Рабочая программа Биология 7 класс (УМК СФЕРА ЖИЗНИ Н. И. Сонин)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).

  • Основной образовательной программы МОУ Шарловская СОШ.

  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. - «СФЕРА ЖИЗНИ» М.: ДРОФА, 2012. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. Н.И.Сонина, В.Б. Захарова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: ДРОФА, 2013.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК Н.И.Сонина «СФЕРА ЖИЗНИ», материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

Рабочая программа реализуется на основе УМК «СФЕРА ЖИЗНИ», созданного под руководством Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин./; М.: ДРОФА, 2014, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов,принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов. В учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучение биологии 2 ч в неделю (68 ч в год). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Цели биологического образования

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

  • Социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.



Общая характеристика курса биологии.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Согласно плана, курс биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часа в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Резервное время (2 часа) может быть использовано на осуществление диагностики уровня знаний учащихся (вводный, промежуточный и итоговый контроль).

Результаты освоения курса биологии.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала 7 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 7 классе являются:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями и животными;

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений и животных; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений растений и животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  • В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;

  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием растительного или животного организма.

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание учебного предмета.

(68 часов).


ВВЕДЕНИЕ (3 часа).

Многообразие живого и наука систематика. От клетки до биосферы. Ч. Дарвин и происхождение видов. Что такое систематика.

Часть 1. Царство Прокариоты (3 часа).

Подцарство Настоящие бактерии. Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерии.

Лабораторные и практические работы:

  1. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Часть 2. Царство Грибы (4 часов).

Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота, или Сумчатые грибы. Отдел Базидиомикота. Группа несовершенные грибы. Отдел Оомикота. Группа Лишайники.

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение плесневого гриба мукора.

  2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Часть 3. Царство Растения (16 часов).

НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. Группа отделов Водоросли. Отдел Зелёные водоросли. Отдел Красные водоросли. Отдел Бурые водоросли.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Отдел Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение внешнего строения водорослей.

  2. Изучение внешнего строения мха.

  3. Изучение внешнего строения папоротника.

  4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

  5. Изучение строения покрытосеменных растений.

  6. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Часть 4. Царство Животные (40 часов).

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Споровики. Тип Инфузории, или Ресничные.

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Тип Иглокожие. Тип Хордовые. Над класс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

Лабораторные и практические работы:

  1. Анализ структуры различных биом суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

  2. Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

  3. Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

  4. Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

  5. Жизненный цикл человеческой аскариды.

  6. Внешнее строение дождевого червя.

  7. Внешнее строение моллюсков.

  8. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

  9. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

  10. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.

  11. Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

  12. Изучение строения млекопитающих.

  13. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Часть 5. Вирусы (2 часа).

Вирусы.


КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Планируемые результаты освоения материала

Формы организации учебно-познавательной деятельности

учащихся

Оборудование

Д/з

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1

Введение. Многообразие живого и наука систематика. От клетки до биосферы. Р.К. Разнообразие видов цветковых растений, их мест обитания.

Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Характеризовать внешнее строение растений, животных; объяснять отличия органов.

Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте растений и животных в природе, об отличительных особенностях.

Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли растений в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений и животных как части природы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Компьютерная презентация

с. 5-6.

2

Вводный контроль.

Ч.Дарвин и происхождение видов.

Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.

Фронтальная, индивидуальная

с.6-9

3

Что такое систематика.

Р.К. Изучение районированных сортов и агротехники выращивания с/х растений, культивируемых в Ульяновской области.

Формирование умения выделять существенные признаки классификации.

Формирование умения работать с различными источниками информации. Умение использовать схемы и таблицы для преобразования информации, анализировать и оценивать информацию.

Формирование интеллектуальных умений, направленных на изучение живой природы: умения сравнивать, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Классификация растений».

«Классификация животных».

с.9-10

4

Царство Прокариоты. Подцарство Настоящие бактерии.

Л.Р. № 1 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Формирование знаний о строении и основных процессах жизнедеятельности бактерий, формирование умений давать общую характеристику бактерий.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке.

Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Прокариотическая клетка»

с.12-16

5

Подцарство Архебактерии.

Умение распознавать виды бактерий. Формирование знаний о распространении бактерий.

Формирование умения выделять существенные признаки бактерий, умение различать их на таблицах.

