• Преподавателю
  • Биология
  • Программно-методическое обеспечение к организационно-массовым мероприятиям экологической направленности

Программно-методическое обеспечение к организационно-массовым мероприятиям экологической направленности

Программно-методическое обеспечение к организационно-массовым мероприятиям экологической направленности Из опыта работы методиста ДДТ г. Каргата по организации и проведению районного  экологического  конкурса «Природа - наш дом», посвященного Дню Земли (в рамках областного конкурса  методических работ по направлению эколого-биологическое) В настоящее время одним из приоритетных направлений образования коллектива Каргатского Дома детского творчества является внедрение в практику работы учрежд...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Каргатский Дом детского творчества



Программно-методическое обеспечение к организационно-массовым мероприятиям экологической направленности















Программно-методическое обеспечение

к организационно-массовым мероприятиям

экологической направленности

Из опыта работы методиста ДДТ г. Каргата

по организации и проведению районного экологического конкурса

«Природа - наш дом», посвященного Дню Земли

(в рамках областного конкурса методических работ

по направлению эколого-биологическое)












Бондаренко Надежда Владимировна

методист

Каргатский Дом детского творчества

632402; Новосибирская область,

г. Каргат, ул. Советская, 118.

тел.: 8-383-(65)-22-294, факс: 23-542.









Оглавление

Оглавление 2

Аннотация 3

Сведение об авторе 5

Пояснительная записка 6

Рекомендации по проведению конкурса творческих работ по эколого-биологическому направлению «Природа - наш дом» 7

Рекомендации по проведению конкурса «Природа - наш дом», посвященного Дню Земли. 8

Литература 9


Аннотация

В настоящее время одним из приоритетных направлений образования коллектива Каргатского Дома детского творчества является внедрение в практику работы учреждения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку условий для развития экологического образования. Прямое общение детей с живой природой - это возможность непосредственно прочувствовать ее законы, правила и особенности жизни.

Природоохранная деятельность в МКОУ ДОД КДДТ способствует осознанию детьми многостороннего значения природы и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды, выявления местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для детей путей их решения.

Большое значение для экологического воспитания и образования детей, наряду с урочными занятиями, имеет внеурочная и внеклассная деятельность. Теоретическое изучение основ экологии и природоохранного дела не может заменить практического приобщения обучающихся к природе и ее охране.

Экологическая работа, проводимая в системе дополнительного образования, дополняет школьные базовые программы, предлагая каждому ребенку погрузиться в мир добрых взаимоотношений с природой.

Природа-первооснова всякой красоты и величия. Мы являемся ее частью и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности сегодняшних детей. Экологически культурный человек компетентно и ответственно относится к природной среде.

Основы экологической культуры следует закладывать с детства. Дети познают сегодняшний мир, готовятся жить и работать в мире завтрашнем.

Для ребенка экология - это все, что его окружает: и дерево, и парк, и птицы, прилетающие на кормушку, и наконец, сам человек.

Природа оказывает различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы, ее изучение стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему.

Самая трудная задача - это направить неиссякаемую энергию детей в такое русло, чтобы их общение с природой приобрело, глубокий смысл и было наполнено радостью. Сегодня на первый этап выдвигается поиск эффективных путей и способов экологического воспитания и образования.

Экологическая культура формируется на основе и в процессе практического освоения. Этот процесс не должен быть стихийным, поскольку экологическое образование- процесс непрерывный и продолжает всю жизнь.

Признание о необходимости и важности экологической культуры у современного человека в настоящее время является, насущной потребностью.

Сведение об авторе

БПрограммно-методическое обеспечение к организационно-массовым мероприятиям экологической направленностиондаренко Надежда Владимировна

Занимаемая должность - методист, педагог дополнительного образования МКУ ДОД Каргатский Дом детского творчества.

Сведения о профессиональном образовании - окончила Новосибирский государственный педагогический университет, по специальности «биология» (1995г).

Стаж педагогической работы -35лет, методистом и педагогом дополнительного образования -6лет.

С 2011 года занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью обучающихся объединений Каргатского Дома детского творчества. В 2012-2014 году принимала участие в Международной конференции исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования детей «Горизонты открытий», где обучающиеся занимали 1 место.

Опубликована методическая статья в сборнике информационно-методических материалов по организации исследовательской деятельности педагогов и обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может применяться в учреждениях дополнительного образования детей и в общеобразовательных учреждениях.

Участниками мероприятия являются обучающиеся школ и учреждений дополнительного образования детей в возрасте от 12 до18 лет.

Целевая установка:

Активизация деятельности образовательных учреждений по развитию у обучающихся гражданской ответственности и экологической культуры на основе изучения природы, истории и традиций своего края через вовлечения детей, родителей и жителей города в природоохранную деятельность для улучшения экологической обстановки города.

