Урок по теме Строение скелета человека

Разработка урока по теме "Строение скелета человека" в 8 классе. Урок основан на использовании электронного пособия «Человек и его здоровье» (Уроки биологии Кирилла и Мефодия). В ходе изучения темы учащиеся сравнивают строение скелета человека и скелета млекопитающего, результаты оформления заносятся в таблицу. Большой упор делается на самостоятельную работу учащихся.
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Скелет человека»

Класс, УМК: 8 «б» класс, Сонин Н.И.

Учитель: Хунхенова О.П., высшая кв. категория, стаж работы 12 лет

Цель: продолжить знакомство учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

Задачи:

  1. Повторить строение скелета человека, раскрыть особенности строения скелета человека по сравнению с млекопитающими, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

  2. Развивать умение учащихся работать с разными источниками информации: информацией учителя, учебника, электронного пособия. Продолжить развитие умений учащихся рассуждать, сравнивать, выстраивать причино-следственные связи при изучении особенностей скелета человека.

  3. Показать необходимость соблюдения правил гигиены для предупреждения нарушений опорно-двигательной системы, значение двигательной активности для сохранения здоровья.

Основное содержание:

  1. Общий обзор скелета человека

  2. скелет головы - череп (мозговой и лицевой отдел)

  3. скелет туловища - позвоночный столб и грудная клетка

  4. строение позвоночника, значение изгибов позвоночника

  5. грудная клетка

  6. скелет конечностей, пояса конечностей. Профилактика плоскостопия

  7. особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Оборудование: электронное пособие

  1. Для повторения пройденного материала: Таблицы «Строение кости», «Виды соединения костей», продольные срезы костей (раздаточный материал), тесты рисунки «Строение кости»

  2. Для изучения новой темы: модели черепа человека и конечностей, таблицы «Скелет человека», Скелет млекопитающих», тесты - рисунки для закрепления темы «Скелет человека», «Скелет головы» (раздаточный материал).

  3. Тип урока: комбинированный

Методы:

ЭТАПЫ УРОКА

I. Организационный момент (слайд 2)

Наша жизнь - это движенье.

Всем известно без сомненья,

Мы в движении целый день,

И нам двигаться не лень

И в природе с нами вместе

Не стоит никто на месте

Если встанет всё поверьте,-

Это равносильно смерти!


Движение - это жизнь!

Вольтер

II. Повторение пройденного материала

  1. Фронтальный опрос

  • Итак, согласны ли вы с этими строками? Почему?

  • Какая система органов обеспечивает движение? (опорно-двигательная) Из чего состоит опорно-двигательная система? (скелет и мышцы)

  • Какую функцию выполняет скелет? (опора тела, защита внутренних органов).

  • Из чего состоит скелет? (из костей, хрящей). Сколько костей в организме человека? (более 200, 220).

На прошлом уроке мы с вами изучили строение костей, выявили, что кости неодинаковы по строению и выполняемым функциям. Сейчас, я предлагаю вам, быстро повторить материал прошлого урока для выполнения проверочных заданий. Рассмотрите продольные срезы костей, вспомните строение кости.

Раздать продольные срезы костей.

Приготовить электронное пособие для повторения

(повторение из разных источников: электронное пособие, учебник, тетрадь).

На столах есть бланки учёта знаний, куда вы будете заносить свои оценки по выполненным заданиям. Оценка за урок будет средней по итогам всех заданий.

2. Тест - рисунок «Строение кости».

Задание: подпишите названия частей кости (показываю рисунок).

Ответ: слайд 3.

«5» - 6 баллов

«4» - 4-5 баллов

«3» - 3 балла

  1. Головка трубчатой кости - эпифиз;

  2. губчатое вещество

  3. плотное вещество, компактное

  4. надкостница

  5. костный мозг

  6. средняя часть трубчатой кости - диафиз

Оценку занесите в бланк.

