Рабочая программа по биологии в 6 классе

    Для реализации поставленных целей и задач выбранучебно-методический комплект по биологии для основной школы (5-9) классы, разработанный под руководством В.В. Пасечника,  который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы. Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи обучения по биологии:   -приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;   - овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности:   - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);   - определение структуры объекта  познания , поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;    - умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;    - определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;    - сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким критериям;    - творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;    - использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;    - самостоятельная организация учебной деятельности;    - соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;    - оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.      
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

Рабочая программа по биологии в 6 классе на 2014 - 2015 учебный год

Разработчик программы

Литвинова Светлана Александровна, образование высшее, АГПИ, 1981 год, стаж работы - 33 года, высшая квалификационная категория

Нормативно-правовые документы,

базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу Рабочей программы педагога

1. Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3.БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.

4. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.

5.Федеральной примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 класса, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та (базовый уровень) (М.: Дрофа, 2006 г. под редакцией В.В. Пасечника)

6.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253;

7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

8.Базисного учебного плана МБОУ «Манычская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

авторской программы под редакцией: - В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения» для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - М.: Дрофа, 2011.

технологии: технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, технология педагогики сотрудничества, технология дифференцированного обучения, технология проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, технология опережающего обучения, традиционная технология, групповые технологии, компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Цель программы

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Задачи программы (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные)

- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдения за растениями, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Знать/понимать:

- методы изучения бактерий, грибов, растений, значение классификации растений, этапы развития, области применения знаний о бактериях, грибах, растениях, отличие растений от животных, распознавать по рисункам представителей царства растений;

- особенности строения растительного организма, жизнедеятельности, взаимосвязь между строением и функциями организма;

- усложнение в строении изучаемого организма по сравнению с ранее изученными представителями;

- приспособления в строении организмов к среде обитания;

- характеризовать по плану представителей различных классов, семейств растений;

- роль бактерий, грибов, растений в природе и в жизни человека;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние экологических факторов на растительный организм, взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- решать элементарные биологические задачи;

- сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные последствия хозяйственной деятельности человека на растительный мир;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Срок реализации программы

2014-2015 учебный год (1 год)

Количество часов всего: 51. 1.5 часа в неделю.

Возраст детей, на которых рассчитана рабочая программа

6 класс

Диагностические методы и методики

Устный опрос, письменные работы, биологические диктанты, практические и лабораторные работы, тестирование. В течение учебного года проводится мониторинг степени обученности учащихся (СОУ) по биологии.

Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса

а/итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы

б/оценка результативности программы родителями

в/самооценка результативности программы

самим ребенком-школьником.

Условия реализации программы

а/материально - техническое оснащение кабинета:

- наличие учебного кабинета;

- оборудование учебного кабинета (столы и стулья для учителя и учеников, классная доска, шкафы, тумбочки);

- компьютер с программным обеспечением.

б/методическое оснащение программы:

- научно-методическое обеспечение:

Биология: учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. Автор: В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2013 г.

Н.И. Галушкова. Биология. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения». 6 класс. - Волгоград, Учитель, 2012

В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Рабочая тетрадь по биологии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013

методическая литература;

- оснащение учебного процесса: натуральные объекты (живые и препарированные организмы, их части, органы, коллекции, гербарии, муляжи, микропрепараты); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, транспаранты, дидактический материал); муляжи и модели, модели - аппликации; пособия на информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия, слайды, презентации, видеофильмы); технические средства обучения (компьютер); учебно-методическая литература для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы

Ресурсы интернет сети, презентации

Подпись _________________________

Дата заполнения паспорта программы_____________

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 6 общеобразовательном классе составлена на основе нормативных документов:

1. Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3.БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.

4. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.

