Рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор МБОУ - СОШ №4

____________ О. И. Маленков


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №4






Рабочая программа

по биологии

к учебнику Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т. «Биология. Общая биология». 10-11 классы (для базового уровня).

11 класс (базовый уровень)

(соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту)



Составители: Иванова Инна Владимировна, Кондакова Елена Олеговна

Рассмотрена на заседании школьного

методического объединения

Руководитель ШМО учителей химии,

биологии, географии

_____________ Е. О. Кондакова

Протокол №____ от «___»____2013 г.


Принята педагогическим советом МБОУ-СОШ №4

Протокол №_____ от_________________________

Рабочая программа курса «Биология. Общая биология» в 11 классах (базовый уровень), 35 часов (1 час в неделю).



Пояснительная записка.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова по биологии для 10-11 классов на базовом уровне.

Содержание курса приведено в соответствие с государственным стандартом среднего (полного) общего образования на базовом уровне, включающего обязательный минимум содержания образовательной программы (в тексте выделено жирным шрифтом). Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Курсивом выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане и не входящий в перечень Требований к выпускникам.

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю, всего - 35 часов, из них 2 часа - резерв. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы.

Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний данная рабочая программа предусматривает выполнение 13 лабораторных работ, а также 1экскурсии с региональной направленностью.

Основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации, межпредметные связи курса с другими изучаемыми предметами, а также список основной, дополнительной и научно-популярной литературы совпадают с соответствующими разделами авторской программы И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова по биологии для 10-11 классов на базовом уровне, на основе которых и составлена рабочая программа.



Программное и учебно-методическое оснащение.

Класс

Количество часов согласно учебному плану школы



Реквизиты рабочей программы



УМК обучающихся



УМК

учителя

Федерал.

Регион.

Школьн.

11

1



1.Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс. М., Дрофа, 20011-13 гг.

2.Авторская программа И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень, 10-11класс. М., Просвещение, 2008-13.

3.Сборник нормативных документов. Биология.

М., Дрофа, 2007-13.

4.И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. Поурочное тематическое планирование 10-11 классы. Просвещение, 2009-13.

1. Учебник. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для базового уровня. М., Просвещение, любое издание с 2008 г.

2. Лекции.

3.Учебные пособия:

  • Молекулярная биология, А.А. Кириленко, Ростов-на- Дону, Легион -2011.

  • Биология. Тематические тесты, А.А. Кириленко, Колесников С.И., Ростов-на Дону, Легион -2009-2014.

  • Биология. Сборник задач по генетике. Кириленко А.А., Ростов-на Дону, Легион. 2010-13.

  • Кириленко А.А., Колесников С.И. УМК «Подготовка к ЕГЭ-2013-2014». Легион. Ростов-на-Дону. 2013-2014.

1.Методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2009 - 13.

2. CD «Уроки биологии КМ», М., с 2008г.

3. Мультимедийное пособие «Общая биология», М, 2010-12.

4. Лекции.

5. Кириленко А.А., Колесников С.И. УМК «Подготовка к ЕГЭ 2013-2014». Легион. Ростов-на-Дону. 2013-2014.

6. Орлова Н.Н. и др. Сборник задач по общей генетике. Изд-во МУ, 2001.

7. Фросин В.И. Общая биология. Тематические тестовые задания. М.; Дрофа, 20011-13.

8. Циклов С.Б. Биология. Теория, тренинги, решения. ИД Комсомольская правда. М., 2013.



Основное содержание курса.

Раздел I. ВИД (20 часов).

Тема 1. История эволюционных идей (4 часа).

История развития биологии. Развитие биологии в додарвиновский период. История эволюционных идей. Работы К. Линнея, ее значение. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Значение работ Ламарка и Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина, ее роль в формировании естественнонаучной картины мира.

Тема 2. Современное эволюционное учение (8 часов).

Вид, его критерии и структура. Популяция - структурная единица вида. Популяция - единица эволюции. Движущие силы эволюции: популяционные волны, изоляция, дрейф генов, мутации, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия Е.О. Результаты эволюции. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса. Доказательства эволюции. Синтетическая теория эволюции.