Задачи:

  • привлечение внимания к природному и историко-культурному наследию своей местности, содействие воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям;

  • поддержка исследовательской деятельности обучающихся по изучению природы, истории и традиций родного края;

  • вовлечение участников экологического проекта в практическую природоохранную деятельность

  • формирование экологической культуры населения города

Формы и методы реализации:

Формирование у детей начальных навыков экологического воспитания и познавательного интереса в области природоохранной деятельности реализуется посредством конкурсов творческих работ, проектов и праздника, посвященных Дню Земли. При их организации и проведении используются методы, ориентированные на усиление самостоятельной практической и познавательной активности

  • практические: изготовление поделок;

  • наглядные: выставка рисунков, слайд-программы;

  • словесные: рассказ, беседа.

Конкурс и праздник является хорошей возможностью представить, отметить и поощрить участников, работы которых выполнены индивидуально или на занятиях объединений эколого-биологического направления.


Рекомендации по проведению конкурса творческих работ по эколого-биологическому направлению «Природа - наш дом»

Организация данного конкурса начинается с заседания творческого совета, на котором составляется план подготовки и проведения данного мероприятия и назначаются ответственные (приложение 1). Затем следует разработка положения, в котором указываются цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия (приложение 2). Положение рассылается по образовательным учреждениям.

В школе работы на конкурс могут выполняться индивидуально учащимися и объединениями, увлекающимися рисованием, резьбой по дереву, бумагопластикой, исследовательской работой, работающими по данному направлению. В учреждениях дополнительного образования работы также выполняют объединения эколого - биологического направления.

Данные учреждения выбирают наиболее удачно выполненные работы и направляют их организаторам конкурса.

Организаторы в свою очередь оформляют выставку и приглашают для оценки конкурсных работ компетентное жюри в составе 3-5 человек, имеющих собственный опыт в данной деятельности. Каждому члену жюри предоставляется оценочный лист на все номинации (приложение 3), в который он должен внести количество баллов по каждому критерию. После подведения итогов работы комиссии составляется сводный протокол конкурса, по которому определяются победители (приложение 4).

Рекомендации по проведению конкурса «Природа - наш дом», посвященного Дню Земли.

Организация массового праздника предполагает, прежде всего, создание творческого совета, который распределяет обязанности и составляет план подготовки мероприятия (приложение 1)

Заранее о празднике сообщают всем образовательным учреждениям приглашениями и яркими запоминающимися афишами с программой. Обязательно приглашаются все участники конкурса «День Земли», члены жюри, родители.

Успех массового праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия. В сценарии ведущее место принадлежит слову, содержащему основную информацию и влияющему на интеллект, воображения и чувства детей.

Воздействие слова усиливают средства наглядности: оформляется место проведения праздника, обязательно организуется выставка работ всех участников конкурса, для которой требуется наличие столов, демонстрируются тематические слайд - программы (приложение на диске).

Для музыкального сопровождения праздника и демонстрации слайд - программ необходимы: компьютер, проектор, экран, колонки.

Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют концертные номера, включенные в сценарий, музыкальное сопровождение и награждение победителей ранее проведенного праздника.

К проведению мероприятия привлекаются участники художественной самодеятельности (ДК, музыкальная школа и т.п), с которыми необходимо также заранее договориться и отобрать музыкальные номера.

Ведущими праздника могут быть совместно взрослые и дети. Чтобы все по сценарию прошло удачно, необходимы предпраздничные репетиции, на которых особое внимание уделяется массовым сценам и стыковке слайд - программы и музыки.

Литература

1. Научно-методический журнал «Воспитание школьников», № 7, 2006г.;

2. Газета «ПедСовет», № 1 2008г.;

3. Методический журнал «Биология в школе» №3, №6, 2008 г;

4. Внеклассная работа Гуленкова М.А.. «Изучать природу надо в природе» 2008г;

5.Экологические спектакли Минск 2003г

Приложение 1

План

подготовки и проведения конкурса «Природа - наш дом»


мероприятие

сроки

ответственный

1

Заседание творческого совета и распределение обязанностей

2

Составление положения о конкурсе

3

Распространение положения по образовательным учреждениям

4

Сбор заявок на участие в конкурсе

5

Оформление общей заявки со всеми участниками конкурса

6

Составление оценочных листов

7

Составление сводного протокола

8

Определение членов оценочной комиссии и приглашение их на просмотр конкурсных работ

9

Оформление выставки конкурсных работ для оценочной комиссии

10

Оформление дипломов и благодарностей

11

Составление сметы на проведение конкурса

12

Приобретение товаров по смете

13

Фотосъемка конкурсных работ

Приложение 2

Положение

о проведении районного экологического конкурса «Природа - наш дом»

  1. Общие положения

1.1 Районный экологический конкурс «Природа - наш дом» проводится с целью

активизации деятельности образовательных учреждений по развитию у обучающихся гражданской ответственности и экологической культуры на основе изучения природы, истории и традиции своего края через природоохранную деятельность для улучшения экологической обстановки города.

