Урок чистоты Природа не прощает ошибок

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чистоты в 6 классе на тему: «Природа не прощает ошибок».

Белоногова И.А., учитель биологии, химии МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа »

Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан


Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать учащихся к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) На доске - эпиграфы: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

б) «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.»

в) «Есть такое твёрдое правило… встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.» И делать это надо каждый день.» (Антуан де Сент-Экзюпери)

г) Четыре закона экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Эмоциональный настрой. (Звучит мелодичная музыка.)

- Я хочу на зорьке встать.
Солнце первой повстречать.
Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»
И оно мне улыбнется.
- Доброе утро! - Солнцу и птицам.
-Доброе утро! - всем улыбчивым лицам.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок - Урок чистоты.
- Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?

Ответы учащихся: Чистота тела, чистота одежды, чистота в доме, чистота улиц и дворов и т.п.
Учитель: Чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете - всё это очень хорошо. Но есть еще и такое понятие, как «чистота души». Как вы это понимаете?

Ответы учащихся: Это если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков, не будет мусорить, не будет сквернословить, обижать братьев наших меньших.
Учитель: Мне хотелось бы вам напомнить вам слова Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери, который более полувека назад завещал: «Есть такое твёрдое правило… встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.» И делать это надо каждый день.»

- Как вы понимаете это высказывание?
Ответы учащихся: Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте. Мир вокруг нас, Земля - это наш зеленый дом, который нужно беречь и защищать.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока чистоты - «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия в природе послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение - в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение - в нашей экологической культуре.


  1. Экологические законы.

Учитель: Законов природы всего четыре. Их легко запомнить! А сформулировал эти законы американский эколог Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем».

Любое изменение, совершаемое человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило, неблагоприятных. Послушайте экологическую сказку «На озере».

В некотором царстве, в небольшом государстве, посередине дремучего леса расположилось маленькое, но очень красивое лесное озеро. На этом дивном озере, заросшим рогозом и камышом, тихо, мирно и счастливо жила семья самых обыкновенных … лягушек. И всё бы у них было прекрасно: и воды, и пищи было вдоволь. Питались лягушки мошками, комарами, личинками насекомых. Играли, квакали, вечерами сочиняли на своём озере свои лягушачьи песни. И как в любом царстве-государстве, в своих апартаментах жил, ни о чём не тужил местный царь. И было бы всё хорошо, да только поехал однажды царь на пир в соседнее королевство и испробовал на том пиру блюдо заморское, деликатесное, французским поваром из лягушачьих лап приготовленное. Так полюбилось царю это кушанье, что вернувшись домой, он отдал приказ семью лягушек из озера выловить и дивных блюд приготовить.

Пришла беда в царство мирное, в лес дремучий, на озеро тихое. Стали жители этой местности болеть, мучила их лихорадка лютая. Вот сколько бед и несчастий от царской забавы приключилось.

В лесу, рядом с озером, жили норки. Норки постоянно охотились на лесном озере, и водилось их в этих местах великое множество. Только вот теперь всё реже и реже стали встречаться эти пушистые зверьки. Говорили старики мудрые, что и в этой беде повинен царь со своими прихотями. Сказка - ложь, да в неё намёк, где в ней выдумка, а где урок?

Учитель: Ребята, как вы считаете, в чём же царская вина?

Примерные ответы учащихся:

- Если уничтожить лягушек, то произойдёт массовое размножение комаров, что может стать причиной болезни малярии, переносчиками которой являются комары. Если исчезнут лягушки, исчезнет и норки, которые ими питается.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Не нужно уничтожать ничто живое в природе. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает наука экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы учащихся:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

- Когда-то и у нас, в Альметьевском районе, истребили волков. В результате чего стали погибать лоси. Волки - санитары леса, они уничтожали больных, ослабленных лосей. Не стало волков - стало больше больных животных. В результате эпидемии лоси стали погибать.

Учитель: Ребята, попробуйте сейчас составить экологическую сказку, выстроив текст в логической последовательности.


  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.

  2. Мыши стали поедать соты и разорили улей.

  3. Пришлось мужику мириться с Филином.

  4. Не стало пчёл - не опыляются травы и их урожайность понизилась.

  5. Худо стало мужику без мёда и молока.

  6. Не стало Филина - расплодились мыши.

  7. Мало стало травы - корова не стала давать молока.

  8. Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ учащихся: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Второй закон: «За всё надо платить».

Учитель: С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать. «Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».

1.Средство гигиены, которое, попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.)

Справка: Вещества, содержащиеся в аэрозолях, растворителях, хладоагентах, пенообразователях и разрушающие озоновый слой Земли - фреоны.)

2. Этого вещества в последние годы содержится очень много в осадках. Выпадая вместе с дождём, вещество губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота.)

