- Преподавателю
- Биология
- Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Биология». ( Раздел 4, 5, 6)
Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Биология». ( Раздел 4, 5, 6)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Баева И.Г. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Биология». ( Раздел 4, 5,6)
Тема работы: «Тест-как форма контроля знаний по биологии»
Автор: Баева Ирина Габдрахмановна, преподаватель высшей категории
ГБОУ СПО Санкт-Петербургский «Технический колледж управления и коммерции».
Содержание работы.
№ п/п
Темы экспресс - тестов
Кол-во вариантов
3
Раздел. Основы генетики.
3.1
9
Генетическая символика
2
3.2
10
Моногибридное скрещивание
2
3.3
11
Дигибридное скрещивание
2
3.4
12
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
2
4
Раздел. Эволюционное учение.
4.1
13
Эволюционное учение Дарвина
2
5
Раздел. История развития жизни на Земле.
5.1
14
Происхрождение человека
2
6
Раздел. Основы экологии.
6.1
15
Экологические системы
2
4. Раздел: «Эволюционное учение»
4.1 Тема: «Эволюционное учение Дарвина».
Вариант № 1
Задание: Выбери один правильный ответ
1. Генетический критерий вида - это:
а) морфолого - физиологическое сходство;
б) сходство физиологических процессов;
в) характерный для каждого вида набор хромосом;
г) совокупность видов.
2. Экологическое видообразование прежде всего связано с:
а) расширением ареала исходного вида;
б) расчленением ареала на изолированные части преградами (горами, реками)
в) изменением условий обитания в пределах своего ареала;
г) изменением климата.
3. Взаимоотношение между особями одной популяции называется:
а) внутривидовой борьбой за существование;
б) межвидовой конкуренцией;
в) борьба с неблагоприятными условиями;
г) симбиозом.
4. Совокупность свободно скрещивающихся особей, относительно изолированная от других таких же совокупностей, - это:
а) вид;
б) порода;
в) популяция дикого вида;
г) сорт.
5. Основными движущими силами эволюции по Дарвину являются:
а) определенная изменчивость;
б) конкуренция и естественный отбор на основе наследственной изменчивости;
в) внутреннее стремление организма к прогрессу;
г) интенсивность размножения и борьба за существование.
6. Подражание менее защищенного вида другому более защищенному виду называется:
а) предупреждающей (угрожающей) окраской;
б) маскировкой;
в) мимикрией;
г) покровительственной окраской.
7. Впервые учение об эволюции органического мира выдвинул:
а) Чарлз Дарвин;
б) Жан Батист Ламарк;
в) Карл Линней;
г) М.В. Ломоносов.
8. Популяция культурных растений называется:
а) видом;
б) подвидом;
в) сортом;
г) породой.
9. Результатом эволюции не являются
а) вымирание редких видов животных;
б) многообразие современных видов;
в) приспособленность организмов;
г) ископаемые виды древних видов.
10. Какие эволюционные изменения ведут к упрощению уровня организации?
а) дегенерация;
б) дивергенция;
в) конвенгерция;
г) регенерация .
4. Раздел: «Эволюционное учение»
4.1 Тема: «Эволюционное учение Дарвина».
Вариант № 2
Задание: Выбери один правильный ответ
1. Ч.Дарвин под выражением «Борьба за существование» имел в виду:
а) схватку за пищу, самку и территорию.
б) внутри и межвидовую конкуренцию;
в) все виды взаимоотношений в популяции (внутри и межвидовые, а также с неорганической природой, включая и плодовитость);
г) интенсивность размножения и межвидовую конкуренцию за ресурсы.
2. Решающим фактором в формировании мировоззрения Ч. Дарвина о происхождении видов послужило:
а) бурное развитие капиталистических производственных отношений в Англии;
б) успехи селекционеров того времени;
в) достижения естественных наук XIXв.;
г) кругосветное путешествие на корабле «Бигль».
3. Прямым следствием борьбы за существование является:
а) естественный отбор;
б) искусственный отбор;
в) изменчивость;
г) наследственность.
4. В настоящее время опровергнуто следующее из представлений Ж.Б.Ламарка:
а) иногда трудно отличить один вид от другого по морфологии;
б) живые организмы изменчивы;
в) только благоприятные признаки наследуются;
г) живые организмы приспосабливаются к среде обитания.
