Тема урока: Внешнее и внутреннее строение семени биологиЯ 6 класс

Цель:   содержательная: с помощью лабораторной работы обеспечить понимание учащимися отличия в строении семян двудольных и однодольных растений.   деятельностная (формирование умений новых способов действий):   - формировать у учащихся умения определять внутреннее и внешнее строение семян.   развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.   Задачи:   Формировать умен...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема урока: Внешнее и внутреннее строение семени биологи 6 класс

Цель:

содержательная: с помощью лабораторной работы обеспечить понимание учащимися отличия в строении семян двудольных и однодольных растений.

деятельностная (формирование умений новых способов действий):

- формировать у учащихся умения определять внутреннее и внешнее строение семян.

развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.

Задачи:

Формировать умения выделять и планировать этапы учебного исследования;

Формировать понятие о зародыше семени как зачаточном организме, о его функциях;

Фомировать умения работать с лабораторным оборудованием и раздаточным материалом

ПЛАН УРОКА: (оформление доски)

Семя и его значение в жизни растений.

Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»

Запасные питательные вещества семени.

Ход урока:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ проверка готовности к уроку

1 этап урока Создание учебной ситуации - дидактическая игра «Лови подсказку»

Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на листочке в любой момент сдать, предварительно подписав фамилию и число понадобившихся подсказок.

Подсказки

1.Этот орган является важнейшим достижением в эволюции у высших растений.

2.Это орган растения, который ему жизненно необходим.

3.Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

4. » Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?

Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!

Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.

Ветер дул-дул. Как мертва малютка.

А пришли все вместе - сразу разбудили».

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА?

5. Этот орган называют зачаточным растением.

6. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Почему этот орган жизненно необходим растениям?

Почему его называют зачаточным растениям?

Насколько важно растениям иметь такие органы?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ:

-Давайте вместе сформулируем тему нашего урока, так, чтобы она выражала главные вопросы изучения (результат совместной деятельности)

Например:

Строение семян цветковых растений

Строение и функции семян.

Значение семян в жизни растений

ПЛАНИРОвАНИЕ ХОДА УРОКА

записываю ключевое слово «Семя». Предлагаю вспомнить, что уже известно по данному вопросу.

Какие вопросы по этой теме вас интересуют, прежде всего?

(результат совместной деятельности)

Например:

1.Как устроено семя?

2. Одинаково ли по строению семена различных растений (

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ЗНАНИЙ

Какие источники знаний могут помочь нам найти ответ?

Натуральные объекты, коллекция семян, учебник, интернет

ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ…

2 этап урока: Изучение нового материала - стадия осмысления

Как мы уже сказали, что семя является важнейшим достижением в эволюции у высших растений. Это достижение заключается в устройстве самого семени. Какую структуру представляет собой семя? Докажите, что семя состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте.

«Коробочка запечатана

А ней растенье спрятано

С ветками листочками

С белыми цветочками»

Чтоб найти нам ответ

Мы исследуем объект.

Групповая работа Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»

Цель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, бобов, зерновки пшеницы и ржи, препаровальные иглы, лупы, текст учебника, рисунки учебника,

Работа с информационными листами. Провести самостоятельное исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму. При постановке опыта учащиеся отвечают на вопросы.

1. Какова цель опыта?

2.В чем заключается условие опыта?

3. Какие действия проводились, в какой последовательности?

4. Какие выводы следуют из опыта?

Как объяснить результат опыта?

При выполнении работы отрабатывается прием анализа. В самостоятельной работе учащиеся рассматривают натуральные сухие и набухшие объекты, затем описание в учебнике, рисунки на слайде презентации.

Продумать продукт вашей работы - схемы, таблицы и т.д.

Алгоритм действий

1, 2группа

1. Рассмотрите набухшие и сухие семена фасоли или бобов. Сравните их размеры и внешнюю форму.

2. Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку. Обратите внимание на микропиле(семявход). Зчем нужен семявход?

