Конспект урока по биологии на тему Эукариотическая клетка. Ядро

ЭУКАРИОТЫ, организмы, клетки которых содержат оформленные, ограниченные оболочкой ядра.  К эукариотам относятся животные, растения и грибы, т. е. все организмы, как многоклеточные, так и одноклеточные, за исключением бактерий. В отличие от прокариот, основная часть генетического материала эукариотической клетки находится в ядре и представлена ДНК, которая соединена с белками и обычно не образует кольцевидной структуры. На определённом этапе клеточного цикла генетический материал ядра преобразует...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Эукариотическая клетка. Ядро»

Цель: изучить внутренне строение ядра и объяснить роль ядра в хранении и воспроизведении наследственной информации

Задачи:

Образовательные:

- содействовать формированию умения объяснять роль ядра в хранении и воспроизведении наследственной информации.

- изучить строение и функции ядра - важнейшего компонента клеток растений, животных, грибов.

Развивающие:

- формирование умений выявлять основные функции ядра, находить причинно-следственные связи;

- развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- формирование научного мировоззрения учащихся;

- содействовать экологическому и эстетическому воспитанию.

Новые знания: ядерный сок, хромосома, хроматин, центромера, кариотип.

Опорные знания: безъядерные клетки, ядро, генетическая информация, ДНК, ядрышко.

Форма проведения урока: урок

Методы проведения урока: словесно-наглядный, репродуктивный.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер с презентацией, рисунки строения растительной и животной клеток.

Использованная литература: 1) Учебник по биологии 9 класс «Биология. Общие закономерности» С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин, 2009








Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.


2.















3.




4.



5.





















6.


7.



8.

Организационный

- Здравствуйте ребята!

- Садитесь.

Кто дежурный? Отсутствующие есть?

Актуализация чувственного опыта

- Ребята, давайте вспомним нашу предыдущую тему и рассмотрим сходства и отличия растительной и животной клеток. (Выходит один ученик и делает модель растительной клетки). Когда он делает это задание с остальными ответим на вопросы:

- Что собой представляет и как называется основное содержимое клетки, какие структуры и вещества находятся в нем?

- Правильно. Как представлена плазматическая мембрана и какую функцию она выполняет в клетке?



- Какое строение имеет аппарат Гольджи? Какова его связь с лизосомами?

- Как устроена митохондрия и ее основная функция в клетке?


- Какие пластиды имеются в растительных клетках?

- Какое строение имеет центриоли и какую функцию они выполняют?


- Правильно, молодцы.

Мотивация учебной

- Является главным хозяином в доме своем, хранит информацию важную день за днем.

Ребята, все вы знаете, что во всех эукариотических клетках содержится ядро. А какие компоненты имеются внутри ядра и какую функцию они выполняют, мы это узнаем в процессе сегодняшнего урока.

Сообщение темы, цели

- Мы сегодня изучим тему «Эукариотическая клетка. Ядро».

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.

Цель сегодняшнего урока: изучить внутреннее строение ядра, объяснить роль ядра в хранении и воспроизведении наследственной информации

Первичное восприятие и осознание

- Ядро - самая важнейшая часть клетки грибов, растений и животных. Ядро содержит ДНК и поэтому выполняет 2 главные функции: 1)хранение и передача наследственной информации и 2) регулирует процессы обмена веществ, протекающих в клетке.

Обычно клетка имеет одно ядро, и округлую форму, но форма ядра зависит от формы клетки и может быть даже неправильной формы.

Ядро имеет ядерную оболочку, которая состоит из двух мембран. Наружная ядерная мембрана покрыты рибосомами, внутренняя мембрана гладкая. Внешняя мембрана ядра соединяется с эндоплазматической сетью. Через эти ядерные поры происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Но несмотря на активный обмен веществ между ядром и цитоплазмой, ядерная оболочка отделяет содержимое ядра от цитоплазмы. Содержимое ядра называется ядерным соком или кариоплазмой, которое находится в гелеобразном состоянии. В нем располагается хроматин, и ядро имеет одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят различные белки, аминокислоты.

Сетевидные (нитевидные) структуры ядра называется хроматином. Хроматин состоит из ДНК и белков и представляет собой хромосомы. Передачу наследственной информации выполняют тонкие хромосомы. Хромосомы во время деления спирализуются, утолщаются, укорачиваются. Могут обмениваться участками (кроссинговер).

Хромосома имеет плечи, центромеру. Центромера - центральная часть гомологичной хромосомы. Во время деления клетки к ним прикрепляется нити веретена деления. Она делит хромосому на два плеча, которые могут быть разной длины.

Число хромосом может быть одинаково даже у представителей очень далеких друг от друга групп. У человека 46 хромосом. Совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки называют кариотипом.

Число хромосом в кариотипе большинства видов живых организмов четное.

Хромосомы, одинаковые по форме и размеру называют гомологичными. Хромосомный набор может быть одинарным (гаплоидным) и двойным (диплоидным).

Ядрышко - структура ядра, погруженное в ядерный сок. Во время митоза они исчезают, а после завершения деления возникают вновь.

Обобщение и систематизация

и ранее

- А теперь для закрепления знаний, полученных на сегодняшнем занятии, разгадаем кроссворд.

Подведение итогов урока. Оценка

отдельных

- Сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Что нового вы сегодня на уроке для себя узнали?

Я поставила оценки ученикам, активно отвечающим на уроке.

Домашнее

- А сейчас открыли дневники, записывайте домашнее задание: прочитать страницы 132-136, ответить на вопросы на странице 136.

- Спасибо. До свидания!






момент

- Здравствуйте!


и опорных знаний учащихся

Делают модель растительной клетки.


Основное содержание клетки составляет цитоплазма. В нем находятся такие органоиды как: ЭПС, Аппарат Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы.

- Плазматическая мембрана состоит из двух слоев фосфолипидов, в которые на разную глубину с наружной и внутренней стороны погружены многочисленные и разнообразные молекулы белков. Плазматическая мембрана выполняет защитную функцию, транспортирует вещества, обеспечивает связь между клетками, полупроницаема.

- Аппарат Гольджи состоит из плоских слоев и мелких пузырьков. И из этих пузырьков образуются лизосомы.

Митохондрии - двумембранные органоиды овальной формы. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки - кристы. Внутреннее содержимое называется матриксом. Основная функция митохондрий - синтез АТФ.

- в растительных клетках имеются хлоропласты - зеленые пластиды, содержащие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез.

Центриоли имеют цилиндрическую форму, расположенных под прямым углом друг к другу. Они состоят из девяти триплетов. Они играют важную роль в делении клетки.


деятельности учащихся

Слушают.



и задачи урока.


Записывают.


учащимися нового материала

Слушают.




















изученных на уроке понятий

усвоенных знаний

Выполняют тестовые задания.

работы всего класса и знаний

учеников.

Отвечают.


задание

Записывают.


- До свидания!

1 мин.


10 мин.















3 мин.




1 мин.



17 мин.





















9 мин.


3 мин.



1 мин.




© 2010-2018