3. Выполните тест. Слайд 4

1 вариант

2 вариант

1.Кости скелета человека образованы тканью:

А) соединительной

Б) эпителиальной

В) нервной

2. Неорганические вещества клетки обеспечивают кости:

А) твердость и прочность

Б) эластичность и упругость

3. За счёт чего кость растёт в толщину:

А) костного мозга;

Б) надкостницы

В) хряща

4. Клетки, разрушающие кость называются:

А) остеоциты;

Б) остеокласты

В) остеобласты

5. Бедренная, плечевая кости это:

А) длинные трубчатые

Б) длинные губчатые

В) длинные плоские

6. В эпифизах длинных трубчатых костей находится:

А) красный костный мозг

Б) желтый костный мозг

7. Трубчатое строение компактного костного вещества обеспечивает костям:

А) прочность и лёгкость

Б) скольжение при сочленении

В) упругость и эластичность

8. Как соединены между собой кости черепной коробки:

А) подвижно;

Б) неподвижно

В) полуподвижно

«5» -7- 8 баллов

«4»- 5-6 баллов

«3» - 4 балла

1. В костной ткани межклеточное вещество:

А) жидкое

Б) отсутствует

В) твердое

2. Органические вещества клетки обеспечивают кости:

А) твердость и прочность

Б) эластичность и упругость

2. За счет чего кость растёт в длину?

А) губчатого вещества;

Б) хряща

В) надкостницы

3. Клетки, способствующие росту костной ткани называются:

А) остеоциты;

Б) остеобласты;

В) остеокласты

4.) Лопатка, грудина это кости:

А) длинные

Б) плоские

В) короткие

5.) В полости длинных трубчатых костей находится:

А) красный костный мозг

Б) желтый костный мозг

6. Гиалиновый хрящ обеспечивает:

А) упругость и эластичность костей;

Б) твёрдость и прочность костей

В) скольжение костей при их сочленении

7. Как соединены между собой позвонки?

А) Полуподвижно

Б) неподвижно

В) подвижно

«5» - 7 -8 баллов

«4»- 5-6 баллов

«3» - 4 балла

Подведение итогов, обсуждение. Оценку занести в бланк.

Физминутка. Перед тем как изучать новую тему, давайте немного взбодримся. Встаньте из-за парт и подвигайте шейными позвонками, туловищными, верхними и нижними конечностями. Разомните пальцы рук. Осанка за партой.

Приготовить электронное пособие на новую тему.

III. Изучение новой темы

Какие отделы можно выделить в скелете человека?

-голова -череп

-туловище

-конечности

1. Изучение скелета человека

Приготовить модели черепа и нижних конечностей. Таблицы «Скелет человека» и «скелет млекопитающего».

Итак, остановимся подробно на каждом отделе скелета человека. Мы должны не только изучить строение скелета человека, но выявить отличие скелета человека от скелета млекопитающих. Для этого начертите таблицу в тетради

Отличия скелета человека от скелета млекопитающих


№ п/п

Скелет человека

Скелет млекопитающих

1

Вертикальное положение тела, опора на нижние конечности- прямохождение

Опора на 4 конечности

2

Череп. Мозговой отдел преобладает над лицевым. Развит подбородочный выступ

Лицевой отдел развит больше чем мозговой

3

Позвоночник имеет изгибы, которые пружинят и смягчают толчки. Нет хвоста

Нет изгибов позвоночника. Есть хвост

4

Грудная расширена в стороны, сжата в передне-заднем направлении

Грудная клетка сжата с боков

5

Большая подвижность плечевого сустава.

Руки. Кости пальцев подвижны, рука - орган труда.

Большой палец противопоставлен остальным (выполнение разных видов работ).

Малоподвижны


-

6

Тазовый пояс широкий и массивный, служит опорой для внутренних органов брюшной полости.

Тазовый пояс узкий, не испытывает нагрузок.

7

кости нижних конечностей длиннее верхних конечностей.

-

8

Кости нижних конечностей массивнее, ноги несут всю тяжесть тела. Стопа имеет сводчатое строение, что позволяет пружинить при ходьбе.


  1. В чем заключается самое явное отличие в строении скелетов? (положение тела)

  2. В чем заключается отличие в строении черепа человека и млекопитающих?

  3. В чем особенности позвоночника человека?

  4. В чем особенности грудной клетки?

  5. В чем особенность скелета верхних конечностей?

  6. В чем особенность тазового пояса?

  7. если сравнить длину верхних и нижних конечностей человека, какой можно сделать вывод?

  8. В чем ещё заключаются особенности нижних конечностей?

Физминутка. Наверное вы уже устали держать правильную осанку, затекли мышцы спины. Сидя за столом подвигайтесь телом, потянитесь. Опять примите правильную осанку.

2. Болезни опорно-двигательного аппарата

Почему необходимо правильно сидеть за партой, столом? (чтобы не было искривления позвоночника). Какие виды искривления позвоночника бывают? (сколиоз, кифоз, лордоз).

