Конспект урока на тему Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.


Цель: Узнать основные закономерности мутационной изменчивости организмов.

Задачи:

  • дать характеристику мутационной изменчивости.

  • раскрыть причины возникновения мутаций и её основные типы.

  • выявить последствия мутаций.

  • запомнить основную терминологию.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию», компьютерная презентация «Мутационная изменчивость», индивидуальные карточки-задания.

Методы обучения: фронтальная беседа; индивидуальная работа; проблемные задания; метод сравнения, установления связи, анализа и синтеза, классификации.

Структура урока


1. Оргмомент.

2. Проверка знаний.

Фронтальный опрос - постановка проблемных вопросов

1. Что такое изменчивость?

2. Какие виды изменчивости бывают?

3. Какая изменчивость называется модификационной?

4. Какие основные характеристики модификационной изменчивости вы знаете?

5. Что такое норма реакции?

6. Породистых телят содержали в плохих условиях, вместо ожидаемых результатов они были низкорослыми, с маленьким весом. Каким будет вес у их потомков, если оно попадет в хорошие руки?

7. Приведите примеры качественных и количественных признаков.

8. Что такое комбинативная изменчивость?

Индивидуальная карточка-задание 1.

1.Что такое ген и генотип?

2. Какие факторы среды повлияли на фенотип одуванчика?

Конспект урока на тему Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

Индивидуальная карточка-задание 2.

1.Что такое фенотип?

2. Какие неблагоприятные условия повлияли на развитие корневой системы кукурузы.

Конспект урока на тему Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

3. Целеполагание и мотивация. Сообщает тему урока, корректирует поставленную учащимися цель урока, задачи урока. Слайд 4, 5.

Мы выяснили, что такое изменчивость и ее виды, модификационная и комбинативную изменчивости, а сегодня нам предстоит изучить мутационную изменчивость. Слайд 6

Вопросы по схеме: 1. Почему наследственная?

Постановка проблемной ситуации - Каким образом возникают новые генотипы?

4. Изучение нового материала.

Внутри каждого организма существует целая вселенная со своим особым порядком, тайнами, правилами. Просто поразительно - какие сложные взаимоотношения существуют в этом микромире. Хотя в разных клетках одного организма набор генов и одинаков, но белки в них синтезируются разные. Это происходит благодаря блокировке и активации различных генов. Именно поэтому, имея один и тот же набор генов, клетки организма так сильно отличаются друг от друга по функциям и строению. Одни гены в них активно работают, другие дремлют. Но иногда в этом отлаженном механизме происходят сбои, изменения - МУТАЦИИ.

Впервые термин «мутация» ввел голландский ученый Гуго де Фриз в 1901 г, описавший самопроизвольные мутации у растений. Мутация - это изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

Мутационная изменчивость - вновь возникающие изменения в наследственных структурах клетки под воздействием факторов внешней и внутренней среды.

В зависимости от характера изменений различают следующие мутации: генные, хромосомные и геномные, но каждые из них могут делиться на виды. Слайд 10.

О генных мутациях не зря говорят - «мелкие нарушения, приводящие к крупным порокам». У человека более 100 тысяч генов. Ученые отмечают, что все мы, «носим» мутировавший ген. Хорошо, если это в отдельных клетках и «спящий» ген, или мутация нейтральная (родинка). Слайд 11.

Хромосомная мутация может произойти в любой хромосоме. Слайд 12, 13.
ИТАК, типы мутаций мы определили, какие изменения в фенотипе они могут вызвать - определили. Осталось выяснить, а под действие чего могут возникнуть мутации?
Что является мутагенными факторами? Слайд 17.

5. Закрепление изученного материала.

1. Для понятий каждой строчки подбери слово с общим значением:

А) геномные, хромосомные, генные- (по генотипу)

Б) вредные, нейтральные, полезные- (по влиянию)

2. Найди лишнее понятие:

Дупликация, инверсия, полиплоидия, делеция.

3. Заверши логическую цепочку:

Геномная мутация >>> (лишняя хромосома) >>> синдром Дауна.

6. Домашнее задание.

  • Изучить текст §3.12, ответить на вопросы в конце §.

  • Опираясь на записи и текст параграфа составить сравнительную характеристику мутационной и модификационной изменчивости;

  • привести примеры мутагенов.

© 2010-2022