Урок Органы пищеварения и обмен веществ

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по биологии


Тема урока

Органы пищеварения и обмен веществ.

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель урока

Ознакомление с эволюционными изменениями органов пищеварения у разных групп животных и обменом веществ.

Задачи урока:

образовательные:

-выделить категории, на которые подразделяют животных в соответствии с характером питания;

- рассмотреть способы пищеварения (наружное и внутреннее);

- проследить эволюцию органов пищеварения;

-обосновать усложнение строения пищеварительной системы в процессе эволюционных изменений;

- раскрыть связь всех процессов в организме животных в обмене веществ.

развивающие:

-развивать умение работать с дополнительным материалом, умения обобщать и анализировать полученную информацию;

-развивать коммуникативные навыки детей;

воспитательные:

воспитывать любовь к природе.

Методы обучения

Словесный (рассказ, беседа)

Наглядный (показ презентации)

Оборудование

Мультимедийная установка, ПК, презентация

Литература

  • Учебник В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные. 7 класс», М. Дрофа - 2010.

  • Сайты интернета:

  • zoo-line.ru

  • zoo-line.ru/filestore

  • dic.academic.ru

  • 900igr.net/datai/biologija

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

(3 мин)

Здравствуйте, ребята, садитесь! Кто сегодня отсутствует?

Как называется тема урока, цель урока?

Показ слайда № 1, 2

Правильно, Сегодня на уроке, мы будем изучать - пищеварительную систему, и познакомимся с процессом, обмена веществ.

Отвечают на вопросы.












2.Основной этап.

Изучение новой темы.

( 27 мин)

Ребята приступаем к изучению новой темы, Открывает тетради и записываем число и тему урока «Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии». Давайте вспомним: Что такое пищеварение?

Показ слайда № 3

Пищеварение - процесс поглощения, измельчения, расщепления и всасывания веществ.

А какие животные бывают по способу питания?

Вы, совершенно, правы. По способу питания животные делятся на группы: 1.Всеядные; 2. Травоядные; 3. Хищные; 4. Падальщики; 5. Паразиты.

Пищеварение бывает 2- х типов.

Наружное- пищеварительные соки вводятся в тело жертвы (пауки); Внутреннее- пищеварительные соки находятся в специальных отделах пищеварительной системы: в желудке вырабатывается желудочный сок, в ротовой полости - слюна.

Показ слайда №4

В процессе пищеварения используются: Ферменты - особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи желудочный сок, слюна, другие пищеварительные соки, яды (пауки) для пищеварения у змеи - для охоты

Показ слайда № 5.

Как питаются животные? Что происходит с пищей при попадании её в ротовую полость, в желудок и кишечник? На этот вопрос нам ответит ?, которому было задано индивидуальное задание. А остальных прошу внимательно послушать и записать в тетрадь.

Что мы выяснили из текста? Учитель делает выводы по ответам учеников.

Запишем это в тетрадь.

  • Ферменты - особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи

  • Желудочный сок фермент

  • Слюна в ротовой полости

  • Другие пищеварительные соки: желчь

Яды (пауки) для пищеварения, а змеи для охоты.

Посмотрим, как шло развитие пищеварения у разных групп животных.

Сейчас мы с вами разделимся на группы, каждой группе будут выданы листочки с заданиями.

































Показ слайдов № 6-17








































Ребята, давайте сделаем вывод: в ходе эволюции пищеварительная система усложнялась, дифференцировалась т.е. кишечник поделился на несколько

отделов, увеличилась длина толстого кишечника, в которой происходит переваривание растительной пищи, у жвачных увеличивается количество отделов в желудке,

появляются пищеварительные железы. Все изменения происходят в связи с освоением новой пищи, либо для получения из того же объема пищи значительно больше строительного материала или энергии.

Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.

А теперь переходим к следующему этапу, давайте выясним, что такое обмен веществ и для чего он нам нужен.

Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых организмах и обмен с окружающей средой.

Показ слайда № 18

Обмен веществ заслуживает того, чтобы уделить ему самое пристальное внимание. Ведь от его налаженной работы зависит снабжение клеток полезными веществами.

Основу обмена веществ составляют химические реакции, происходящие в организме животных. Вещества, необходимые для жизнедеятельности поступают в организм с пищей.

Показ слайда № 19





Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Смотрят

презентацию.















Ученик зачитывает доклад по опережающему заданию.

Остальные слушают и делают пометки в тетрадях.

Отвечают на вопрос.

Делают записи в тетради.















