• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Интеграция биологи и ИКТ в условиях формировании информационно-коммуникативной образовательной среды

Статья Интеграция биологи и ИКТ в условиях формировании информационно-коммуникативной образовательной среды

  Интеграция биологи и ИКТ в условиях формировании   информационно-коммуникативной образовательной среды .       Взаимодействие современного школьника с окружающим миром на рубеже XXI века происходит в условиях изменения привычного "фона" системы образования. Чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа.   Это активизация использования современных образовательных и информационных технологи...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Купряшева Елена Викторовна.

Учитель биологии

МБОУ «Гимназия №»1 г.Астрахани.

Интеграция биологи и ИКТ в условиях формировании

информационно-коммуникативной образовательной среды .

Взаимодействие современного школьника с окружающим миром на рубеже XXI века происходит в условиях изменения привычного "фона" системы образования. Чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа.

Это активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей; интеграция информационно-коммуникативных технологий (в том числе и технологий медиаобразования) в систему развивающих занятий в основном и дополнительном образовании для активизации познавательной деятельности школьников; изменение системы мотиваций образовательно-воспитательного процесса, акцент на самоопределение и самореализацию учащихся.

Каждая из этих задач затрагивает различные аспекты активного формирования и использования образовательной среды нового типа.

Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграция образовательного предмета и ИКТ в системе медиаобразования, которое сейчас определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога. Разумеется, здесь педагог должен обладать технологиями культурной коммуникации, осуществлять социокультурную адаптацию учащихся.

Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", перерабатывать и анализировать информацию, получаемую из разных источников, критически осмыслять ее, уметь создавать собственные тексты на языке СМИ, воспитывать подростков и молодежь в духе сотрудничества - важнейшие задачи образования в условиях современной информационно-коммуникативной образовательной среды.

Основополагающими обозначены следующие принципы: 
 приоритетность разработки и внедрения информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения; 
 системная интеграция информационных объектов и технологий в учебный процесс; 
 поэтапность и модульность формирования информационно-образовательной среды;
открытость для интеграции информационно-коммуникативной образовательной среды учебного учреждения в информационную среду региона, страны и международное информационное пространство; 
динамичность, предполагающая, что информационно-коммуникативнаяобразовательной среда создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций среды и видов ее обеспечения.

Я работаю учителем биологии в МБОУ «гимназия№1» города Астрахани, которая за последние годы все больше соответствует понятию «Современная школа , как современная инфраструктура». Школа с добротной и функциональной школьной архитектурой - медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Работаю над проблеммой: «Совершенствование мотивационной деятельности учащихся на уроках на основе интеграции преподавания биологии с ИКТ и технологией дистанционного обучения»

Моя работа тесно связана с использованием информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения. Кроме работы по предмету в основной школе я преподаю биологию в дистанционной школе для детей с ограниченными физическими возможностями в i-классе при Центре образования "Технологии обучения" Неоценимую поддержку в преподавании составляют мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, разнообразные обучающие компьютерные программы, образовательные сайты в интернете.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники носят проблемно-тематический характер для обеспечения условий углубленно уровня преродавани предмета по определенным темам. Кроме того, эти пособия предоставляют возможность построения системы текущего и итогового контроля знаний учащихся.

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные организационные формы обучения - индивидуальную, групповую и коллективную. В электронных носителях представлены видео- и аудиоматериалы, иллюстрирующие строение, среду обитания живых организмов, а также взаимосвязи биологических систем различного уровня организации. Кроме того, видеоматериалы дают представления о микромире живых существ, субмолекулярных структурах, процессах, происходящих на клеточном уровне. Я использую скопированные файлы и объекты из разнообразных мультимедийных программ для создания собственных учебно-методических разработок и презентаций с помощью офисных программ: Microsoft Office Power Point; Microsoft Office Excel; Microsoft Office Pablisher; Microsoft Office Word.

Материалы для урока маловесны, легко устанавливаются и воспроизводятся.Эти объекты помогают насытить уроки биологии богатейшим иллюстративным материалом - от несложных графических иллюстраций до интерактивных анимаций и биологических видеоэкспериментов. Мною и моими ученичеками созданы и используютя в работе банк тестовых заданий, презентаций, банк поурочных разработок в форме учебно-методических комплектов, включающих конспекты уроков, электронные презентации и измерительные материалы с разработанными критериями оценивания. Подборка иллюстрации объектов, закономерностей, лежащих в основе строения, химического состава и процессов жизнедеятельности биологических объектов, в точности определяет специфику преподавания тем уроков. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических пособий, доступность содержания образования самым тесным образом связаны с этими вопросами. Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач. Интеграция с ИКТ направлена на закрепление основных понятий, побуждает к анализу достоинств и недостатков, стимулирует развитие логического мышления. Целесообразно применение информационных объектов при изучении нового материала и особенно целесообразно, на заключительном или промежуточном обобщающем контроле и проверке знаний, где с их помощью можно проверить знания учащихся за короткий отрезок времени.

В своей деятельности использую проектную методику, где интеграця с ИКТ неотъемлема. Методика работы по созданию учебных проектов учитывает индивидуально-личностные особенности учащихся, их любознательность, любовь рисовать, играть в компьютерные игры и т.д., способствует развитию творческого мышления школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других.

