План-конспект урока: Структура экосистем

Тема: «Структуры экосистем»   изучается в курсе «Общая биология» в разделе «Основы экологии». Использование ИКТ на уроках биологии позволяет решать следующие задачи: ·          обеспечение деятельности по информированию учащихся; ·          освоение предмета на разных уровнях глубины; ·          формирование специальных и общих учебных умений и навыков.        Обучение на основе компьютерных технологий создает условия эффективного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познан...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Структура экосистем

Задачи: раскрыть сущность понятия «Экологическая система»; конкретизировать это понятие изучением её структуры: пространственной, видовой и экологической. Продолжить развивать представления о целостности и материальности живой природы, формировать ответственное отношения к ней.

Демонстрация: таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; таблицы с изображением дубравы, водоёма, ИКТ.

Основные понятия: экосистема, биоценоз, биотоп, биогеоценоз, структуры: пространственная, видовая, экологическая; биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз.

Этапы урока

Организационный момент

Проверка знаний

1. Индивидуальный опрос о разнообразии биотических отношений (тест).

2. Составление логической цепочки «Экологические факторы» (у доски).

3. Фронтальная работа с классом: а) определить биотические отношения (слайд 2)

б) высказать своё мнение (слайд 3)

Актуализация знаний

Наш мир - не случайность, не хаос - есть система во всём. (слайд 4)

Как вы понимаете это высказывание, и какое отношение оно имеет к теме нашего урока «Структура экосистем. Биогеоценозы»

Определение целей и задач урока.

Изучение нового материала

  1. Термин «экосистема» был введен английским ботаником А. Д. Тенсли в 1935 году. (слайд 5)

  2. Составные части экосистемы (слайд 6)

  3. Сравнивание экосистемы с биогеоценозом(слайд 7) .

  4. Отличие экосистемы от биогеоценоза (Экосистема - более широкое понятие. Границы биогеоценоза определяются растительным сообществом) (слайд 8 -9)

  5. Структура экосистемы. (слайд 10)

План изучения:

  1. Как устроена?

  2. Что входит в её состав?

  3. Зачем такое построение?

а) Пространственная структура определяется ярусным расположением. Позволяет эффективно использовать солнечный свет и ресурсы почвы.

б) Видовая структура обусловлена видовым разнообразием её обитателей и плотностью их популяции. Обеспечивает стабильность экосистем.

в) Экологическая структура - соотношение групп видов, выполняющих определённые функции в сообществе (продуценты, консументы, редуценты). Обеспечивает стабильное существование экосистемы, способность к самоподдержанию.

6. Экосистема дубравы. Самостоятельная работа с учебником - заполнение таблицы «Экосистема дубравы» (слайд 11)

Заключение - Ну что же, подведём баланс,

Чтоб в стихотворном виде

Экосистему юный глаз

Отчётливо увидел.

Она система потому,

Что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт

Идёт своей дорогой.

И кто в системе служит -

Живёт себе, не тужит.

Вот на зелёный стебелёк,

Садится пёстрый мотылёк,

Попил нектар со всех цветов

Их опылил - и в путь готов.

Но тут попался - Боже мой! -

На завтрак птице луговой,

А у неё гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно, их помёт

Питанье травушке даёт.

В лесу опять приплод зайчат,

И все с хорошим аппетитом -

Того гляди, кусты съедят

И даже обглодают липы.

Но с прибавлением семьи

Поздравить можно и лисицу.

Лисятам завтраки нужны

И ужин тоже пригодится.

Вот так и охраняют лес

Его жильцы в экосистеме,

И лисью шапочку жене

Лесник под Новый год наденет.

И так, короче говоря,

Экологической системе

Дано поддерживать себя

В упитанном, здоровом теле.

Задание на дом (слайд12 - 13)

Обязательное

  • Изучить § 5.4;

  • Ответить на вопросы в конце параграфа;

  • Заполнить таблицу «Экосистема дубравы».

По желанию

  • Составить синквейн (экосистема, биогеоценоз, структура экосистемы и др.);

  • Составить опорную схему урока в виде логической цепочки.

Закрепление знаний

Выскажите своё мнение (слайд14)

Заполните кластер «Экологические структуры» (слайд15)

Блиц опрос (слайд16)

Назвать компоненты экологической системы (слайд17)

Выскажите своё мнение (слайд18)



© 2010-2022