Задачи конкурса:

- привлечения внимания к природному и историко-культурному наследию своей местности;

- воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям;

-развивать познавательную деятельность обучающихся в области экологии.

-формирование экологической культуры населения города

1.2. Настоящее положение определяет порядок проведения районного экологического конкурса.

2. Участники конкурса

В конкурсе могут принимать участие обучающиеся школ и объединений в возрасте до 18 лет.

Участники подразделяются на 2 возрастные группы:

Обучающиеся 5-8 классов.

обучающиеся 9-11 классов.

3. Сроки проведения конкурса:

Работы и заявки на конкурс подаются заранее до……

4.Организатор конкурса:

МКОУ ДОД Дом детского творчества.

Сроки проведения с 1 ноября 2011г. по 5 июня 2012года.

5.Условия участия

1.Заявки на участие в мероприятиях экологического конкурса принимаются на ДДТ не позднее двух недель до начала мероприятия.

2. Заявки принимаются по форме:

Заявка

на участие в городском экологическом конкурсе «Природа наш дом»

1.Учреждение: школа, класс (объединение) Ф.И.О. руководителя

2.Указать название мероприятий, в которых будете принимать участие

3. Контактный телефон

6. Номинации конкурса:

1. Природа и творчество:

- композиции из различных природных материалов, поделки;

- прикладное искусство (изделия из дерева, роспись и резьба по дереву).

2.Учебно-исследовательская работа

3. Практическая природоохранная деятельность (рассматриваются работы, проекты, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы)


Подведение итогов

Требования к работам:

- работы принимаются в любом исполнении (дерево, ДСП, картон, бумага, пластик);

- на работе должны быть указаны: тема номинации; фамилия и имя исполнителя (или исполнителей); название образовательного учреждения; фамилия, инициалы, должность руководителя, консультанта.


Критерии оценки работ:

- отражение темы (0-2)

- композиционное решение (0-2)

- уровень исполнения (0-2)

- художественная выразительность (0-3)

- оригинальность исполнения (0-3)

Максимальное количество баллов - 12

Условия подачи заявки для участия в конкурсе:
1. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку до…….
2. В заявке должно быть указано следующее:
2.1. тема номинации; название работы; фамилия, имя исполнителя; класс, школа, группа дополнительного образования;
2.2. фамилия и инициалы руководителя.

Способы подачи заявок:
- В Дом детского творчества электронной почтой или факсом.

Количество предоставляемых работ:

На конкурс предоставляется не более 2 работ в каждой номинации и каждой возрастной группе от образовательного учреждения

Подведение итогов конкурса, награждение:
1. Итоги конкурса творческих работ подводятся заранее (с …по …).
2. По окончании работы жюри устанавливает конкурсные места в зависимости от суммы баллов по всем вышеназванным показателям.

3. Выставка работ участников конкурса и награждение победителей будет проходить на празднике, посвященном Дню Земли, который состоится ….

Приложение 3


Оценочный лист

конкурса «Природа - наш дом» работ в номинации природа и творчество

№ п\п

Название работы

Фамилия, имя, возраст участника

ОУ

Критерии оценки

отражение темы

(0-2)

композиционное решение (0-2)

уровень исполнения

(0-2)

художественная выразительность (0-3)

оригинальность исполнения

(0-3)





Оценочный лист

конкурса «Природа - наш дом» работ в номинации учебно-исследовательская работа

№ п\п

Название работы

Фамилия, имя, возраст участника

ОУ

Критерии оценки

Постановка цели и задач, обоснование актуальности

(0-2)

Выбор методик (0-2)

Достаточность собранного материала

(0-2)

Глубина проработки материала, использование литературы

(0-3)

Значимость выводов, качество оформления

(0-3)





Оценочный лист

конкурса «Природа - наш дом» работ в номинации

практическая природоохранная деятельность

№ п\п

Название работы

Фамилия, имя, возраст участника

ОУ

Критерии оценки

Личное действие в решении проблемы сохранения природы (0-2)

Организация природоохранных акций

(0-2)

Пропаганда знаний о природе (0-2)

Практическая значимость содержания

(0-3)

Выводы (0-3)

Приложение 4


Сводный протокол конкурса «Природа - наш дом»



№ п\п

Фамилия, имя участника

Кол-во баллов члена жюри № 1

Кол-во баллов члена жюри № 2

Кол-во баллов члена жюри № 3

Кол-во баллов члена жюри № 4

Кол-во баллов члена жюри № 5

Средний балл








Природа - наш дом

сценарий праздника, посвященного «Дню Земли»


(церемония награждения участников и победителей конкурса)


Звучит музыка «Березовые сны» слова Г Фере., музыка В Гевиксман, (демонстрируется слайд-программа о природе)

Ведущие за кадром читают стихи:

1 вед: Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

2 вед: Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

Ведущие выходят на сцену.

