- Преподавателю
- Биология
- Урок на тему Вирусы
Урок на тему Вирусы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева Е.Д. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок №12 9 класс
Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Задачи урока: познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значением вирусов в жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать строение и состав вирусов. Показать уникальный механизм взаимодействия вируса с клеткой; сообщить учащимся сведения о вирусе СПИДа.
Опорные точки урока
♦ История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии.
♦ Роль вирусов в жизни людей.
♦ Две группы вирусов: - вирусы, содержащие РНК;
- вирусы, содержащие ДНК.
♦ Состав и строение вирусов.
♦ Паразитизм вирусов на молекулярном, генетическом уровне.
♦ Механизм проникновения вируса в клетку и выхода из клетки вирусных частиц, роль клеточных рецепторов.
♦ Бактериофаги и их особый механизм проникновения в клетку.
♦ Происхождение вирусов.
Проблемные вопросы:
1. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?
2. Почему с вирусами - возбудителями болезней растений, животных, человека, трудно вести борьбу, полностью их уничтожать?
Формирование биологических понятий
1. Генетический материал вирусов - нуклеиновые кислоты (ДНК или РНК).
2. Рецепторный механизм проникновения вирусов в клетки возможен в результате соединения особых белков на поверхности капсида с белками - рецепторами клетки.
3. Размножение вируса осуществляется на основе редупликации вирусного генома в клетке-хозяине за счет химических веществ этой клетки.
4. Особые вирусы, поражающие бактерии, - бюактериофаги.
Основные положения
1. Вирусы и бактериофаги - неклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом уровне.
2. Существуют два способа передачи вирусов от клетки к клетке:
Горизонтальный - путем выхода вирусной частицы из одной и внедрение в другую клетку;
Вертикальный - из поколения в поколение в результате встраивания в хромосому клетки-хозяина.
Обратить внимание:
♦ вирусы как особое состояние материи
♦ специфичность вирусного инфекционного процесса
♦ особенности строения вирусов связанных с проникновением определенных вирусов только в определенные клетки
♦ почему вирусные заболевания имеют характер эпидемии
♦ меры борьбы с вирусными инфекциями
Самостоятельная работа учащихся (в группах):
Задание группе 1. Сравните среду обитания вирусов и бактерий. Сделайте вывод о степени самостоятельности тех и других.
Задание группе 2. Сравните мембрану клетки и капсид вируса.
Задание группе 3. Два пути передачи инфекционного агента - горизонтальный и вертикальный. Сравнить и объяснить, какой наиболее опасный для организмов?
Вопросы и задания для повторения
1. Как устроены вирусы?
2. Чем отличаются простые вирусы от сложных?
3. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?
4. Как вирусы проникают в клетку?
5. Укажите особенности взаимодействия бактериофага с бактерией?
Основные понятия и термины урока
Вирусы, бактериофаг, инфекция, горизонтальный путь передачи, вертикальный путь передачи, вирион, капсид.
Задание на дом
1. Лауреат Нобелевской премии П. Медавар назвал вирусы «плохими новостями в упаковке из белка». Прокомментируйте его суждение.
2. Почему вирусы проявляют свойства живого организма только после того, как они попадут в клетку?
3. Выскажите свое мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут существовать и размножаться только в живых клетках, живых организмах.
4. Вирусные заболевания людей и животных почти всегда протекают тяжело и имеют существенные последствия. В чем причина тяжелого протекания болезней?