Дома вы должны были провести практическую работу по выявлению нарушения осанки. Поднимите руки, у кого между поясницей и стеной вошёл кулак? Ладонь? Осанка правильная если проходит ладонь.

Почему грудного ребенка не рекомендуется класть на мягкий матрас и подушку?

Какие профессии не следует выбирать, если есть нарушение осанки?

И вторая домашняя практическая работа «определение наличия плоскостопия».

Что такое плоскостопие. Поднимите руки, у кого результат вычислений получился меньше 33% (наличие плоскостопия). Какие причины вызывают плоскостопие?

Упражнение на плоскостопие и правильную осанку.

IV. Закрепление пройденного материала

Подпишите названия костей на рисунке «Скелет человека». После завершения работы поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 6

«5» 18-20 баллов

«4» 13-17 баллов

«3» 10 -12 баллов

Занесите результат в бланк ответов и вычислите средний балл за урок по 3 заданиям.

Выявить оценки, поставить в журнал (записать 5.4.3.2 - количество).

V. Подведение итогов

Всю тему сегодняшнего урока сформулируйте в виде 3 выводов.

  1. скелет человека подразделяется на 3 отдела: скелет головы, туловища, конечностей.

  2. строение скелета человека отличается от строения скелета млекопитающих. Отличия связаны с прямохождение и трудовой деятельность.

  3. Несоблюдение правил гигиены при развитии скелет приводит к нарушению опорно-двигательной системы.

Давайте вернемся к нашему стихотворению в начале урока. Сделайте общий вывод урока.

Слайд 9.

Движение - это жизнь!

Вольтер

VI. Домашнее задание. Слайд 10

1. прочитать параграф «Строение скелета»

2. подготовить сообщение на тему «Опорно-двигательная система»

3. Найти в учебниках ОБЖ информацию о оказании первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей и выписать её.

4. подготовиться к контрольной работе по теме «Строение костей. Скелет человека»

Спасибо за урок, до скорой встречи!



Практическая работа № 1

Выявление нарушений осанки

Ход работы

  1. встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

  2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.

Оценка результатов:

Осанку считать нормальной, если, между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак.

Ответьте на вопросы:

  1. как правильно должен сидеть ученик за партой? Объясните причину неправильной позы за партой. Укажите как её устранить.

  2. Каковы причины, влияющие на искривление позвоночника?

  3. Объясните, какое значение имеет правильная осанка.

  4. Почему как правило, гибкость девушек на 20-25% больше, чем гибкость юношей?

  5. Почему грудных детей не рекомендуется класть на мягкий матрас и подушку?

Выучить определения:

  1. сколиоз - боковое искривление позвоночника. Проявляется в раннем детстве и в подростковом возрасте. При значительном искривлении образуется реберный горб и нарушаются функции внутренних органов.

  2. кифоз - искривление в грудном отделе позвоночника, характеризующийся выпуклостью назад. Развивается заболевание в детстве и резко прогрессирует к старости вследствие изменения межпозвонковых хрящей и тонуса мышц спины. Причина возникновения в детстве может быть связана с плохой осанкой, рахитом, туберкулёзом и различными травмами грудной части позвоночника.

  3. лордоз - искривление поясничного отдела позвоночника, характеризующееся выгнутостью позвоночника и грудной клетки, что приводит к нарушению функции дыхательной и пищеварительной системы.

В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется утомляемость, головная боль. При аномалиях опорно-двигательного аппарата человеку не рекомендуется выбирать профессии, требующие длительного стояния на ногах, переноса тяжестей, значительной затраты сил, а именно профессии хирурга, грузчика, слесаря, парикмахера, продавца.

Практическая работа № 2

Определение наличия плоскостопия

Ход работы:

  1. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом.

  2. Отпечаток измерьте:

А) ширину плюсневой части - самая широкая часть ноги (от одного края ноги до другого), результат запишите.

Б) ширину отпечатка стопы в её средней части (от края стопы до середины), запишите результат.

В) разделите число Б на число А, результат выразите в % (помножить на 100).

2. Сделайте вывод. Если полученное процентное соотношение будет превышать 33% - плоскостопия нет.

Выучить определение: Плоскостопие - деформация (искривление), выражающаяся в снижении сводов (продольного и поперечного) стоп. При ходьбе стопы удлиняются и «распластываются». Часто сопровождается болевыми ощущениями в стопах и голенях. До 5% случаев плоскостопия у детей наследственны.

