Статья Формирование УУД учащихся посредством реализации ученического исследования

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД учащихся посредством реализации ученического исследования

Учитель биологии Ревина Н.А.

В основе ФГОС основного общего образования - системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания.

УУД делят на: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Условия развития УУД:

Нужно стремиться

Цель обучения

Развитие умений по применению знаний

Содержание

Учитель - режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК

Методика

Продуктивные знания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

Проектные и исследовательские методы в первую очередь связаны с реализацией деятельностного содержания образования, когда предметом освоения становится не просто «базовый объем» знаний, а способы и средства деятельности и стоящая за ним культура проектирования и исследования. Сегодняшний выпускник школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум.

Метод учебного проекта - это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики.

Рассмотрим, как происходит формирование УУД учащегося посредством реализации ученического исследования на примере работы кадета 10 «А» класса (10 взвода) Малунова Савелия «Пища: за и против».

Этапы исследования

Вид УУД

Процесс формирования УУД

Проблема

Личностные





Регулятивные

Из множества факторов окружающей среды кадет выбирает наиболее значимый для него - пищу, т.к. считает её важным фактором для здоровья. Пища, по его мнению, может негативно влиять на здоровье. Это, по его мнению, основа гипотезы данного исследования.

Цель исследования

Регулятивные

Из содержания проблемы и предложенной гипотезы кадет ставит конкретную цель (точку), которую ему надо достичь в исследовательской работе.

Задачи

План исследования

Регулятивные



Коммуникативные

Для достижения поставленной цели кадет составляет план своей деятельности в виде необходимых задач по проведению исследования. Обсуждение плана с учителем.

Технологический этап (содержание исследования):

- обзор литературы по теме исследования,

-механизм процесса исследования,



-проведение исследования (анализ рисков по данной проблеме)



Познавательные





Познавательные





Регулятивные







Коммуникативные









Коммуникативные



Познавательные















Регулятивные



Коммуникативные


Для грамотного проведения исследования кадет знакомится с литературными источниками по проблеме вредной пищи, проводит поиск в Интернете сведений по данной проблеме, показывая в последнем действии умения по использованию знаково-символических средств.

Для выбора методов исследования кадет знакомиться с широким спектром методик оценки рисков по данной проблеме в специальной литературе или в Интернете.

Из возможного перечня методик выбирается та, которая доступна для ученического исследования: анкетирование кадет корпуса и других детей, лабораторные опыты возможные в условиях корпуса.

Вместе с учителем и диетсестрой, врачом корпуса кадет составляет вопросы анкеты для анализа мнения подростков, отбирает оборудование для опытов, осуществляя сотрудничество и кооперацию, кроме того, при составлении анкеты и описания результатов опытов кадет показывает компетентность по использованию речи в предметных условиях.

Кадет организовывает и осуществляет анкетирование сверстников.

Кадет приобретает метапредметные умения:

- проводя систематизацию ответов респондентов;

- проводя сравнительный анализ ответов по сходству и различию;

-проводя статистическую обработку полученных данных, переводя их в процентные части.

Кадет использует знаково-символические средства при создании диаграмм по результатам сравнительного анализа ответов респондентов.

Кадет подводит итоги анализа каждого уровня исследования проблемы, составляет выводы по результатам.

Составление текст вывода в сотрудничестве с руководителями.

Заключение

Регулятивные



Познавательные



Коммуникативные


Оценивает свои действия по разрешению проблемы и решению гипотезы. Выделяет результаты по главным частям поставленной проблемы исследования. Кадет открыл для себя новые сведения о пище, вредной для окружающих, особенно для подростков.

При составления текста заключения совместно с руководителями формируются навыки точного изложения содержания работы.

Рекомендации (Рефлексия по результатам исследования)

Личностные







Регулятивные




Раскрывается внутренняя позиция кадета по исследованной проблеме - он предлагает ряд конкретных мероприятий по снижению рисков отрицательного влияния на здоровье подростков такого фактора как вредная пища в условиях корпуса.

Кадет вносит коррективы в доступности вредной пищи на территории корпуса.

Практическая реализация фактических материалов исследования

Познавательные



Коммуникативные













Личностные

Создает презентацию с использованием знаково-символических средств по результатам своего исследования.

Выступает на секции естественных наук, затем на школьной НПК с рассказом о проведенном исследовании. Выступление проходит как защита своей работы. Кадет отвечает на вопросы комиссии, показывая компетентность в проведении своего исследования. В корпусе кадет по своей инициативе проводит классные часы в седьмых и восьмых классах, где рассказывает учащимся о роли вредной пищи для их здоровья. Приводит факты рисков для здоровья, используя презентацию.

Кадет стал известен в корпусе, стал другом-наставником для младших кадет - реализовался как личность, получил «отлично» по биологии на итоговой аттестации в 10-м классе. Выбрал естественнонаучный профиль, решил стать врачом.

Таким образом, за время выполнения ученического исследования удается комплексно развивать различные универсальные умения, причем поддерживая устойчивый интерес к предмету биология.

Используемые источники:

1. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010 г.

2. Н. Л. Галеева. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006 г.

3. Н.Н. Жукова. «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

4. Г.И. Лернер. «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010 г.

5. Г. И. Лернер. «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011 г.

6. И.Г. Литвинская. «Технологические приемы повышения эффективности обучения». Журнал «Справочник заместителя директора школы», №9, 2011 г.


© 2010-2022