- Преподавателю
- Биология
- Урок Органы пищеварения и обмен веществ
Урок Органы пищеварения и обмен веществ
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Епифанова У.Г. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по биологии
Тема урока
Органы пищеварения и обмен веществ.
Тип урока
Изучение нового материала.
Цель урока
Ознакомление с эволюционными изменениями органов пищеварения у разных групп животных и обменом веществ.
Задачи урока:
образовательные:
-выделить категории, на которые подразделяют животных в соответствии с характером питания;
- рассмотреть способы пищеварения (наружное и внутреннее);
- проследить эволюцию органов пищеварения;
-обосновать усложнение строения пищеварительной системы в процессе эволюционных изменений;
- раскрыть связь всех процессов в организме животных в обмене веществ.
развивающие:
-развивать умение работать с дополнительным материалом, умения обобщать и анализировать полученную информацию;
-развивать коммуникативные навыки детей;
воспитательные:
воспитывать любовь к природе.
Методы обучения
Словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (показ презентации)
Оборудование
Мультимедийная установка, ПК, презентация
Литература
-
Учебник В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные. 7 класс», М. Дрофа - 2010.
-
Сайты интернета:
-
zoo-line.ru
-
zoo-line.ru/filestore
-
dic.academic.ru
-
900igr.net/datai/biologija
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
(3 мин)
Здравствуйте, ребята, садитесь! Кто сегодня отсутствует?
Как называется тема урока, цель урока?
Показ слайда № 1, 2
Правильно, Сегодня на уроке, мы будем изучать - пищеварительную систему, и познакомимся с процессом, обмена веществ.
Отвечают на вопросы.
2.Основной этап.
Изучение новой темы.
( 27 мин)
Ребята приступаем к изучению новой темы, Открывает тетради и записываем число и тему урока «Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии». Давайте вспомним: Что такое пищеварение?
Показ слайда № 3
Пищеварение - процесс поглощения, измельчения, расщепления и всасывания веществ.
А какие животные бывают по способу питания?
Вы, совершенно, правы. По способу питания животные делятся на группы: 1.Всеядные; 2. Травоядные; 3. Хищные; 4. Падальщики; 5. Паразиты.
Пищеварение бывает 2- х типов.
Наружное- пищеварительные соки вводятся в тело жертвы (пауки); Внутреннее- пищеварительные соки находятся в специальных отделах пищеварительной системы: в желудке вырабатывается желудочный сок, в ротовой полости - слюна.
Показ слайда №4
В процессе пищеварения используются: Ферменты - особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи желудочный сок, слюна, другие пищеварительные соки, яды (пауки) для пищеварения у змеи - для охоты
Показ слайда № 5.
Как питаются животные? Что происходит с пищей при попадании её в ротовую полость, в желудок и кишечник? На этот вопрос нам ответит ?, которому было задано индивидуальное задание. А остальных прошу внимательно послушать и записать в тетрадь.
Что мы выяснили из текста? Учитель делает выводы по ответам учеников.
Запишем это в тетрадь.
-
Ферменты - особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи
-
Желудочный сок фермент
-
Слюна в ротовой полости
-
Другие пищеварительные соки: желчь
Яды (пауки) для пищеварения, а змеи для охоты.
Посмотрим, как шло развитие пищеварения у разных групп животных.
Сейчас мы с вами разделимся на группы, каждой группе будут выданы листочки с заданиями.
Показ слайдов № 6-17
Ребята, давайте сделаем вывод: в ходе эволюции пищеварительная система усложнялась, дифференцировалась т.е. кишечник поделился на несколько
отделов, увеличилась длина толстого кишечника, в которой происходит переваривание растительной пищи, у жвачных увеличивается количество отделов в желудке,
появляются пищеварительные железы. Все изменения происходят в связи с освоением новой пищи, либо для получения из того же объема пищи значительно больше строительного материала или энергии.
Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.
А теперь переходим к следующему этапу, давайте выясним, что такое обмен веществ и для чего он нам нужен.
Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых организмах и обмен с окружающей средой.
Показ слайда № 18
Обмен веществ заслуживает того, чтобы уделить ему самое пристальное внимание. Ведь от его налаженной работы зависит снабжение клеток полезными веществами.
Основу обмена веществ составляют химические реакции, происходящие в организме животных. Вещества, необходимые для жизнедеятельности поступают в организм с пищей.
Показ слайда № 19
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Смотрят
презентацию.
Ученик зачитывает доклад по опережающему заданию.
Остальные слушают и делают пометки в тетрадях.
Отвечают на вопрос.