5.Федеральной примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 класса, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та (базовый уровень) (М.: Дрофа, 2006 г. под редакцией В.В. Пасечника);

6.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253;

7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

8.Базисного учебного плана МБОУ «Манычская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

9.Авторской программы под редакцией : - В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения» для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи обучения по биологии:

-приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;

- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности:

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

- определение структуры объекта познания , поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;

- определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

- сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким критериям;

- творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Обоснование выбора УМК:

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по биологии для основной школы (5-9) классы, разработанный под руководством В.В. Пасечника, который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы.

Описание места предмета в учебном плане:

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение биологии отводится 51 час, из расчета 1,5 часа в неделю. Используется учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. Автор: В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2013 г.

Педагогические технологии, используемые на уроках: технология личностно ориентированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, технология педагогики сотрудничества, технология дифференцированного обучения, технологии проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, технологии опережающего обучения, традиционная технология, групповые технологии, компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные письменные работы, зачетные работы, тестирование, обобщающие уроки, смотры знаний.
С учетом возрастных особенностей учащихся 6 класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Результаты освоения предмета

Деятельность ОУ в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, напрвленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметными результатами освоения выпускниками школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов;

- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы,

- различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, различных заболеваниях; рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений, ухода за ними;

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Тематическое (поурочное) планирование по биологии в 6 классе