5. Отметьте черты бессознательного искусственного отбора:
а) мустанг (одичавшая лошадь);
б) дикий вид лошади;
в) одомашненная лошадь;
г) башкирская порода лошади.
6. Не является результатом эволюции:
а) многообразие современных видов;
б) вымирание редких видов животных, занесенных в «Красную книгу»;
в) приспособленность организмов.
г) ископаемые формы древних видов.
7. Что является главной движущей силой эволюции:
а) изменчивость;
б) наследственность;
в) наследственная борьба за существование;
г) естественный отбор.
8. В чем выражается приспособительный характер эволюции:
а) организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий;
б) организмы побеждают в борьбе за существование в данных условиях;
в) организмы подвергаются естественному отбору.
9. В чем выражается относительность приспособительных признаков в данных условиях существования:
а) полезные признаки всегда полезны;
б) вредные признаки всегда вредны;
в) относительность пользы и вреда признаков.
10. Ученый, который классифицировал организмы на виды, роды и классы:
а) Чарлз Дарвин;
б) Жан Батист Ламарк;
в) Карл Линней;
г) М.В. Ломоносов.
5. Раздел «История развития жизни на земле»
5.1. Тема: «Происхождение человека»
Вариант № 1.
Задание. Выбери один вариант верного ответа.
-
Впервые описал сходство человека с приматами и объединил их в один отряд:
а) Карл Линней;
б) Жан Батист Ламарк;
в) Чарлз Дарвин;
г) А. Уоллес.
2. Мнение о происхождении людей от обезьян впервые высказал:
а) Карл Линней;
б) Жан Батист Ламарк;
в) Чарлз Дарвин;
г) А. Уоллес.
3. Наиболее полное и научно-обоснованное объяснение антропогенеза принадлежит:
а) Жан Батист Ламарку;
б) А. Уоллесу;
в) Чарлз Дарвину;
г) Ф. Энгельсу.
4. Явление «возврата» к признакам предков получило название:
а) каннибализм;
б) атавизм;
в) гомология;
г) рудимент.
5. Где процесс антропогенеза показан в правильной последовательности:
а) шимпанзе-питекантроп-неандерталец-кроманьонец-homo sapiens;
б) питекантроп- неандерталец- шимпанзе- кроманьонец-homo sapiens;
3) неандерталец- питекантроп- кроманьонец-homo sapiens;
г) здесь нет правильного ответа.
6. Древних обезьян можно было бы назвать людьми, а их стадо - первобытным обществом с момента:
а) начала прямохождения и увеличения головного мозга до человеческого;
б) укрощения огня (добывания и поддерживания);
в) изготовления самого простого орудия труда (орудия деятельности);
г) начала пользования предметами (палками, камнями и др.).
7. Древние люди отличались от древнейших тем, что они научились:
а) добывать и поддерживать огонь, одеваться;
б) писать и рисовать;
в) членораздельно разговаривать и жить семьями;
г) изготавливать орудия труд, общаться при помощи жестов.
8. Древнейших людей характеризует их умение:
а) добывать и поддерживать огонь, одеваться;
б) писать и рисовать;
в) членораздельно разговаривать и жить семьями;
г) изготавливать орудия труд, общаться при помощи жестов.
9. Возраст человека разумного (Homo sapiens):
а) 45 -50 тыс. лет;
б) 150 тыс.лет;
в) 1 млн.лет;
г) более 1 млн. лет.
10.К биологическим факторам антропогенеза относятся:
а) наследственный отбор, изменчивость и конкуренция;
б) речь, сознание;
в) наследственная изменчивость;
г) коллективный труд.
11. По каким признакам строения можно судить о хорошо развитой членораздельной речи у кроманьонцев:
а) по объёму мозга;
б) по подбородочному выступу нижней челюсти;
в) по высокому лбу и отсутствию надглазничного валика;
г) по строению зубов.
12. Поверья некоторых африканских племен о том, что обезьяны - род одичавших людей, в какой- то степени созвучны с положением:
а) труд создал человека;
б) труд формирует человека;
в) тяжелый труд калечит человека;
г) лень и бездействие способствует деградации человека.