Делают записи в тетради.
К заданию - 1
Эволюция пищеварительной системы
У одноклеточных животных - пищеварение внутриклеточное. Пища попадает в пищеварительную вакуоль и под действием ферментов, которые там находятся, пища переваривает.
Пищеварение у кишечнополостных.
У кишечнополостных, губок и простейших процесс пищеварения называется внеклеточным, переваривание пищи осуществляется за счет ферментов, которые выделяются пищеварительными железами в пищеварительную полость.
У круглых червей пищеварительная система имеет вид трубки состоящей из передней,
средней и задней кишки с анальным отверстием на конце тела.
Впервые в процессе эволюции полная пищеварительная система появляется у кольчатых червей:
Рот- глотка- пищевод - зоб - желудок - кишечник - анальное отверстие.
У кольчатых червей, по сравнению с другими червями, совершенная пищеварительная
система т.к. они более прогрессивные черви.
К Заданию - 2
Эволюция пищеварительной системы.
Пищеварительная система у моллюсков: рот - глотка - пищевод - желудок -анальное отверстие. Есть пищеварительная железа, в ротовую полость открываются слюнные железы, также мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими так называемую
тёрку.
У растительноядных животных тёрка служит для соскабливания растительной пищи, а у хищников - помогает удерживать добычу.
У членистоногих появляется печень. Эта железа способствует перевариванию пищи.
Более сложная система. Могут питаться водорослями, трупами животных- речные раки.
У паука-крестовика пищеварительная система устроена так, что переваривание пищи
Происходит вне организма, за счет секрета ядовитых желез, который вводит паук в тело
жертвы. Кровососущие клещи
К заданию - 3
Эволюция пищеварительной системы.
Пищеварительная система позвоночных: ротовое отверстие - глотка - пищевод - желудок - тонкая кишка - толстая кишка - анальное отверстие или клоака. Имеются железы - слюнные в ротовой полости, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа. Имеются органы перетирания пищи - зубы, есть язык - орган вкуса и переворачивания или ловли пищи. Приспособления челюстей для удержания, умертвления, отщипывания корма, перетирания измельчения и т.д. / учебник. Виды зубов: резцы, клыки и коренные зубы.
Пищеварение у рыб: рот - зубы перетирают пищу или служат для удержания пищи - глотка - пищевод - желудок с печенью - кишечник - анальное отверстие. Однотипные
зубы - костные пластинки.
Пищеварение
у земноводных: рот (имеют длинный липкий язык (бесхвостые), имеют мелкие зубки - слюнные железы - глотка - пищевод - желудок - кишечник - клоака.
Пищеварение
у пресмыкающихся: рот (имеют ядовитые зубы (змеи), есть слюнные железы - глотка - пищевод - желудок - тонкий кишечник - появляются зачатки слепой кишки - толстый кишечник - клоака. Яд из ядовитых зубов поступает из ядовитой железы, расположенной в верхней челюсти по обеим сторонам головы.
К заданию 4
Пищеварение у птиц: челюсти превратились в клюв - ротовая полость (язык и слюнные железы) - пищевод - зоб - железистый желудок - мускулистый желудок - тонкая кишка (увеличивается) - толстая кишка (уменьшается) - клоака. Есть печень и поджелудочная железа. Зоб - предварительная обработка пищи , смачивание её и размягчение, иначе желудок не будет нормально переваривать пищу.
Пищеварение млекопитающих: рот - ротовая полость (зубы, язык и слюнные железы) - глотка - пищевод - желудок (печень и поджелудочная железа) - тонкий кишечник - толстый кишечник - между толстым и тонким, слепая кишка - прямая кишка - анальное отверстие.
Строение желудка жвачных животных: 4 отдела - рубец, сетка, книжка, сычуг,
Желудок сложное строение т.к. растительная пища долго переваривается: под действием
микроорганизмов, смачивается слюной, и обрабатывается желудочным соком.
Внимательно слушают учителя.
Предлагаю свои варианты.
Делают записи в тетради.
3. Подведение итогов.
(4 мин)
Давайте запишем вывод изученной темы.
-
Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.
Показ слайда № 20
Делают записи в тетради.
4. Закрепление.
Рефлексия.
( 3 мин)
Ребят, сейчас я попрошу вас составить сиквейн на темы: «пищеварение» и «обмен веществ»
Составляют сиквен. Сдают листочки.
5. Комментарий домашнего задания. Выставление оценок.
( 3 мин)
Записываем домашнее задание
§40, записи в тетради, выучить все понятия
Показ слайда №21
Записывают домашнее задание, выставляют оценки.