• Преподавателю
  • Биология
  • Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок-учитель – родители».)

Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок-учитель – родители».)

Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти  наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспо...    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления ... Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Проблемным полем остаётся: отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми; стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми; недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми; отсутствие информационных, обучающих, дистанционных сайтов или неинформированность педагогов работающих с одарёнными детьми.  Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В связи с этим учителю необходим проект и помощь педагога-психолога, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального са...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок- учитель – родители».)


Проект методиста гордского отдела образования г.Уральска, учителя биологии СОШ№32«Система работы по развитию и определению одарённых детей"

Инновационный проект

"Одаренные дети"

(Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок- учитель - родители».)



Кажгалиева Салтанат Жаскайновна

методист ГорОО г.Уральска,

учитель биологии СОШ№32





















Уральск,2013г











Содержание

  1. Введение

-Обоснование актуальности Проекта.

  1. Нормативно-правовое обоснование Проекта

  2. Пояснительная записка

  • цели,

  • задачи,

  • сроки,

  • участники,

  • -ожидаемый результат проектной деятельности в целом.

  1. Этапы реализации Проекта

  2. Содержание Проекта

  • Концептуальные положения.

  • Методы и формы работы с одаренными детьми.

  • Организация работы с одаренными детьми.

  • Результативность

6.Литература





















I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности Проекта

Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость, одаренность в различных сферах наук и искусства.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

Проблемным полем остаётся:

  • отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;

  • стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;

  • недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми;

  • отсутствие информационных, обучающих, дистанционных сайтов или неинформированность педагогов работающих с одарёнными детьми.

Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения.

В связи с этим учителю необходим проект и помощь педагога-психолога, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

II. Нормативно-правовое обоснование Проекта

  • Конституции РК;

  • Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

  • Закона РК "Об образовании";

  • Национальный проект «Образование»;

III. Пояснительная записка

Цели Проекта:

Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Дидактическая цель- повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.

Задачи:

  • Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

  • Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

  • Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

  • Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей- «Портфолио»;

  • Специальная подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;

Сроки:

Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2012-2016гг..

Участники Проекта:

Педагоги и учащиеся,родители.





Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • формирование системы мониторинга качества образования одарённых детей;

  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);

  • создание электронного банка данных «Одаренные дети».

IV. Этапы реализации Проекта

Организационный этап (1-2года.): поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации(2-3год работы): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (4-5год работы.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.



V. Содержание Проекта

Концептуальные положения Проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Особенности, присущие одаренным детям:

Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок- учитель – родители».)

. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  • тематические и проблемные мини- курсы,

  • «мозговые штурмы» во всех вариантах,

  • ролевые тренинги,

  • развитие исследовательских умений .

  • Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

  • Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,

  • творческие задания,

  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

  • дискуссии,

  • диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

  • факультативы и кружки,

  • конкурсы,

  • интеллектуальный марафон,

  • привлечение уч-сяк участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы

  • система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Требования к учителю.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:

  • разрабатывает гибкие индивидуальные программы;

  • создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;

  • предоставляет учащимся обратную связь;

  • использует различные стратегии обучения;

  • уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;

  • поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

  • проявляет уважение индивидуальности ученика.

Организация работы с одаренными детьми

Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок - учитель - родители».

1.

Научно-методический модуль

Психолого-педагогические исследования

Медико-физиологические исследования

2.

Практико-педагогический модуль

Творческие студии

Школьная малая академия наук

Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ

Индивидуальные программы работы с детьми

3.

Акмеологический модуль

Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы

Творческие лаборатории

4.

Модуль «Родительский всеобуч»

Просветительский лекторий

Индивидуальная консультация

5.

Материально-технический модуль

Компьютерный банк данных «Одаренные дети»

6.

Информационно-издательский модуль

Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.

Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.

Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Мероприятия по реализации Проекта

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

1

Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся(5-9 классов)

2012-2013

Педагог-психолог

2

Создание и ведение единого банка данных способных детей (по биологии с 5-11 классы)

2012-2013

Учителя биологии

3

Разработка индивидуального плана работы и организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам,конкурсам различного уровня;

внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

2012-2013

Учителя биологии

Рук.м/о

4

Подготовка и постоянное обновление материалов для работы с одарёнными детьми

2012-2016

Учителя биологии

5

Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет

2012-2016

Учителя биологии

6

Использование Интернет технологий в работе с одарёнными детьми

2012-2016

Учителя биологии

7

Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей.

2012-2016

Учителя-предметники,Зам.директора по УВР

8

Участие в научно-практической конференции учащихся среднего звена(5-7 кл),конкурсах рефератов по линии ГОР УО;

Интеллектуальных конкурсов «Terra» «Ак-бота»при РНЦ «Дарын»

2012-2016

Учителя биологии математики

9

Участие учащихся старшего звена(8-11кл)вконкурсах,олимпиадах,соревнованиях научных проектов различного уровня

2012-2016

Учителя-предметники

10

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов

2016

Учителя биологии

11

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения,использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные курсы

2012-2016

Зам.директора по УВР

12

Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям

2012-2016

Администрация,учителя-предметники

13

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми (ежегодная и итоговая)

2012-2016

Учителя-предметники,психолог

14

Оказание помощи для внедрения новой оценочной деятельности учащихся и учителей «Портфолио»

2012-2016

Психолог, кл.рук-ли и учителя-предметники

15

Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами СМИ

2012-2016

Учителя-предметники

16

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.

