- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса по биологии
Программа элективного курса по биологии
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якупова Р.И. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абсалямовская основная общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района
Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО учителей естественно-математического цикла
______________ Якупова Р.И.
Протокол № 1
От «19» августа 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
________ Кашафутдинова З.С.
« 26 » августа 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Абсалямовская ООШ»
___________ Шамсуллина Г.Ш.
Приказ №
от «27» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ НА ОТЛИЧНО»
ДЛЯ 9 КЛАССА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Якупова Раиса Идиаловна
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по биологии составлена на основе
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
Примерной программы основного общего образования Министерства образования и науки РФ. М, 2004 г;
-
Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
-
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-
Образовательной программы МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
-
Учебного плана МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год.
-
Кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольно-измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Данный курс сопровождает учебный предмет "Биология" и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена по новой форме ОГЭ. Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по биологии и построения индивидуальных образовательных программ учащихся, проявляющих интерес к данной науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса биологии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий частей А, В, С контрольно-измерительных материалов.
Программа элективного курса составлена на 17 часов, (1 час в неделю) и рассчитана на проведение в первом полугодии.
Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка девятиклассников к успешной сдаче экзамена по биологии.
Основные задачи курса:
-
Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса биологии основной школы.
-
Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
-
Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.
-
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
-
Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги - работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ОГЭ по биологии.
Система оценивания: зачётная
Учащиеся должны знать:
-
Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
-
Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
-
Особенности строения бактериальной клетки;
-
Особенности строения тканей растений и животных;
-
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
-
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
-
Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
-
Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
-
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
-
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
-
распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
-
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
-
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
-
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
Содержание курса
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов в системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 4 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники - симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих строение клетки и тканей высших растений;
строение органов высших растений;
основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
многообразие и особенности строения лишайников.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 2. Грибы.(1 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
съедобные и несъедобные грибы.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Раздел 5. Царство Животные.(5 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
особенности строения клетки и тканей животного организма;
многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 6. Человек и его здоровье (2ч.)
Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 7. Эволюционное учение. (1ч.)
Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 8. Заключение. (1ч.)
Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Вид деятельности
Дата
Введение
1
1
Систематика живой природы. Отличия различных царств
1
Лекция, демонстрация схем
Царство Растения
4
2
Клетка и ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма.
1
Лекция, демонстрация схем
3
Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные)
1
Лекция, демонстрация схем
4
Семейства покрытосеменных растений
1
Лекция, демонстрация схем
5
Работа с тренировочными заданиями
1
Тестирование
Царство Грибы
1
6
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов
1
Лекция, демонстрация схем
Тестирование
Царство Бактерии
7
Бактериальная клетка. Процессы жизнедеятельности бактерий
1
Лекция
Царство Простейшие
8
Особенности строения простейших. Многообразие
\
1
Лекция, демонстрация схем
Царство Животные
5
9
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма.
1
Лекция, демонстрация схем
10
Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви;
1
Лекция, демонстрация схем
11
Общая характеристика и многообразие основных типов животных: моллюски, членистоногие
1
Лекция, демонстрация схем
12
Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые
1
Лекция, демонстрация схем
13
Работа с тренировочными заданиями
1
Тестирование
Человек и его здоровье
2
14
Особенности строения человека, органы и системы органов человека
1
Лекция, демонстрация схем
15
Работа с тренировочными заданиями
1
Тестирование
Эволюционное учение
1
16
Развитие эволюционных идей. Вид, его критерии.
Лекция, демонстрация схем, тестирование
Заключение
17
Порядок заполнения бланков. Итоговое тестирование
1
тестирование
Рекомендуемая литература
-
Биология. Живой организм А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Дрофа, 2012год
-
Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина 6 класс «Живой организм», М., Дрофа, 2012год
-
Игошин Г.П. Уроки биологии в 6 классе, развернутое планирование.
-
Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Многообразие живых организмов» Дрофа, 2012год
-
Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Человек» Дрофа, 2013год
-
Учебник А.А.Плешаков, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Общие закономерности», Дрофа, 2012год.
-
Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы)
-
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
-
Программы элективных курсов. Биология. 10 - 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
-
Интернет ресурсы fipi.ru/oge-i-gve-9