Урок на тему Вирусы

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №12 9 класс

Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Задачи урока: познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значением вирусов в жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать строение и состав вирусов. Показать уникальный механизм взаимодействия вируса с клеткой; сообщить учащимся сведения о вирусе СПИДа.

Опорные точки урока

♦ История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии.

♦ Роль вирусов в жизни людей.

♦ Две группы вирусов: - вирусы, содержащие РНК;

- вирусы, содержащие ДНК.

♦ Состав и строение вирусов.

♦ Паразитизм вирусов на молекулярном, генетическом уровне.

♦ Механизм проникновения вируса в клетку и выхода из клетки вирусных частиц, роль клеточных рецепторов.

♦ Бактериофаги и их особый механизм проникновения в клетку.

♦ Происхождение вирусов.

Проблемные вопросы:

1. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

2. Почему с вирусами - возбудителями болезней растений, животных, человека, трудно вести борьбу, полностью их уничтожать?

Формирование биологических понятий

1. Генетический материал вирусов - нуклеиновые кислоты (ДНК или РНК).

2. Рецепторный механизм проникновения вирусов в клетки возможен в результате соединения особых белков на поверхности капсида с белками - рецепторами клетки.

3. Размножение вируса осуществляется на основе редупликации вирусного генома в клетке-хозяине за счет химических веществ этой клетки.

4. Особые вирусы, поражающие бактерии, - бюактериофаги.

Основные положения

1. Вирусы и бактериофаги - неклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом уровне.

2. Существуют два способа передачи вирусов от клетки к клетке:

Горизонтальный - путем выхода вирусной частицы из одной и внедрение в другую клетку;

Вертикальный - из поколения в поколение в результате встраивания в хромосому клетки-хозяина.

Обратить внимание:

♦ вирусы как особое состояние материи

♦ специфичность вирусного инфекционного процесса

♦ особенности строения вирусов связанных с проникновением определенных вирусов только в определенные клетки

♦ почему вирусные заболевания имеют характер эпидемии

♦ меры борьбы с вирусными инфекциями

Самостоятельная работа учащихся (в группах):

Задание группе 1. Сравните среду обитания вирусов и бактерий. Сделайте вывод о степени самостоятельности тех и других.

Задание группе 2. Сравните мембрану клетки и капсид вируса.

Задание группе 3. Два пути передачи инфекционного агента - горизонтальный и вертикальный. Сравнить и объяснить, какой наиболее опасный для организмов?

Вопросы и задания для повторения

1. Как устроены вирусы?

2. Чем отличаются простые вирусы от сложных?

3. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

4. Как вирусы проникают в клетку?

5. Укажите особенности взаимодействия бактериофага с бактерией?

Основные понятия и термины урока

Вирусы, бактериофаг, инфекция, горизонтальный путь передачи, вертикальный путь передачи, вирион, капсид.

Задание на дом

1. Лауреат Нобелевской премии П. Медавар назвал вирусы «плохими новостями в упаковке из белка». Прокомментируйте его суждение.

2. Почему вирусы проявляют свойства живого организма только после того, как они попадут в клетку?

3. Выскажите свое мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут существовать и размножаться только в живых клетках, живых организмах.

4. Вирусные заболевания людей и животных почти всегда протекают тяжело и имеют существенные последствия. В чем причина тяжелого протекания болезней?



© 2010-2022