13. А -мозговая часть черепа, Б - лицевая часть черепа, В - пояс верхних конечностей, Г - позвоночник, Д - тазовая кость. В связи с прямохождением австралопитека наибольшие изменения произошли в строении:
а) А и Б;
б) В,Г и Д;
в) А и Г;
г) Б и Д.
14. Определите характер антропогенеза на современном этапе:
а) преобладают социальные факторы;
б) биологические факторы не действуют;
в) биологические и социальные факторы равнозначны;
г) действуют только социальные.
15. Останки неандертальца были обнаружены еще при жизни Ч. Дарвина. Это вызвало споры о том, что, был ли он древним человеком. Споры разрешились в связи с:
а) обнаружением большого объема мозга;
б) находками орудий труда;
в) S - образным изгибом позвоночника;
г) установлением его роста и возраста.
5. Раздел «История развития жизни на земле»
5.1. Тема: «Происхождение человека»
Вариант № 2.
Задание. Выбери один вариант верного ответа.
1. Линней впервые описал:
а) сходство человека с животными;
б) сходство человека с приматами и бессознательно объединил их в один отряд;
в) сходство человека с обезьянами и сознательно объединил их в один отряд «приматы».
г) различия обезьян и человека и относил их в разные отряды.
2. Кто впервые высказал мнение о происхождении человека от обезьян:
а) Карл Линней;
б) Жан Батист Ламарк;
в) Чарлз Дарвин;
г) А. Уоллес.
3. Определяющее значение социальных факторов в процессе антропогенеза выделяет:
а) Ф. Энгельс;
б) Жан Батист Ламарк;
в) Чарлз Дарвин;
г) К. Маркс.
4. Наличие у человека копчика, слепой кишки и третьего века является примерами:
а) атавизма;
б) гомологии;
в) аналогии;
г) рудиментов.
5. Где процесс антропогенеза показан в правильной последовательности:
а) здесь нет правильного ответа.
б) австралопитек - неандерталец- шимпанзе- кроманьонец -homo sapiens;
в) неандерталец- питекантроп- кроманьонец -homo sapiens;
г) шимпанзе -питекантроп -неандерталец -кроманьонец -homo sapiens;
6.С какого момента можно было бы назвать обезьян людьми, а их стадо - первобытным обществом:
а) изготовления самого простого орудия труда;
б) укрощение огня (добывание и поддержание);
в) увеличение головного мозга;
г) строить жилища, приручать животных.
7. Древнейших людей характеризует умение:
а) добывать и поддерживать огонь;
б) членораздельно говорить и жить семьями;
в) изготавливать орудия труда, общаться с помощью жестикуляции;
г) строить жилища. приручать животных.
8. Умел добывать и использовать огонь, строить очаги и одеваться:
а) австралопитек;
б) питекантроп;
в) неандерталец;
г) кроманьонец.
9. Возраст человека - неандертальца:
а) 45 -50 тыс. лет;
б) 150 тыс.лет;
в) 1 млн.лет;
г) более 1 млн. лет.
10. К социальным факторам антропогенеза относятся:
а) наследственная изменчивость, естественный отбор и конкуренция;
б) коллективный труд, речь и сознание;
в) ненаследственная изменчивость;
г) иммунитет к болезням.
11. Какие особенности строения кроманьонцев позволяют судить о развитой членораздельной речи:
а) объем головного мозга;
б) высокий лоб и отсутствие надглазничного валика;
в) подбородочный выступ нижней челюсти;
г) развитая гортань и голосовые связки.
12. Какие высказывания созвучны с некоторыми поверьями африканских племен о том, что обезьяны - это род одичавших людей:
а) лень и бездействия способствуют деградации человека;
б) труд формирует человека;
в) тяжелый труд калечит человека;
г) труд создал человека.
13. В связи с прямохождением австралопитека наибольшие изменения произошли в строении:
а) мозговой и лицевой части черепа;
б) пояса верхних конечностей;
в) позвоночник и тазовые кости;
г) верхних и нижних конечностей.
14. Древние люди отличались от древнейших людей тем, что они научились:
а) писать и рисовать;
б) добывать и поддерживать огонь;
в) нечленораздельной речи, жить семьями;
г) изготовлять орудия труда, общаться при помощи жестов.