Причины возникновения плоскостопия (ненаследственные): неправильно подобранная обувь (тесная, жесткая или слишком мягкая подошва), отсутствие тренировки мышц

Ответьте на вопрос: кто такой ортопед?


Самоанализ урока по теме

«Строение скелета человека»

Цель: продолжить знакомство учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

Задачи:

  1. Образовательная. Повторить строение скелета человека, выявить особенности строения скелета человека по сравнению с млекопитающими, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

  2. Развивать умение учащихся работать с разными источниками информации: информацией учителя, учебника, электронного пособия. Продолжить развитие умений учащихся рассуждать, сравнивать, выстраивать причино-следственные связи при изучении особенностей скелета человека.

  3. Показать необходимость соблюдения правил гигиены для предупреждения нарушений опорно-двигательной системы, значение двигательной активности для сохранения здоровья.

Основная идея урока:

  1. Скелет человека имеет особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, т.е. учащиеся в ходе урока должны выявить взаимосвязь между строением скелета и выполняемыми функциями.

Оборудование: урок основан на использовании электронного пособия «Анатомия человека»

  1. Для повторения пройденного материала: Таблицы «Строение кости», «Виды соединения костей», продольные срезы костей (раздаточный материал), тесты рисунки «Строение кости»

  2. Для изучения новой темы: модели черепа человека и конечностей, таблицы «Скелет человека», Скелет млекопитающих», тесты - рисунки для закрепления темы «Скелет человека», «Скелет головы» (раздаточный материал).

  3. Тип урока: комбинированный

Урок построен на использовании информационной технологии.

Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы к организации уроков. Начиная с прошлого учебного года апробирую уроки с использованием информационной технологии- слайдовых презентаций к уроку, электронных пособий по изучаемому разделу биологии. Убеждаюсь, что информационные технологии обеспечивают информационную насыщенность занятия, доступность и наглядность материала. Их применение способствует не только лучшему усвоению материала, но и повышению интереса к предмету. Следует отметить, что за этим стоит большая подготовительная работа, но тем не менее использование данной технологии позволяет сэкономить время на уроке: оперативный контроль знаний при проверке контрольных и самостоятельных работ, электронное пособие отличается наглядностью и доступностью, эффективно для усвоения материала, задействованы все анализаторы. Эффективна технология как для слабых, так и для сильных учащихся.

1. Характеристика класса

Обучение биологии в 8 «б» классе осуществляется по УМК Сонина Н.И. с 5 класса. Класс отличается высоким уровнем усвоения знаний. Дети активны на уроках, развита речь, могут хорошо рассуждать, анализировать. Качество знаний по предмету составляет 80%. Стараюсь в этом классе давать как можно больше дополнительной информации, самостоятельной работы. 2 учащихся этого класса - призёры районной олимпиады этого года.

2. Методы по этапам урока

На протяжении всего урока использовались различные методы обучения:

  1. В организационном моменте урока для эмоционального настроя было прочитано стихотворение о движении, что является побудительным моментом к изучению темы урока.

  2. На этапе проверки пройденной темы использовались следующие методы: фронтальный опрос, повторение изученной темы с разными источниками информации- учебник, записи в тетради, электронное пособие, таблицы, раздаточный материал продольных срезов костей. Для контроля знаний учащимся были предложены 2 задания: 1) сделать подписи к рисунку «Строение кости»; 2) тест из 8 вопросов в 2-х вариантах, итогом данного этапа является самопроверка теста. Результаты заносились в бланк учёта знаний.

  3. Изучение новой темы осуществлялось на основе электронного пособия. В ходе изучения темы учащиеся сравнивали строение скелета человека и скелета млекопитающего, результаты оформления были занесены в таблицу. Следует отметить сосредоточенность детей на данном этапе.

  4. На протяжении всего урока велась работа по развитию гигиенических навыков учащихся, которые способствуют укреплению организма человека. Это организация физминуток на разных этапах урока, подготовительная практическая работа по выявлению нарушений осанки и плоскостопия.

  5. Для закрепления изученной темы, учащиеся должны были подписать названия костей к рисунку «Скелет человека». Оценка результатов проведена с помощью взаимопроверки, результаты заносились в бланк учета знаний.

  6. В качестве рефлексии, учащиеся должны были сформулировать выводы урока, что и было сделано. Заключением урока были слова Вольтера «движение - это жизнь!», призывающие а активному образу жизни.

3. выводы

Считаю, что урок цели достиг. Учащиеся усвоили материал урока. Использование информационной технологии позволяет вести урок на продуктивном уровне.


© 2010-2022