Л.р. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Л.р. Выявление изменчивости у особей одного вида. Л.р. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Тема 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа).

Гипотезы о возникновении жизни. Развитие представлений о развитии жизни. Опыты Ф. Реди и Л.Пастера. Современные взгляды на возникновение жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Л.р. Анализ и оценка различных гипотез о возникновении жизни.

Тема 4. Происхождение человека (4 часа).

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Основные этапы.

Л.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. Л.р. Выявление сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Раздел II. ЭКОСИСТЕМЫ (11 часов).

Тема 5. Экологические факторы (3 часа).

Предмет и задачи экологии. Организм и среда. Биологические ритмы. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.



Тема 6. Структура экосистем (5 часов).

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы.

Л.р. Составление схем передачи вещества и энергии в экосистемах. Л.р. Решение экологических задач. Л.р. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Л.р. Выявление антропогенных изменений на экосистемы в Тульской области. Л.р. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем Тульской области. Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы Тульской области.

Тема 7. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа).

Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ. Эволюция биосферы.

Тема 8. Биосфера и человек (3 часа).

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Л.р. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Л.р. Анализ и оценка собственных действий в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Резерв - 2 часа (на повторение и обобщение).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

  • развитие интереса к изучению общих закономерностей живых систем различной иерархичной структуры;

  • овладение приёмами самостоятельного поиска, анализа, систематизации дополнительной информации (навыки самообразования), в т.ч. с использованием современных информационных технологий, что способствует развитию мыслительной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей при планировании и организации кооперационной деятельности (полилоги, аналитические беседы, викторины, информационно-поисковые и творческие проекты, разнообразная работа в команде);

  • развитие ситуативных умений (ориентирование в нестандартной ситуации) в поисковой деятельности учащихся при решении практических биологических вопросов проблемного содержания.

Образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (комбинированные уроки);

  • информационно-коммуникативные технологии (в т.ч. использование современных поисковых систем, СМИ);

  • развивающие технологии (методы и приёмы проблемного обучения, ориентированные на зону «ближайшего развития» учащихся);

  • личностно-ориентированные технологии (проектная деятельность, интерактивные игры, полилоги, дискуссии, круглые столы, викторины, аналитические беседы, кооперация в обучении: разнообразная работа в малых группах и др.).

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения курса «Биология. Общая биология.» 11 класс.

В результате изучения данного курса уче­ник должен

знать/понимать:


  • основные положения биологических теорий;

  • строение биологических объектов;

  • клеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:


  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипо­тез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;


  • решать задачи разной сложности по биологии;


  • составлять схемы скрещивания;


  • пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);


  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;


  • выявлять приспособления у организмов к среде обитания;


  • исследовать биологические системы на биологических моде­лях;


  • сравнивать биологические объекты) и делать выводы на основе сравнения;


  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;


  • осуществлять самостоятельный поиск биологической инфор­мации в различных источниках (учебных текстах, справоч­никах, научно-популярных изданиях, компьютерных базах).

Календарно - тематическое планирование.

урока



Урока в теме




Дата

проведения урока






Содержание (тема урока)

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35


Раздел I. ВИД (20 часов).

Вводный инструктаж по охране труда, электро- и пожаробезопасности. ИОТ№9.2. История развития биологии. Развитие биологии в додарвиновский период. История эволюционных идей.

Работы К. Линнея, ее значение. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Значение работ Ламарка и Ж. Кювье.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Эволюционная теория Ч. Дарвина, ее роль в формировании естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии и структура. Л.р.№1. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. ИОТ№9.2.

Популяция - структурная единица вида.

Популяция - единица эволюции. Л.р.№2. Выявление изменчивости у особей одного вида. ИОТ№9.2.

Движущие силы эволюции: популяционные волны, изоляция, дрейф генов, мутации, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции.

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Л.р.№3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. ИОТ№9.2

Результаты эволюции. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса.

Доказательства эволюции. Синтетическая теория эволюции.

Гипотезы происхождения жизни. Развитие представлений о развитии жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные взгляды на возникновение жизни. Л.р.№4. Анализ и оценка различных гипотез о возникновении жизни.