3.Сверните текстовую информацию о строении семени фосоли в схему или таблицу.

4. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

5. Читая учебник, выясните, в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растениях. Какие растения будут называться двудольными?

6. Докажите, что фасоль относится к двудольным растениям

7.Можно ли по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным?

8. Выясните стратегию поведения зародыша фасоли и гороха при прорастании

3,4 группа

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша. Что такое щиток?

4. Сверните текстовую информацию о строении семени пшеницы в схему или таблицу.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

6. Докажите, что пшеница относится к однодольным растениям. Какие растения будут называться однодольными?

7. Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных.

8.Что вырастет из корешка, стебелька и почечки семени?

Учащиеся представили аналитические схемы строения. Для формирования и развития биологических понятий отрабатывается прием сравнения, используя вопросы.

1. Реши, в чем основное сходство семян разных растений.

2. Выдели существенные части семян фасоли и пшеницы

3. Сопоставь эти части у одного семени с такими же частями другого семени.

4. Отметь, что в них сходного, чем они отличаются?

Семя фасоли

Зерновка пшеницы

После групповой работы учащиеся предлагают свой продукт совместной деятельности. Актуализация и фиксирование затруднения.

- На какие вопросы вы смогли ответить? Что вызвало затруднения? Определите спорные выводы?

Предполагаемые затруднения: не все учащиеся смогли выявить стратегию поведения прорастания зародыша фасоли и гороха. Работа с учебником.

-Спрогнозируйте содержание текста по фотографиям, где дается описание прорастание семян. При прорастании семядоли в одних случаях выносятся на поверхность и фотосинтезируют, а в других - остаются в земле. Важность обстоятельств состоит в том, что семядоли служат источником энергии (с одной стороны как кладовая питательных веществ, а с другой стороны - как фотосинтезирующий орган) и отражают путь эволюционного становления конкретного вида.

Первичное закрепление. Работа в парах Выделение причинно-следственных связей.

Установите соответствие между растениями и характерными признаками строения семян/

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЯ

1. Запас питательных веществ содержится А. Фасоль

в семядолях. Б. Пшеница

2.Зародыш семени состоит из 1 семядоли.

3. Околоплодник невозможно

отделить от семенной кожуры.

4. При прорастании семени семядоли

выносятся на поверхность.

5. Зародыш состоит из корешка, стебелька,

почечки и 2 семядолей.

-Объяснить смысл загадок и поговорок.

Выделите и запишите признак в загадке, который помог найти ответ. Выдвижение гипотез о значении запаса питательных веществ в семени.

Загадка

1. «В малой хатке - спаленке

Спит ребёнок маленький

В кладовой еда лежит

Как проснётся, будет сыт.»

Поговорки

2.»От доброго семени - добрый всход»

3. «Каково семя, таково и племя»

4. «По семенам и всходы»

5.От худого семени не жди доброго племени

ФИЗМИНУТКА

Организую самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждаю к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Данные рисунки в виде подсказки показаны на слайде презентации

Вставьте пропущенные слова

Основными частями семени двудольных растений являются семенная ….и…

Семенная кожура …семя растения от…..

Эндосперм - это …для развития зародыша.

Запасные вещества накапливаются в …. и …..

Однодольными называют растения, в семени которых……

Зародыш семени однодольного растения состоит из ……., ……..,….. и ……

Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве…..

……- это след от семяножки.

Околоплодник срастается с семенной кожурой у……..растений

Двудольными называют растения, в семени которых…….

Взаимопроверка тестов. (Правильные ответы показываются на отдельном слайде)

ошибок нет «5»

1-2 ошибки «4»

3 ошибки «3»

Рефлексия

Над какой темой работали?

Удалось ли выполнить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

В чём испытывали трудности?

Где можем применять полученные знания?

Я хотел бы узнать…

Домашнее задание &


© 2010-2022