщать, делать выводы, развивать творческие навыки, интерес к своей Родине.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к родине, экологическую культуру, развивать коммуникативные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, дидактические карточки с заданиями.

Ход урока

1.Орг. мом.

Здравствуйте ребята!

Вас приветствовать я рада!

Будем мы работать,

Знанья получать

Каждый сегодня

Ответит на «5»!

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. В группах дорисовать внешнее строение рыбы (для слабых)

3.В группах выписать названия органов рыбы из схемы-рисунка (для сильных)

4.Возможен кроссворд ля самых сильных

Экологическое и хозяйственное значение рыб

5. Расставьте таксономические категории по порядку: Царство животных

Подцарство многоклеточные, Тип Хородовые , Подтип Позвоночные,Надкласс рыбы, Класс Хрящевые рыбы, Класс Костные рыбы - фронтально. (слайд 2)

Оценивание по картам.

6.Что бы значили эти цифры: 7,9мм-20м, 450-470 млн, 32000, 300-500? (слайд 3)

3.Целеполагание и мотивация

Великая водная стихия… Из географии вы знаете, что ¾ суши покрыто водой - это 70% земного шара.

Нашу планету даже называют Планетой воды.

Какие организмы живут в воде? Какими делает вода живущих в ней организмов? И все же какое животное ассоциируется с водой? (рыба). Почему и о чем говорят «Как рыба в воде…»

Какие из внешних признаков рыбы способствуют ее жизни в воде?

А теперь давайте посмотрим на слайд 4 презентации и подумаем, почему рыбы - все более чем 32 тыс. видов так могут отличаться друг от друга?

Рыбы могут быть теплолюбивые и холодолюбивые ,морские, пресноводные, проходные, пресноводные и морские, живущие в прибрежной зоне, в толще воды и на дне. Кроме того, рыбы взаимодействуя между собой и другими живыми организмами могут быть растительноядными, хищными, симбиотическими, санитарами водоемов и т.д.

Давайте запишем тему урока и выясним каково экологическое и хозяйственное значение рыб. Давайте определим, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке. Слайд 1

Запись цели на доске.

Для чего нам нужна эта тема?( Чтобы избежать трагедий, чтобы используя рыбные богатства, знать меру, разводить рыб). Дадим определение каждому понятию темы: Экологическое, хозяйственное, значение, рыбы.

Разделимся на две группы: Слабые - по дополнительному учебнику выясняют экологическое значение рыб - значение рыб в природе. Рыбы участники пищевых цепей.

Сильные - делятся на 2 группы пишут по 3 утверждения за и против пользы рыб для человека, пользуясь дополнительным учебником. (значение написать на силуэтах рыб).

По ходу ответов слайды 6-9

Значение в жизни человека: 10-17

1. Являются объектом промысла людей.

2.Источник рыбьего жира.

3.Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.

4.Диетическое питание (животные белки и углеводы).

5.Минеральные удобрения. Кормовая мука.

6.Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.

7.Эстетическое значение (аквариумное рыбоводство)

8.Спортивный лов.

9.Уничтожение вредных насекомых, их личинок в водоемах (гамбузия).

10. Очистка водоемов от растений.

11.В культуре, литературе, в религии рыбы оставили свой след.

1.Промежуточные хозяева паразитических червей.

2.Источник опасности - ядовитые рыбы, нападают на людей

3. Сорные рыбы поедают мальков и икру ценных рыб

Справочная информация: Один из важных источников продуктов питания людей и животных. Общий мировой улов рыбы равен примерно 50 млн. т. в год. По пищевому значению это количество соответствует стаду в 650 млн. голов.

Главная ценность рыбы как пищевого продукта заключается в белках. Кроме того, из нее получают жир, витамины, кормовую муку для откорма скота. Из отходов рыбной промышленности изготовляют удобрения.

Калорийность сельди не уступает калорийности куриных яиц.

В каком виде можно использовать рыбу в пищу?

вареном, жареном, копченом, соленом, консервированном.

Почему рыболовный спорт набирает популярность?

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Дополните пословицы:

1. Была бы рыба, а… рыбак найдется.

2. Будешь спать на берегу, не … наловишь на уху.

3. Рыба в реке - ещё … не в руке.

4. Закидываешь удочку вперёд, … оглянись назад.

5. Чем больше зависти, тем… меньше рыбы. Слайды 9-16).

Охрана рыб.

Слайд 18

Отчего больше всего страдают рыбы? Нуждаются ли они в охране? (слайд 19)

В Мексике из загрязненного водоема вытащили более 500 тонн рыбы.

Слайд 20-21

Рыбоводство.

Организация прудов, рыбоводство.

В Новосибирской области начали готовить специалистов по товарному рыбоводству. Новосибирская область обладает уникальным озерным фондом. На территории области находится около 4000 озер общей площадью 558 тыс. га. По этому показателю область занимает третье место в Российской Федерации, уступая только Тюменской и Мурманской областям. По оценкам специалистов, более 1000 озер пригодны для ведения товарного рыбоводства. Как правило, это средние и малые озера. Эти водоемы могут производить товарную рыбу ценных пород, используя технологию пастбищной аквакультуры.

Красная книга НСО. Слайд 27-32

Итог урока.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину. Михаил Пришвин. Специально для нашего урока я сочинила стихотворение:

Сибирь наша, матушка!

Край наш чудесный.

Тебя мы так любим, гордимся тобой.

С тобой мы мечтаем, на крыльях летаем.

Зовешь нас мечтою вперед за собой.

Край наш суровый. Край наш прекрасный.

Богатые воды, леса и поля.

Жить тебе вечно, достойно и счастливо.

Наша судьба - это наша Земля.

Мы преумножим богатства земные.

Мы сбережем все, что есть на земле.

Родина наша Сибирь, вся Россия.

Все наши знанья, дела все тебе!

Рефлексия:

Оценки

Домашнее задание

Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»

Разработайте проект по организации пруда на реке Чик.

Напишите эссе «Сегодня последняя рыба исчезла с Земли…».

Подготовьте сообщения и презентации об охране , разведении рыб, о значении рыб в природе и жизни человека.



© 2010-2022