Отличительные признаки живого.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Гипотезы происхождения человека. Л.р.№5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. ИОТ№9.2.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Л.р.№6. выявление сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. ИОТ№9.2.

Эволюция человека. Основные этапы.

Раздел II. ЭКОСИСТЕМЫ (13 часов).

Предмет и задачи экологии. Организм и среда. Биологические ритмы.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Видовая и пространственная структура экосистем. Л.р.№7. Решение экологических задач. ИОТ №9.2.

Пищевые связи, круговорот и превращение энергии в экосистемах. Л.р. №8. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания) в экосистемах. ИОТ №9.2.

Причины устойчивости и смены экосистем. Л.р.9. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). ИОТ№9.2. Л.р.№10. Выявление антропогенных изменений в экосистемах в Тульской области. ИОТ№9.2.

Искусственные сообщества - агроценозы. Л.р.№11. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем Тульской области. ИОТ№9.2.

Экскурсия №1. Естественные и искусственные экосистемы Тульской области. ИОТ№9.7.

Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ. Эволюция биосферы.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Л.р.№12. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения. ИОТ№9.2.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Л.р.№13. Анализ и оценка собственных действий в окружающей среде. ИОТ№9.2.

Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Резерв (2 часа).

Повторение и обобщение материала.

Повторение и обобщение материала.

Комбинированный, ТСО, п. 4.1

Проблемно-поисковый, п.4.2, анализ доп. лит.

Комбинированный, ТСО, табл., п.4.3

Комбинированный,ТСО, таблицы, п.4.4ТСО, гербарий, таблицы, п.4.5

Иллюстр.- оъясн,ТСО, таблицы., п.4.6

Частично- поисковый, ТСО, комн. растения, п.4.6

Комбинированный,ТСО, динамические модели, п.4.7

Комбинированный, ТСО, таблицы, графики ,п.4.8

Частично-поисковый, ТСО, Таблицы, доп.лит.

Комбинированный, ТСО, динамич. пособие, п.4.10

Лекционно-семин.,таблицы,п.4.11

Комбинированный, п..4.12, анализ дополнит. лит.

Семинар, ТСО, п.4.13

Семинар, ЦОР, таблицы, п.4.14, повторение материала

Семинар, л.к. материал.

Семинар, ЦОР, п.4.15, таблица

Комбинированный, ЦОР, доп. лит., п. 4.16

ЦОР, муляжи, таблицы, п. 4.16. Комбинированный, таблица, п. 4.16

Комбинир., п. 5.1,повторение

Семинар, ЦОР, п.5.2

Семинар,цор, п.5.3

Семинар, ЦОР, таблицы, п. 5.4

Комбинированный, доп. лит., ЦО Р, п. 5.5,решение экологических задач по КИМам ЕГЭ

Комбинированный, доп. лит., ЦОР, п. 5.6

Отчет по результатам экскурсии

Комбинир., ЦОР.

Таблицы, п. 5.7

Комбиниров., п.5.8

Комбиниров. работа с картой, п. 5.9, решение экологических задач по КИМам ЕГЭ

Семинар, доп. лит., карты, п. 5.10

Семинар, повторение по заданию в тетради

Список литературы.

Основная литература.

  1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для базового уровня. М: Просвещение, любое издание с 2008 г.

Дополнительная и научно-популярная литература.

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.

  2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  4. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  5. Акимушкин И. Невидимые нити природы М.: Мысль, 1985.

  6. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  7. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

  8. Биология /под ред. В.Н. Ярыгина. М.: Медицина 2001.

  9. Вилли К., Детье В. Биология. М.: Мир, 1974.

  10. Грижек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  11. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.

  12. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  13. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  14. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  15. Нейфах А.А., Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

  16. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986.

  17. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1993.

  18. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, любое издание с 1999.

  19. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  20. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  21. Фоули Р. Ещё один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

  22. Шпинар З.В. История жизни на Земле / Худож. З. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

  23. Экологические очерки о природе и человеке / под. Ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

  24. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  25. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1988.

  26. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е из. М.: Высшая школа, 1998.

  27. Яковлева И., Якоалев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.



© 2010-2022