п/п

Название разделов, глав. Тема

урока

Кол

час

Национ. региональный компонент

Использование ИКТ

Тип урока

Виды контроля на уроке

Дата проведения

Введение

1


1

Биология-наука о жизни

1

Урок изучения НМ

Клеточное строение организмов

4


2

Устройство увеличительных приборов

1

Урок изучения НМ

Фронтальный опрос

3

Строение клетки

1

Презентация

Комбинированный урок

Устный опрос

4

Жизнедеятельность клетки

1

Презентация

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

5

Ткани

1

Урок изучения и ПЗНЗ

Биологический диктант

Царство бактерии

2


6

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

Урок изучения и ПЗНЗ

Устный опрос

7

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Урок беседа

Устный опрос Самостоятельная работа

Царство грибы

3


8

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

1

О грибах в Калмыкии

Презентация

Урок изучения М

Фронтальный опрос

9

Плесневые грибы и дрожжи

1

Комбиниров

Устный опрос

10

Грибы-паразиты

1

Урок-лекция

Тестирование

Царство растения

6


11

Разнообразие, распространение, значение растений

1

Растител. мир Калмыкии

Урок изучения и ПЗНЗ

Фронтальный опрос

12

Одноклеточные и многоклеточные водоросли

1

Урок изучения и ПЗНЗ

Фронтальный опрос

13

Лишайники. Мхи

1

Урок изучения и ПЗНЗ

Устный опрос

14

Папоротники. Хвощи. Плауны

1

Комбинированный урок

Выполнение творческих заданий

15

Голосеменные

1

Хвойные растения поселка

Презентация

Урок изучения и ПЗНЗ

Устный опрос

16

Покрытосеменные

1

О мног-зии растений региона

Презентация

Урок-беседа

Презентация работ

Строение и многообразие покрытосеменных растений

12


17

Строение семян однодольных и двудольных растений

1

Комбинированный урок

Устный опрос

18

Виды и типы корневых систем

1

Урок изучения НМ

Фронтальный опрос

19

Зоны корня

1

Комбинированный урок

Устный опрос

20

Видоизменения корня

1

Урок-беседа

Биологический диктант

21

Побег и почки

1

Комбиниров

Устный опрос

22

Внешнее строение листа

1

Комбиниров

Устный опрос

23

Клеточное строение листа

1

Урок-лекция

Фронтальный опрос

24

Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев

1

Урок-беседа

Самостоятельная работа

25

Строение стебля. Видоизменения побегов

1

Комбинированный урок

Устный опрос

26

Цветок

1

Презентация

Урок изучения НМ

Фронтальныйопрос

27

Соцветие

1

Урок изучения и ПЗНЗ

Устный опрос

28

Плоды. Распространение плодов и семян

1

Комбинированный урок

Тестирование

Жизнь растений

13


29

Химический состав растений

1

Урок-лекция

30

Минеральное питание растений

1

Комбинированный урок

Устный опрос

31

Фотосинтез. Дыхание растений

1

Видео фильм

Урок изучения НМ

Фронтальный опрос

32

Испарение воды растениями. Листопад

1

Урок-беседа

Самостоятельная работа

33

Передвижение воды и минеральных веществ растений

1

Комбинированный

Устный опрос

34

Передвижение по стеблю органических веществ

1

Урок изучения НМ

Фронтальный опрос

35

Прорастание семян

1

Урок комплексн. примен. ЗУН

Биологический диктант

36

Растительный организм как единое целое

1

Урок-беседа

Фронтальный опрос

37

Способы размножения растений

1

Демон-ция видео материал

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

38

Размножение споровых растений

1

Урок лекция

Устный опрос

39

Размножение голосеменных растений

1

Урок-лекция

Устный опрос

40

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

Демон-ция видео материал

Комбинированный

Выполнение творческих заданий

41

Оплодотворение у цветковых растений: образование семян

1

Урок изучения НМ

Зачетная работа

Классификация растений

6


42

Основы систематики растений

1

Урок-лекция

Устный опрос

43

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

Комбинированный урок

Устный опрос

44

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

1

Предс-ли семейст.в Калмыкии

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

45

Семейства Розоцветные и Пасленовые

1

Предс-ли семейст.в Калмыкии

Комбинированный урок

Выполнение творческих заданий

46

Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)

1

Предс-ли семейст.в Калмыкии

Комбинированный урок

Выполнение творческих заданий

47

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые

1

Предс-ли семейст.в Калмыкии

Комбинированный урок

Выполнение творческих заданий

Природные сообщества

2


48

Основные экологические факторы. Характеристика основных групп растений

1

Урок изучения НМ

Устный опрос

49

Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе

1

Презентация

Урок-лекция

Тестирование

Развитие растительного мира

2


50

Многообразие растений и их происхождение

1

Презентация

Урок комплекс. примен. ЗУН

Фронтальный опрос

51

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

1

Охрана растений в Калмыкии

Урок закрепления знаний

Устный опрос

Всего: 51 час

Учебно-методическое обеспечение

Учебники (автор, год, издания, издательство)

Рабочая тетрадь

Методическое пособие для учителя

Дидактические материалы

Сборник контрольных и тестовых работ

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. Автор: В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2013 г.


В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Рабочая тетрадь по биологии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013г.


Н.И. Галушкова. Биология. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения». 6 класс. - Волгоград, Учитель, 2012


Таблицы, Коллекции (раздаточный материал)

Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010;









Материально-техническое обеспечение

Средства

Перечень средств

1

Технические средства обучения

Компьютер

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
При оценивании учитываются: сложность материала, самостоятельность и творческий характер применения знаний, уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения, полнота и правильность ответа, степень понимания естественно-научных фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания, аккуратность выполнения письменных работ, наличие и характер ошибок, допущенных учащимися; особенности развития учащегося.

Оценивание устных ответов:

Оценка "5" ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

Оценка "4" ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

Оценка "3" ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

Оценка "2" ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

Оценка "1" ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Оценивание письменных ответов:

Оценка "5" - 100-90 %

Оценка "4" - 89-70 %

Оценка "3" - 69-45 %

Оценка "2" - 44-20 %

Оценка "1" - 19- 0 %





Дополнительная литература для учителя

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;

Биология. Энциклопедия для детей - М.: Аванта+, 1999;

Козлова Т.А, Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы. Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2008;

Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010;

Дополнительная литература для учащихся

Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1992;

Биология. Энциклопедия для детей - М.: Аванта+, 1994;

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002;

Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. - М.: Колос, 1998

Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. для

учащихся. - М.: Просвещение, 2002


© 2010-2022