2012-2016

Учителя-предметники

17

Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.

2012-2016

Учителя информатики

Результативность проекта

Достижения детей позволяют говорить о достаточно высокой эффективности функционирования созданной системы работы. Мои учащиеся принимая участие в предметных олимпиадах и турнирах районного и областного уровня, являются неоднократными призёрами.С 2006 года выпускники 11-х классов являются обладателями грантов учебных заведений как Республики Казахстан так и Российской Федерации и т.д.

В целях мониторинга состояния работы с одаренными детьми создан банк данных творчески работающих детей, имеющих высокую результативность работы.

Достижения учеников

1.Итоги участия в областных олимпиадах по биологии-экологии.

год

класс

ФИО учащихся

предмет

занятое место

1.

2012

10 «а»

Мурзабулатова Айнур

биология

III-место

1.

2011

9 «в»

Мурзабулатова Айнур

биология

III-место

2.

2010

9 «в»

Ищенко Николай

биология

V-место

3.

2009

11 «а»

Богатырёва Екатерина

экология

IV-место

2.Итоги участия в городских олимпиадах по биологии.

год

класс

ФИО учащихся

предмет

занятое место

1.

2011-12

10 «а»

Мурзабулатова Айнур

биология

I-место

2.

2011

9 «в»

Мурзабулатова Айнур

биология

II-место

3.

2011

9 «б»

Галиуллин Аманжол

экология

III-место

4.

2010

9 «в»

Ищенко Николай

биология

II-место

5.

2009

8 «б»

Ищенко Николай

биология

IV-место

6.

2009

11 «а»

Богатырёва Екатерина

экология

II-место

7.

2009

11 «а»

Жубанов Орынбек

биология

IV-место

8.

2009

9 «б»

Гилёва Жанна

экология

V-место

9.

2008

9 «а»

Курганов Владимир

биология

III-место

10.

2008

8 «б»

Федорушкин Михаил

биология

III-место

11.

2008

8 «б»

Гилёва Жанна

биология

VI-место

3.Итоги участия на областных конкурсах.

год

класс

Ф.И.О. учащихся

название конкурса

занятое место

1.

2011-12

10 «б»

Мубаракшина Лилия

«Алғыс хат»

2.

2007г

8«а»

Гилёва Ж; Маликова С.

«Гүлдер әлемі» фестивалінде

«Қайталанбас идеясы» номинациясы.

3.

2005

9 «а»

Аунис А; Алексеева А.

Фестиваль «Планета цветов»

III-место

4.Итоги участия в городских конкурсах.

год

класс

ФИО учащихся

название конкурса

Занятое место

1

2011-12

5-8кл

команда

Интелл.конкурс «Terra»

«Алғыс хат»

2.

2011

6 «в»

Мурзабулатов А.

конк.рефератов «Жасыл желек»

II-место

3.

2010

6 «в»

Попова Елена

конк.рефератов «Жасыл желек»

II-место

4.

2009

7 «в»

Федорушкин Евгений

конк.рефератов «Жасыл желек»

III-место

5.

2009

10кл

Команда СОШ№4

«Саябак шеруi»-эколог. марафон

III-место

6.

2009

9 «б»

Гилёва Жанна

Экологический марафон «Сахна торi»

Алгыс хат

7.

2008

6 «б»

Федорушкин Евгений

конк.рефератов «Жасыл желек»

III-место

Достижения учителя

2012- I место на областном конкурсе сборника задач по биологии с экологическим и

национальным содержанием (творческая группа учителей города) в рамках I Съезда

учителей химии и биологии.

2012- III место на областном конкурсе с творческой группой учителей города в рамках I

Съезда учителей химии и биологии.

2010- Диплом за занятое Iместо в областном конкурсе «Лучший

цифровой образовательный ресурс» от начальника

областного управления образования -Бисембаевой С.И.

2009год-Алгыс хат от акима области Западно-Казахстанской

области Измухамбетова Б. педагогическое мастерство и

воспитание подрастающего поколения.

2008 год-Грамота от начальника городского отдела образования

Сапарова Д. К. за педагогическое мастерство , творческий

поиск и достижения в воспитании подрастающего

поколения.

2004 год-Грамота от директора областной станции юных

натуралистов Есбулсинова Е.Н. за активное участие

учащихся в городском празднике «День птиц».

Перспективы развития проекта

В настоящее время приоритетным направлением в работе с одаренными детьми является реализация задач формирования устойчивой мотивации у учеников на созидательное самовыражение личности, расширения сфер приложения способностей детей, поиск новых форм организации познавательной деятельности,







Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. - М., 1971.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

  5. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.

  6. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. - М.,1973.

  7. Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". - 1986.- № 1.- С. 11-19.

  8. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.- 1972.- № 2. -С. 114-123.

  9. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.- 1969. - № 1.

  10. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.- М.

  11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.

  12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.- С.9-14.

  13. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.- № 6.

  14. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. - Уфа, 1988.

  15. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.

  16. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. - М., 1985.

  17. Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.

  18. Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. - Ижевск, 1992.

  19. Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.





Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок- учитель – родители».)

© 2010-2022