1 вед: Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2 вед: И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

1 вед: Добрый день, уважаемые гости нашего праздника!

2 вед: Здравствуйте!

1 вед: Мы приветствуем вас на нашем празднике «Природа - наш дом», который посвящен «Дню Земли».

День 22 апреля 1964г. был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относится к природе с уважением. Этот самый большой флаг, его площадь 660м.

С 1991 года проводят праздничные программы посвященные Дню Земли в Новосибирской области. Ядром мероприятий тогда была расчистка леса от накопившегося мусора. Инициатива оказалась удачной - дни Земли проводят и поныне.

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь этот - дом, в котором мы живем.

2 вед: У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она большая. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем.

А поможет нам в этом наука экология.

В переводе с греческого языка слово « экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.

Вместе «Земля - наш дом».

1 вед:

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля - наш общий дом-

Наш добрый дом, просторный дом-

Мы вместе с рожденья в нем живем.

2 вед:

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

А сейчас на сцену приглашаем ребят из объединений экологической направленности.

Они расскажут о своих творческих делах «Моя планета - человеческий дом».

(театрализованное выступление ребят из объединений)

Концертный номер: песня «Отговорила роща золотая»

На сцене мальчик читает стихотворение

Ведется спор давным - давно -

Уж так, наверно, суждено:

Не можем мы определить,

Как нам природу сохранить.

И кто важней среди зверей,

Полезней кто и красивей?

Чтоб спор нам этот разрешить

Позвольте судебный процесс здесь открыть.

Звучит куплет из песни «Что такое осень?»

(входят на сцену судья и адвокат)

Судья: Животных много всяких разных,

Все любят милых, а безобразных

С брезгливостью принять не могут,

И ничего здесь не поможет.

Сегодня на весах Фемиды

Лежит серьезнейший запрос:

Какое отношенье к братьям меньшим

Испытывают люди? Вот вопрос!

Адвокат: Я докажу, что есть на свете

Состраданье и любовь.

Я не согласен с обвиненьем

И доказательства принес

(показывает слайд программу «Зимующие птицы»)

Здесь дети из объединения «Бионика»

Занимаются проектом «Зимующие птицы»

Еще я пригласил в свидетели ребят из объединения «Кувшинки», (слайд программа)

Чье творчество - прямой ответ:

В природе все важны, и нет вредителей,

И нелюбимых животных нет.

Судья: Весомо!

Ну, что ж, посмотрим стройный ряд.

Смягчить свои обвинения

Я буду очень рад

И посмотрю итоги конкурса сейчас.

1 вед : Позвольте наш уважаемый суд представить вам победителей и участников конкурса «Природа наш дом».

Итак, мы начинаем церемонию награждения участников и победителей конкурса в номинации «природа и творчество»

Председатель жюри награждает участников конкурса «Природа наш дом» по номинациям «Природа и творчество», «Учебно-исследовательская работа», «Практическая природоохранная деятельность».

Звучат фанфары. На сцену вызываются участники для вручения благодарственных писем, дипломов и подарков.

2 вед: Мы еще раз поздравляем ребят, участвовавших в конкурсе «Природа - наш дом»

и дарим им музыкальный подарок.

Концертный номер песня «Родная земля».

Судья: Ну, что ж достойный дали вы отпор

И доказали. Завершен наш спор.

Я рад, что в Сибири есть уголок такой

Где живут ребята с очень доброй и чуткой душой.

О, люди мыслю я: у всех у нас

Есть мать одна по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты

В любое время года.

Адвокат: О, человек! Природа-мать

Детей своих от глаз не прячет.

Не обмани доверие ее

Для всех живущих это много значит.

1.ВЕД: Давайте будем дружить друг с другом

Как птица- с небом, как поле с плугом,

Как ветер - с морем, трава - с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте будем стремиться, чтоб нас любили

И зверь, и птица. И доверяли всюду нам,

Как самым верным своим друзьям…

До новых встреч!

Приложение 1


План

подготовки и проведения мероприятия


мероприятие

сроки

ответственный

1

Заседание творческого совета, распределение обязанностей



2

Оформление афиши и «пригласительных»



3

Подготовка ведущих праздника



4

Оформление задника сцены



5

Оформление выставки конкурсных работ в номинации природа и творчество



6

Техническое оснащение праздника



7

……по подготовке концертных номеров



8

Фото и видеосъемка праздника



9

Регистрация и размещение участников праздника



10

Приглашение оценочной комиссии, гостей






© 2010-2022