Формирование и развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Виды бактерий»

с.17

6

Подцарство Оксифотобактерии.

Приобретение опыта использования методов профилактики инфекционных заболеваний.

Формирование умения различать бактерии на таблицах.

Формирование познавательных интересов к изучению природы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Виды бактерий»

с.18-19

7

Царство Грибы.

Различать и определять грибы на рисунках, таблицах, натуральных объектах, формировать знания о строении грибов.

Формирование умения работать с учебником, дидактическим материалом. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.

Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Грибы»

с.22-25

8

Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота.

Отдел Аскомикота, или Сумчатые грибы.

Л.Р.№ 2 Строение плесневого гриба мукора.

Различать и определять грибы на рисунках, таблицах, натуральных объектах, меры профилактики грибковых заболеваний.

Формирование умения пользоваться биологическими словарями и справочниками, приводить примеры распространённости грибов

Дальнейшее формирование познавательного интереса, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Грибы»

с.26-28

9

Отдел Базидиомикота. Группа Несовершенные грибы. Отдел Оомикота.

Л.Р.№ 3 Распознание съедобных и ядовитых грибов.

Формирование знаний особенностей организации шляпочного гриба, характеризовать роль грибов в природе, определять несъедобные шляпочные грибы.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Грибы»

с.28-31

10

Группа Лишайники.

Р.К. Многообразие грибов и лишайников Ульяновской области.

Умение давать общую характеристику лишайникам, объяснять роль лишайников в природе.

Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Лишайники»

с.32-36

11

Царство Растения.

Р.К. Растения эндемики, ископаемые растения Ульяновской области.

Формирование знаний особенности строения и жизнедеятельности растений, умение приводить примеры распространённости растений.

Формирование умений составлять конспект параграфа учебника, после изучения материала на уроке.

Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Царство Растения»

с.33-39

12

Низшие растения. Группа отделов Водоросли.

Л.Р.№ 4 Изучение внешнего строения водорослей.

Называть и описывать Низшие растения - водоросли, их распространение в водных и наземных биоценозах..

Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности.

Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

с. 40-44

13

Отдел Зелёные водоросли. Красные водоросли.

Отдел Бурые водоросли. Р.К. Разнообразие водорослей Ульяновской области.

Определять существенные признаки многообразия водорослей. Выявлять особенности выделения растений.

Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований. Владение основами самооценки.

Формирование экологического сознания, становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.45-46

14

Высшие растения.

Умение давать общую характеристику Высшим растениям, их происхождение.

Формирование умений сравнения представителей разных групп растений.

Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.47-49

15

Отдел Моховидные.

Л.Р.№ 5 Изучение внешнего строения мха. Р.К. Видовое разнообразие.

Называть и описывать строение моховидных. Давать общую характеристику, выявлять основные признаки.

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Моховидные»

С.50

16

Отдел Плауновидные.

Отдел Хвощевидные.

Р.К. Многообразие папоротников..

Давать общую характеристику, выявлять основные признаки, их строение, способности жизнедеятельности и многообразие.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.52-56

17

Отдел Папоротниковидные. Л.Р.№ 6 Изучение внешнего строения папоротника.

Описывать происхождение, особенности организации папоротниковидных и основные этапы развития растительного мира.

Выполнять лабораторные работы под руководством учителя.

Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблица «Папоротниковидные»

С.57-60

18-19

Отдел Голосеменные растения.

Л.Р. № 7 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Р.К.Голосеменные Ульяновской области.

Характеризовать происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы, многообразие и распространенность.

Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.61-65

20-24

Отдел Покрытосеменные. Л.Р.№ 8 Изучение строения покрытосеменных растений.

Л.Р. № 9 Р.К. Распознание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Давать общую характеристику растительного царства. Характеризовать происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы, многообразие, распространённость, роль растений в биосфере и жизни человека.

Умение преобразовывать один вид информации в другие. Формирование коммуникативной культуры в процессе работы в группах.

Формирование экологического сознания, становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.66-72

25

Что мы узнали о прокариотах, грибах и растениях.

Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, индивидуальная

Таблицы по теме

С.73-84

26

Царство Животные. Л.Р. № 10 Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Умение давать общую характеристику Царству Животные, их происхождение, классификацию.

