- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс Экология популяций
Элективный курс Экология популяций
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смольникова Е.М. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий В программе рассматривается экология популяций и сообществ Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические знания учащихся Данная программа имеет ряд особенностей: теоретический материал связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего, каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания. Овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся Программа курса обучения составлена из расчета34 учебных занятий (1 час в неделю)
Цели:
Познакомить с многообразием экологии популяций и сообществ, расширить область знаний по экологии показать на практике возможность применения знании
Задачи :
Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получения путем самообразования, воспитание трудолюбия
Результатами данной программы будут:
- новые дополнительные знания по экологии
- овладение новыми практическими навыками, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим
Учебно -тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
теорит
практич
1
Введение(1 ч)
Биотическое окружение как часть среды жизни
1
Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 ч)
3
2
Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала
1
3
Методы измерения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и повторного отлова, метод взятия проб.
1
4
Практическая работа. Методы измерения обилия организмов.
1
Тема 2. Характеристики популяций (3 ч)
3
5
Изменение численности популяций: Причины изменения численности популяций.
1
6
Практическая работа. Изучение возрастного состава популяций.
1
7
Периоды жизни и возрастные состояния животных
1
Тема 3. Структура популяций (3 ч)
3
8
Половая структура популяций.
до.
1
9
Пространственная структура популяций.
1
10
Территориальные отношения у животных одного вида.
1
Тема 4. Типы экологических взаимодействий
организмов
8
11
Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отношения.
1
12
Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, ее результаты
1
13
Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе.
1
14
Паразитизм. Признаки паразитизма
1
15
Переходные формы. Эктопаразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты. Животные-паразиты
1
16
«Квартиранты» и «нахлебники». Взаимовыгодные отношения между организмами:
1
17
Взаимодействие растений и растительноядных животных. Выпас и его результаты.
1
18
Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов:
1
Тема 5. Сообщество и экосистема как экологические категории
3
19
Сообщество. Основные свойства и показатели сообществ. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема».
1
20
Видовое разнообразие сообществ.
1
21
Практическая работа. Изучение видового разнообразия сообществ
1
Тема 6. Структуры и характеристики сообществ
3
22
Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ
1
23
Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты
1
24
Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме.
1
Тема 7. Изменения в сообществах
4ч
25
Изменения сообществ от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ
1
26
Сообщества, созданные человеком.
1
27
Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения.
1
28
Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений.
1
Тема 8. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ
6
29
Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообразия.
1
30
Причины исчезновения растений и животных. «Черные страницы» истории.
1
31
Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране
1
32
Растения и животные, истребленные человеком.
1
33
. Меры охраны растительного и животного мира. Охраняемые природные территории (ОПТ).
1
34
Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия.
1
Содержание изучаемого курса
Введение(1 ч)
Биотическое окружение как часть среды жизни. Сложность биотических отношений. Классификация биотических связей: трофические, топические, форические, фабрические.
I. Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных взаимоотношений
Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 ч)
Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала. Изоляция и обособление групп особей. Понятие популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Основные характеристики популяции. Популяционное обилие и его показатели: общая численность, индекс численности.
Методы измерения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и повторного отлова, метод взятия проб.
Практическая работа. Методы измерения обилия организмов. (Знакомство с одним из методов измерения обилия организмов: методом пробных площадок, подсчетом индексов плотности для растений, визуальным учетом птиц, учетом беспозвоночных.)
Тема 2. Характеристики популяций (3 ч)
Изменение численности популяций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности. Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций. Периоды жизни и возрастные состояния растений: зародышевый период, проростки, юношеские, полувзрослые, взрослые, взрослые вегетативные. цветущие, старческие растения.
Практическая работа. Изучение возрастного состава популяций. (Определяется возрастной состав популяции наиболее распространенного в местности проживания многолетнего растения.)
Периоды жизни и возрастные состояния животных: зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые (размножающиеся), старые (неразмножающиеся).
Взаимодействие между родителями и детенышами у животных: распознавание, забота о потомстве, воспитание, обучение.