Учитель:

Справка: По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину или столовому уксусу. Кислотные дожди образуются при взаимодействии воды с диоксидом серы и оксидами азота, которые содержатся в больших количествах в дымах предприятий, выхлопных газах автомобильного транспорта.

- А хотите увидеть на практике, что произойдёт с растением или горной породой, если выпадет кислотный дождь?

Демонстрация воздействия серной кислоты на образцы мела, листа растения.

3. Этот газ образуется в атмосфере при сжигании топлива. Высокое содержание газа приводит к перегреву нижних слоёв атмосферы и к парниковому эффекту, что ведёт к потеплению климата и интенсивному таянию ледников. (Пробирка с углекислым газом.)

Третий закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

Учитель: Не секрет, что, гуляя по улице, по лесу, по парку, мы часто оставляем после себя самые различные кучи мусора, бумажек и т. д. Это бывает даже тогда, когда урны находятся рядом.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) - высочайшую горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы.

Учитель: Ребята, а чем опасны мусорные свалки?

Ответ учащихся: Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают взрыво - и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух.

Учитель: Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. К примеру, бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу пролежит без изменения 100 лет и более. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга". Поэтому нужно думать об уменьшении количества отходов и последующей их переработке, иначе произойдет то, что описывает в своем стихотворении «Мусорная фантазия» поэт А. Усачев:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

Учитель: Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. В частности средства для борьбы с вредителями сельского хозяйства. Между тем в природе существуют природные - биологические способы борьбы с этими вредителями.

Учитель: Сегодня к нам на урок пожаловала гостья. Она находится в этой шкатулке. (показывает шкатулку). Вот что она о себе написала:

« Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камни бросят или ногой пнут. За что? Не всем же быть красивыми! А вот польза от меня людям очень большая. Ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков и слизней. Иногда, моей добычей становятся даже мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. А если меня принести в дом, где завелись тараканы - они быстренько исчезнут. В русских деревнях, аж до середины 20 века, пока повсеместно не распространились холодильники, меня клали в молоко, чтобы оно дольше не прокисало.
А уж, сколько от меня достается комарам, которых вы, ребята, ох как не любите! Догадались, кто я?

Ответ учащихся: В шкатулке находится лягушка.

3. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» (Просмотр слайдов)

Учитель: Экологическая культура человека заключается в том, чтобы знать и выполнять законы природы. Сейчас мы проведём рейд по улицам наших городов и сёл и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

А вот и первый нарушитель. Слайд 1. Сброс сточных вод в реку. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы учащихся:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

- Нарушены первый и третий экологические законы.

Учитель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители посёлка сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон нарушают жители? Слайд 2. Сжигание мусора.

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за населенный пункт, на мусорные свалки.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».

Слайд 3. Биогумус. На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

- Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы учащихся:

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется третий закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк - существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

4. Работа в группах. «Что можешь сделать ты один?»

Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- Ребята, а что бы вы смогли сделать для того, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.

Основные правила ( учащиеся формулируют правила и поднимают экологические знаки):

  • не буду выбрасывать старые игрушки и книги: они могут кому-то понадобиться;

  • узнаю, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и сдам туда ненужную бумагу;

  • починю и исправлю вещь вместо того, чтобы ее выбрасывать;

  • буду экономно расходовать воду, электроэнергию и горючее;

  • не буду рвать первоцветы, ломать ветви деревьев и кустарников;

  • не буду разорять птичьих гнёзд;

  • не буду ломать ветви деревьев и кустарников;

  • не буду разводить костры;

  • не буду шуметь в лесу;

  • не буду оставлять на природе после себя мусор;

  • очищу свой школьный двор, село от мусора;

  • буду участвовать в посадке и охране зелёных насаждений и др.

Учитель: Спасибо, ребята, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

5. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Прочитайте один из эпиграфов к нашему сегодняшнемумероприятию:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Это строки поэта Евгения Евтушенко. О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы учащихся:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы учащихся:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель:

- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

- Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Ответы учащихся.

Учитель: Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в ваших руках, дорогие ребята! Чтобы сберечь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца и жить в гармонии с природой.

Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:

  • Не навреди;

  • Познавая, не разрушай;

  • Не бери у природы больше, чем тебе необходимо.

- Завершить наш сегодняшний разговор хотелось бы стихотворением «Природа», которое написал ученик нашей школы Нигматьянов Рифдар.

Ах, как красива ты, природа!

Сколько лет ты служишь народу!

Хоть мы тебя и бьем, и пашем, и пилим…

Не обижайся на нас -

Твою обиду мы не осилим.

Мы тебе, обещаю, поможем,

И тогда нас простить ты, наверное, сможешь.

Землетрясения кончатся тогда,

И у вулканов заснет ярость навсегда.

И кончатся все войны на Земле,

Которые убивали жизнь в тебе.

Зазеленеют вновь леса,

А в реках снова будет чистая вода.

Давайте же поможем мы Природе на Земле!

Всем сразу станет легче на душе.





© 2010-2022