15. Как можно охарактеризовать антропогенез на современном этапе:
а) преобладают социальные факторы;
б) биологические факторы не действуют;
в) биологические и социальные факторы равнозначны;
г) действуют только социальные.
6. Раздел «Основы экологии»
6.1. Тема «Среда обитания. Экологические факторы»
Вариант № 1.
Задание. Из предложенных вариантов ответов выбери один верный.
1. Наука о взаимоотношениях между организмами и средой обитания называется:
а) биология;
б) экология;
в) физиология;
г) гигиена.
2. Экологические факторы - это:
а) только факторы неживой природы;
б) только факторы, связанные с деятельностью человека;
в) только факторы живой природы;
г) все вышеперечисленные.
3. Факторы живой природы:
а) вода;
б) температура;
в) грибы;
г) свет.
4. Факторы, связанные с деятельностью человека, можно отнести:
а) влияние на жизнедеятельность водных животных строительства плотины;
б) влияние одних видов организмов на другие в процессе жизнедеятельности;
в) влияние любых неживых объектов; физических и химических процессов и явлений;
г) влияние особей одного вида друг на друга.
5. Сигналом, изменяющим поведение многих растений и животных умеренной зоны, может служить изменение:
а) температуры окружающей среды;
б) дневной освещенности;
в) длины светового дня;
г) содержание кислорода в воздухе.
6. Паразитические организмы:
а) поедают друг друга;
б) используют другие организмы как место обитания и источник пищи;
в) поедают органические остатки;
г) питаются растениями.
7. Если возрастает численность жертв, то численность хищников:
а) возрастает;
б) не изменяется;
в) снижается;
г) сначала возрастает, а потом снижается вместе с численностью жертв.
8. Экологическим фактором для филинов является:
а) численность верблюдов;
б) атмосферное давление;
в) численность комаров;
г) численность лесных мышей.
9. Факторы живой природы:
а) растения, животные, грибы, бактерии;
б) растения, минералы, грибы, животные;
в) температура воды, характер грунта, атмосферное давление. влажность;
г) микроорганизмы, влажность, соленость воды. грибы.
10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
а) зайцами;
б) пчелами;
в) дроздами-рябинниками;
г) волками.
6. Раздел «Основы экологии»
6.1. Тема «Среда обитания. Экологические факторы»
Вариант № 2.
Задание. Из предложенных вариантов ответов выбери один верный.
1.Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов сообществ, называют факторами:
а) неживой природы;
б) живой природы;
в) экологическими;
г) связанными с деятельностью человека.
2. К факторам неживой природы относятся:
а) вода, воздух и свет;
б) грибы и бактерии;
в) лишайники и мхи;
г) одноклеточные растения и животные.
3. Экологическим фактором для мышей является численность:
а) лягушек;
б) большинство пестрых дятлов;
в) кошек;
г) акул.
4. В окрестностях деревни экологическим фактором, связанным с деятельностью человека, можно считать:
а) освещенность;
б) численность домовых воробьев;
в) длину светового дня;
г) длину светового дня. уровень грунтовых вод.
5. Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является:
а) количество пищи;
б) длина светового дня;
в) влажность воздуха;
г) климат.
6.Деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания всех живых организмов, относится к факторам:
а) неживой природы;
б) живой природы;
в) антропогенными;
г) живой и неживой природы.
7. С чем связана устойчивость экосистемы:
а) биомассой;
б) видовым разнообразием;
в) биологической продуктивностью;
г) размерами и количеством звеньев в цепи питания.
8. Фотопериодизм- это реакция организма на сезонные изменения:
а) соотношение долготы дня и ночи;
б) температуры;
в) осадков;
г) солнечной активности.
9. Животные оказывают влияние на растения в природном сообществе. Они:
а) служат для растений средой обитания;
б) опыляют растения, разносят плоды;
в) снабжают растения кислородом;
г) создают органические вещества из неорганических.
10. Пример симбиоза:
а) заяц-русак и заяц беляк;
б) кот и блоха;
в) муравей и еж;
г) бобовое растение и клубеньковые бактерии.
11