Формирование умения пользоваться биологическими словарями и справочниками, приводить примеры распространённости животных

Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы «Царство животных»

С.85-86

27

Подцарство Одноклеточные. Р.К. Простейшие животные Ульяновской области.

Описывать признаки одноклеточного организма, основные систематические группы одноклеточных и их представителей.

Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. Владение основами самооценки.

Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.88

28

Тип Саркожгутиконосцы

Называть паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики. Распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека.

Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.89-91

29

Тип Инфузории, или Ресничные

Л.Р. № 11 Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека, применять полученные знания в повседневной жизни.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблица «Тип Инфузории»

С.92-95

30

Подцарство Многоклеточные. Тип Губки.

Характеризовать условия обитания животных - губки в природных сообществах. Описывать особенности строения тела, распространение и экологическое значение.

Умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения.

Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.

Фронтальная, групповая

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.97-98

31-32-33

Тип Кишечнополостные. Л.Р. № 12 Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Описывать особенности организации кишечнополостных, многообразие и распространение.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.

Групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.99-100

34-35

Тип Плоские черви. Л.Р. № 13 Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Описывать особенности организации плоских червей, многообразие и распространение, их роль в биоценозах.

Выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении червей.

Развитие и формирование интереса к изучению природы.

Групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.112-118

36

Тип Круглые черви. Л.Р. № 14 Жизненный цикл человеческой аскариды.

Характеризовать особенности организации круглых червей, свободноживущих и паразитирующих.

Сравнивать типы червей таксономических групп между собой.

Признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей.

Групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.119-124

37-38

Тип Кольчатые черви. Л.Р.№ 15 Внешнее строение дождевого червя.

Описывать особенности организации кольчатых червей, многообразие и распространение, их роль в биоценозах. Наблюдать за поведением дождевого червя.

Выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении червей.

Развитие и формирование интереса к изучению природы.

Групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.125-131

39-40

Тип Моллюски

Л.Р. № 16 Внешнее строение моллюсков.

Формировать знания об особенностях организации моллюсков, их классов, значении и роли в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Формировать умения представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Развитие мотивации к получению новых знаний к дальнейшему изучению естественных наук.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.132- 142

41-42

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Характеризовать происхождение и особенности организации членистоногих, общую характеристику Ракообразных.

Умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме. Натуральные объекты.

С.143-150

43

Класс Паукообразные.

Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Описывать особенности организации паукообразных, многообразие и распространение, их роль в биоценозах.

Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности.

Развитие мотивации к получению новых знаний к дальнейшему изучению естественных наук.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме. Натуральные объекты.

С.151-157

44-45

Класс Насекомые. Л.Р. № 17 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Описывать особенности организации насекомых, многообразие и распространение, их роль в биоценозах.

Формировать умения представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Развитие мотивации к получению новых знаний к дальнейшему изучению естественных наук.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме. Натуральные объекты.

С.158-169

46

Что мы узнали о типах Подцарства Многоклеточные.

Р.К. Разнообразие Членистоногих.

Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения.

Формировать умения представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Развитие мотивации к получению новых знаний к дальнейшему изучению естественных наук.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме. Натуральные объекты.

47

Тип Иглокожие.

Характеризовать происхождение и особенности организации иглокожих, давать общую характеристику Иглокожих.

Формировать умения представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме. Натуральные объекты.

Твор. зад. Подг. презентацию

48

Тип Хордовые.

Р.К. Многообразие животного мира Ульяновской области.

Характеризовать условия обитания животных - в природных сообществах. Описывать особенности строения тела, распространение и экологическое значение.

Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности.

Развитие мотивации к получению новых знаний к дальнейшему изучению естественных наук.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме. Натуральные объекты.

С.176-177

49

Надкласс Рыбы.

Л.Р. № 18 особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Характеризовать происхождение и особенности организации рыб, давать общую характеристику, классификацию рыб.

Сравнивать представителей разных классов рыб, делать выводы на основе сравнения. Выполнять лабораторные работы под руководством учителя.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблица «Рыбы»

С.178-182

50

Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Р.К. Классификация рыб Ульяновской области.

Описывать особенности строения тела, многообразие и распространение, экологическое значение.

Формировать умения представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблица «Рыбы»

С.183-184

51-52

Класс Земноводные, или Амфибии.

Л.Р. № 19 Особенности внешнего строения лягушки, связанные с образом жизни.

