«Использование интерактивных методов в обучения биологии»

Аннотация  к статье « Использование интерактивных методов  в обучения биологии» Данная статья предназначена для учителей биологии работающих в классах средней и старшей ступени, не зависимо от программ и учебников, так как целью этой статьи является привлечение внимания педагога к развитию диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению с учащимися общих задач.  Благодаря интерактивному обучению учебный процесс организован таким образом, что практичес...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Использование интерактивных методов в обучения биологии.

Из опыта работы учителя биологии Светлаковой С.А.

Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что " Не с курьезами и диковинками наук надо знакомить учеников в школе, а приучать их находить причинные связи в том, что их окружает, показывать пользу науки»

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся . Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий

• Повышение эффективности занятий, интереса учащихся

• Формирование и развитие у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов

Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

• Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Принципы работы на интерактивном занятии:

• Занятие - не лекция, а общая работа.

• Суммарный опыт группы больше опыта учителя

• Все участники равны

• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

• Все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.

Технологии интерактивного обучения.

1) Работа в парах.

2) Ротационные (сменные) тройки.

3) Карусель.

4) Работа в малых группах.

5) Аквариум.

6) Незаконченное предложение.

7) Мозговой штурм.

8) Броуновское движение.

9) Дерево решений.

10) Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12) Ролевая (деловая) игра.

13) Метод пресс.

14) Займи позицию.

15) Дискуссия.

16) Дебаты.

Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь

(3 участник пробегает через разомкнутые рук). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (участник 1 и 2 протягивают и соединяют руки), которые словно сеточка закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3 участник застревает), они закрывают прорыв. Так образуется тромб.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Хочу познакомить вас и с этой технологией. Когда мы долго жуем хлеб, он становиться сладким, так как углеводы расщепляются до глюкозы. Тогда почему когда мы едим бутерброд с колбасой мы не чувствуем сладкого вкуса? Прошу высказать свою точку зрения

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики, хлопнуть в ладоши - если это утверждение правильное, и не хлопать, если это утверждение не правильное. Причем, надо объяснить свою позицию. Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе. Совместная деятельность часто требует умения быть самостоятельным и умения подчиняться. Умение делать что-то одновременно с другими - важнейший навык для любого школьника.

1.Сейчас на улице весна (да)

2. Луна - единственный естественный спутник Земли (да)

3. Атмосфера - водная оболочка Земли (нет) воздушная.

Мозговой штурм это решение биологических задач, требующих логических рассуждений. Я использую ТРИЗ - технологию. Это позволяет придать уроку динамику, и провести его в захватывающе проблемной форме. Например, проблема, которую успешно решили создатели спортивного автомобиля «Нисан» Специальный прибор следит за выражением лица и глазами водителя. Если человек засыпает, то раздается сигнал и…(что происходит дальше) каждый может высказать свою точку зрения (в салон подается взбадривающий ароматизатор)

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Использование интерактивных рисунков в преподавании биологии.

Эффективность проведения урока достигается за счет того, что я использую различные программные ресурсы, например интерактивные рисунки. Большинство интерактивных рисунков способствуют лучшему усвоению сложных тем курса биологии. Зачастую интерактивные рисунки имеют демонстрации и тестовые задания.

Работая с рисунками, ученик видит четко очерченные части рисунка, а учитель, выделяя различные фрагменты интерактивного рисунка, может акцентировать внимание учащихся на конкретном его фрагменте. У большинства рисунков одновременно с всплывающими подписями в отдельном окне выводится краткая характеристика составной части биологического объекта. В таком варианте всплывающие подписи интерактивного рисунка можно использовать в качестве опорных конспектов как при фронтальной работе учителя с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. С рисунком, у которого открыты все подписи, можно работать как с полиграфическими таблицами, применяя его для обобщения или закрепления учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ. При этом ученики имеют возможность сравнивать реальные наблюдаемые объекты и рисунки, выводимые на интерактивную доску или экран через проектор и комментируемые при необходимости учителем. Опция «Сброс» переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант я использую как при закреплении материала, так и при контроле знаний, например, при проведении опроса, когда ученик вызывается для объяснения рисунка.

Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ. Этот режим работы можно использовать и как при самостоятельной работе учащихся с интерактивными рисунками на персональном компьютере как дома, так и в школе, и при проведении их устного опроса, когда вызываемый ученик выполняет задание и затем комментирует его выполнение. При самостоятельной работе проверка знаний может носить активный характер, т.к. заложенные в программу возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем варианте.

Для ряда интерактивных рисунков реализована возможность проигрывания анимации. Например, модели «Законы Г.Менделя», «Систематика живых организмов», « Опыт Пристли». Использование интерактивных заданий и моделей, в свою очередь, способно стимулировать интерес к учебному процессу.

На своих уроках широко применяю интерактивные задания, разработанные для закрепления пройденного учебного материала и снабженные автоматической проверкой. В основном это задания с перетаскиванием объектов: для ввода ответа нужно перетащить мышью рисунки и тексты в соответствующие поля, в случае неверно заполненных полей они показывают «Неверно», поэтому ученику можно вернуться назад и выполнить задание вновь. Большинство таких заданий повышают мотивацию школьников для работы с ними. Используя их на уроке, можно не только объяснять особенности строения каких-либо систем органов, но и осуществлять проверку их закрепления.

Таким образом, являясь современными дидактическими материалами, интерактивные рисунки обладают достаточно высоким уровнем наглядности и интерактивности, а также обеспечивают адаптивность к конкретным условиям преподавания. Они позволяют учитывать как уровень подготовки класса и особенности программы изучения предмета, так и уровень отдельного ученика, учитывать его индивидуальные особенности и, таким образом, помогают каждому участнику учебного процесса реализовать свой личностный творческий потенциал. Использование интерактивных рисунков позволяет привлечь и сосредоточить внимание учащихся, активизировать познавательную деятельность и, как следствие, повысить эффективность и результативность обучения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его.

Литература:1. Балабанова В.В. «Открытые уроки по биологии.7-9 классы»

2.Букатов В.М. «Я иду на урок»


© 2010-2022