В преподавании биологии, одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Например, в курсе природоведения в 5 классе, учебная тема: «Красная книга растений», основная для выбора темы проекта, была преобразована в творческое название проекта: «Сохраним свой край цветущим!» Авторы: ученики 5а класса. Детьми предполагалось: «Если мы будем знать об изучаемой проблеме больше других, расскажем людям об этом, дадим рекомендации, посоветуем как уберечься от проблем или решить их. Что мы будем делать для решения поставленных вопросов? Было решено: 1 Приготовить рисунки видов растений, занесенных в списки редких или исчезающих видов Астраханского края. 2. Ответить на вопросы анкеты. 3. Создать презентации о растениях Красной книги. 4. Рассказать ребятам в классе о растении, представив информацию в виде сочинения, стихотворения, сообщения и объяснить, почему был выбран рассказ именно об этом виде. 5. Оформить отчет о работе в форме веб-сайта, буклета. 6.Отчитаться о проделанной работе. Учебно-методические материалы включают в себя организованный набор информационных объектов, отражающих этапы реализаии проекта и губокое изучение проблемы предметной области, как комплекс информационно-коммуникативных средств. По завершении работы над проектом, ученики становятся специалистами в данной сфере и могут консультировать по вопросам темы проекта не только своих сверстников, но и взрослых учителей и родителей.

Использование на уроках интернета расширяет возможности сетевого взаимодействия и способствует формированию у учащихся устойчивых навыков сетевой коммуникации. Наличие индивидуальных планшетов позволяет ученикам по ссылке в demo- версии заходить в i-класс и использовать на разных этапах изучения темы материалы сайта.

Virtulab (виртуальная образовательная лаборатория) позволяют учащимся проводить виртуальные эксперименты по биологии как в трехмерном пространстве, так и в двухмерном. Виртуальные лабораторные работы демонстрирую в классе во время лекции как дополнение к лекционным материалам. Ученики дистанционной школы в интерактивной лаборатории видят изменения в 3D среде как результат своих действий.

Дневник.ру - школьная образовательная сеть представляет сейчас все более широкие возможности для предметного использования интернета; специальная программа тестер на сайте позволяет создавать тесты и использовать их на уроках и в качестве домашнего задания. На страницах сайта Дневник.ру в файлах личных и в файлах классов загружаются и исползуются для наглядности и узучения презентации, видеоматериалы, методические руководства, периодически появляется информация и материалы конкурсов и олимпиад.

Для детей часто пропускающих уроки по болезни рекоммендую использовать Образовательный портал InternetUrok.ru - это коллекция видеоуроков школьной программы в открытом доступе и без рекламы. Теперь ученик всегда может разобраться в трудной теме, повторить пройденный материал или самостоятельно изучить пропущенный в школе урок и отчитаться, выполнив задание в программе тестер на сайте Дневник.ру, или прислать ответы на задание в сообщении. Это расширяет возможности индивидуального, личностного подхода к учащимся, cоздает систему качественного дистанционного образования, способную учитывать особенности каждого школьника.

Online - тестирование на сайте Экзамен.ru проводим на занятиях по подготовке к ЕГЭ для выявления часто встречающихся ошибок, обозначиваем и штудируем теоретические блоки по предмету. И это не придел, а начало для дальнейшего определения путей целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды;

Совершенствование формата интернет уроков, чтобы видео, графика и текст взаимно дополняли друг друга, включение в уроки пошагового закрепления и проверки усвоения материала, то есть максимальное приближение к интерактивному взаимодействию учеников с учебным материалом. Разработка интегративных уроков по ключевым темам школьной программы, которые будут основаны на важных для дистанционного образования принципах: комплексный межпредметный подход, связь материала с реальным жизненным и учебным опытом учеников, примеры применения полученных знаний в жизни, природе, технике, все это ближайшие перспективы формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа.


Список литературы:

1. Агранович Б.Л. Оценка уровней развития информационной среды // Проблемы информатизации высшей школы, 1995. №1. С. 4-11.

dissercat.com/content/informatsionno-kommunikatsionnaya-predmetnaya-sreda-obucheniya-biologii-kak-sredstvo-povyshe#ixzz2lSlFMw77


2. Андреев A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в учебных заведениях: Дисс. . докт. пед.: 13.00.02. -М., 1999, -289 с

dissercat.com/content/informatsionno-kommunikatsionnaya-predmetnaya-sreda-obucheniya-biologii-kak-sredstvo-povyshe#ixzz2lSmzzVuu

3.Бабичев Н.В., Соколова Н.Ю. Новый учебно-методический комплект по биологии как интеграция различных педагогических технологий. Режим доступа: e-drofa.ru/aboutnavigator/41


4. Безрукова B.C. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения/ М.: «Сентябрь», 2004. С. 24-25.

dissercat.com/content/informatsionno-kommunikatsionnaya-predmetnaya-sreda-obucheniya-biologii-kak-sredstvo-povyshe#ixzz2lSnoJZPV

5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского пси148холого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2002.-352 с.

dissercat.com/content/informatsionno-kommunikatsionnaya-predmetnaya-sreda-obucheniya-biologii-kak-sredstvo-povyshe#ixzz2lSoOyFep


© 2010-2022