К заданию - 1

Эволюция пищеварительной системы

У одноклеточных животных - пищеварение внутриклеточное. Пища попадает в пищеварительную вакуоль и под действием ферментов, которые там находятся, пища переваривает.

Пищеварение у кишечнополостных.
У кишечнополостных, губок и простейших процесс пищеварения называется внеклеточным, переваривание пищи осуществляется за счет ферментов, которые выделяются пищеварительными железами в пищеварительную полость.

У круглых червей пищеварительная система имеет вид трубки состоящей из передней,

средней и задней кишки с анальным отверстием на конце тела.

Впервые в процессе эволюции полная пищеварительная система появляется у кольчатых червей:

Рот- глотка- пищевод - зоб - желудок - кишечник - анальное отверстие.

У кольчатых червей, по сравнению с другими червями, совершенная пищеварительная

система т.к. они более прогрессивные черви.

К Заданию - 2

Эволюция пищеварительной системы.

Пищеварительная система у моллюсков: рот - глотка - пищевод - желудок -анальное отверстие. Есть пищеварительная железа, в ротовую полость открываются слюнные железы, также мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими так называемую

тёрку.

У растительноядных животных тёрка служит для соскабливания растительной пищи, а у хищников - помогает удерживать добычу.

У членистоногих появляется печень. Эта железа способствует перевариванию пищи.

Более сложная система. Могут питаться водорослями, трупами животных- речные раки.

У паука-крестовика пищеварительная система устроена так, что переваривание пищи

Происходит вне организма, за счет секрета ядовитых желез, который вводит паук в тело

жертвы. Кровососущие клещи

К заданию - 3

Эволюция пищеварительной системы.

Пищеварительная система позвоночных: ротовое отверстие - глотка - пищевод - желудок - тонкая кишка - толстая кишка - анальное отверстие или клоака. Имеются железы - слюнные в ротовой полости, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа. Имеются органы перетирания пищи - зубы, есть язык - орган вкуса и переворачивания или ловли пищи. Приспособления челюстей для удержания, умертвления, отщипывания корма, перетирания измельчения и т.д. / учебник. Виды зубов: резцы, клыки и коренные зубы.
Пищеварение у рыб: рот - зубы перетирают пищу или служат для удержания пищи - глотка - пищевод - желудок с печенью - кишечник - анальное отверстие. Однотипные

зубы - костные пластинки.
Пищеварение

у земноводных: рот (имеют длинный липкий язык (бесхвостые), имеют мелкие зубки - слюнные железы - глотка - пищевод - желудок - кишечник - клоака.
Пищеварение

у пресмыкающихся: рот (имеют ядовитые зубы (змеи), есть слюнные железы - глотка - пищевод - желудок - тонкий кишечник - появляются зачатки слепой кишки - толстый кишечник - клоака. Яд из ядовитых зубов поступает из ядовитой железы, расположенной в верхней челюсти по обеим сторонам головы.

К заданию 4

Пищеварение у птиц: челюсти превратились в клюв - ротовая полость (язык и слюнные железы) - пищевод - зоб - железистый желудок - мускулистый желудок - тонкая кишка (увеличивается) - толстая кишка (уменьшается) - клоака. Есть печень и поджелудочная железа. Зоб - предварительная обработка пищи , смачивание её и размягчение, иначе желудок не будет нормально переваривать пищу.

Пищеварение млекопитающих: рот - ротовая полость (зубы, язык и слюнные железы) - глотка - пищевод - желудок (печень и поджелудочная железа) - тонкий кишечник - толстый кишечник - между толстым и тонким, слепая кишка - прямая кишка - анальное отверстие.
Строение желудка жвачных животных: 4 отдела - рубец, сетка, книжка, сычуг,

Желудок сложное строение т.к. растительная пища долго переваривается: под действием

микроорганизмов, смачивается слюной, и обрабатывается желудочным соком.





Внимательно слушают учителя.





Предлагаю свои варианты.

Делают записи в тетради.

3. Подведение итогов.

(4 мин)

Давайте запишем вывод изученной темы.

  • Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.

Показ слайда № 20







Делают записи в тетради.

4. Закрепление.

Рефлексия.

( 3 мин)

Ребят, сейчас я попрошу вас составить сиквейн на темы: «пищеварение» и «обмен веществ»

Составляют сиквен. Сдают листочки.

5. Комментарий домашнего задания. Выставление оценок.

( 3 мин)

Записываем домашнее задание

§40, записи в тетради, выучить все понятия

Показ слайда №21

Записывают домашнее задание, выставляют оценки.



© 2010-2022