Формировать знания о происхождении и особенности организации земноводных, давать общую характеристику, классификацию, выделять животных занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания.

Формировать умения выявлять признаки сходства и различия в строении и образе жизни и поведении животных.

Развитие и формирование интереса к изучению природы.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.189-199

53

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Л.Р. № 20 Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Формировать знания о происхождении и особенности организации рептилий, давать общую характеристику, классификацию, выделять животных занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания.

Формировать умения выявлять признаки сходства и различия в строении и образе жизни и поведении животных.

Развитие и формирование интереса к изучению природы.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.200-207

54-55-56-57

Класс Птицы. Л.Р. № 21 Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

Р.К. Типичные представители птиц.

Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Описывать особенности строения тела, многообразие и распространение, экологическое значение.

Формировать умения определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе, понимать и уметь характеризовать экологическую роль птиц.

Воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.208-226

58-59-60-61

Класс Млекопитающие.

Л.Р. № 22 Изучение строения млекопитающих.

Л.Р.№ 23 Р.К. Распознавание животных своей местности.

Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Описывать особенности строения тела, многообразие и распространение, экологическое значение.

Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности.

Развитие мотивации к получению новых знаний к дальнейшему изучению естественных наук.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Таблицы и компьютерные презентации по теме.

С.227-246 п. с.5-36

62

Что мы узнали о животных.

Р.К. Роль млекопитающих в природе местного края и жизни человека.

Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, индивидуальная

Таблицы по теме

С.274-248 п.с. 38-51

63

Вирусы.

Формировать знания об истории открытия вирусов, давать общую характеристику, пути проникновения вирусов в организм, меры профилактики вирусных заболеваний.

Формировать умения обобщать и делать выводы по изученному материалу.

Признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей.

Фронтальная, индивидуальная

Таблицы «Вирусы»

С.250-253 п.с. 52-72

64

Итоговый контроль

Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, индивидуальная

Таблицы по теме

П.с.

73-86

65

Экскурсия № 1 «Весенние явления в экосистеме».

Р.К. Фенотипические наблюдения за жизнью растений-представителей различных отделов.

Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Характеризовать условия обитания животных и растений в природном сообществе.

Умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения.

Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.

Групповая.

Блокнот, карандаш, измерительная лента

Отчёт, п.с.88-111

66-68

Уроки обобщающего повторения.

Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.

Фронтальная, индивидуальная

Таблицы по теме

П.с. 112-207


Материально-техническое обеспечение.

Методическая литература для учителя

  1. Биология: Живой организм. 6 класс. Методическое пособие для учителя. / Н.И. Сонин, В.И. Сонина, -М. ДРОФА, 2014.

  2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - № 6.

  3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. -

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. -

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -

  6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006. - № 6. -

  7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

  8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. Живой организм. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», АОЗТ, 2007

Интернет-ресурсы

  1. school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

  2. fcior.edu.ru/

  3. bio.1september.ru - газета «Биология».

  4. bio.nature.ru - научные новости биологии.

  5. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  6. video.edu-lib.net - учебные фильмы.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

I. Учащиеся должны знать определения основных терминов и понятий, изучаемых в 6 классе в курсе ботаники, особенности строения растений и зависимости растительного организма от среды обитания, основные процессы жизнедеятельности растительного организма. Иметь представление об эволюции растений и животных, их разнообразии: от самых древних, примитивных, до наиболее развитых. Знать о приспособленности растений и животных к жизни в природных сообществах, об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Растения и Животные, их органы, ткани, растительную и животную клетку.

  • Разъяснять значения биологических терминов и правильно их употреблять; пользоваться энциклопедиями, биологическими справочниками и словарями.

  • Работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности растительных и животных организмов и процессы, происходящие в них.

  • Находить и объяснять взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности растений, животных и средой их обитания.

  • Приводить примеры различных представителей царства Растения и Животные.

  • Освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ.

  • Освоить приёмы работы с определителями растений.

  • Знать правила обращения с биологическими приборами, правила поведения в кабинете биологии.

  • Уметь проводить простейшие биологические эксперименты, делать обобщения и выводы.

  • Работать с текстом учебника и дополнительной литературой, определять основную мысль, формулировать вопросы к тексту, структурировать информацию, грамотно излагать её с помощью устной и письменной речи.


© 2010-2022