Тема 3. Структура популяций (3 ч)
Половая структура популяций. Экологические, физиологические различия самцов и самок. Отношения «самец - самка». Сигналы к размножению. Выбор партнера. Ухаживание. Демонстрационное поведение. Турниры.
Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве: равномерное и неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое). Территориальные отношения у животных одного вида. Индивидуальный участок. Охраняемая территория. Территориальное поведение самцов. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо. «Начальники» и «подчиненные».
Тема 4. Типы экологических взаимодействий
организмов (8 ч)
Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция. Территориальность у животных.
Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, ее результаты.
Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе.
Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные формы. Эктопаразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты. Животные-паразиты и животные-хозяева. Хозяин основной и хозяин промежуточный. Растения-паразиты и полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы. Передача паразита, организмы-переносчики.
«Квартиранты» и «нахлебники». Взаимовыгодные отношения между организмами: питание, защита, передвижение, маскировка. Протокооперация и симбиоз. Взаимодействие растений и живот- ных-опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных животных. Выпас и его результаты.
Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов: «хищник - жертва»; «паразит - хозяин»; «растения - опылители». (В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, в которой отражают вид взаимного приспособления и черты приспособленности - морфологические, физиологические, поведенческие.)
II. Сообщества организмов
Тема 5. Сообщество и экосистема как экологическиекатегории (3 ч)
Сообщество. Основные свойства (устойчивость, продуктивность) и показатели сообществ (структуры). Понятия «биогеоценоз» и «экосистема».
Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Сообщества закрытые и открытые. Виды господствующие и сопутствующие. Виды - строители сообществ, или средообразовате- ли. Виды - индикаторы состояния сообщества. Пространственная организация сообществ.
Практическая работа. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя. (Определяется название близлежащего растительного сообщества, определяется господствующий и сопутствующий виды, составляется формула древостоя.)
Тема 6. Структуры и характеристики сообществ (3 ч)
Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ. Морфологическая структура сообщества. Жизненные формы организмов.
Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты. Консументы. Редуценты. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Схема биологического круговорота веществ. Развитие сообщества во времени. Изменения сообществ в течение суток. Сезонные изменения сообществ.
Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме. (Составляются и описываются пищевые цепи в аквариуме.)
Тема 7. Изменения в сообществах (4 ч)
Изменения сообществ от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая сукцессия. Зарастание озер. Сообщества, созданные человеком.
Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения. (На примере близлежащего растительного сообщества изучают изменения в нем, вызванные антропогенным влиянием. Сравнивают полученные результаты с аналогичными описаниями прошлых лет, полученными учащимися предыдущих классов. Делаются выводы о необратимых изменениях в сообществах.)
Тема 8. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (6 ч)
Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообразия. Причины исчезновения растений и животных. «Черные страницы» истории. Растения и животные, истребленные человеком.
Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране. Меры охраны растительного и животного мира. Охраняемые природные территории (ОПТ).
Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия.
Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых территорий.
Заключение (1 ч)
Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегающее общество.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
о месте человека в экосистеме Земли (общие экологические и социальные особенности популяций человека, современные взаимоотношения человечества и природы).
Учащиеся должны уметь:
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видоа хозяйственной деятельности;
использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общ
Список литературы
Литература для учащихся:
Практикум по экологии / Под ред. С. В. Алексеева. М.: МДС «Юнисам», 1996.
Экология. Популярный словарик / Сост. В.С. Рохлов, В.Н. Беляев. М.: ИЦ «Академия», 1997.
Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологию. М.: Просвещение, 1995.
Жигарев И. А. Рабочая тетрадь по экологии. 10-11 кл.: Открытый мир, 1995.
Экология России: Хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. М.: МДС «Юнисам», 1995.
Литература для учителя:
Камерилова Г. С. Экология города. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1997.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1995.
Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В. И. Экология. Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1996.
Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Экология России: Пособие для учителя. М.: МДС «Юнисам», 1995.
Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.