- Преподавателю
- Биология
- Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок-учитель – родители».)
Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок-учитель – родители».)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калашникова Ю.А. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект методиста гордского отдела образования г.Уральска, учителя биологии СОШ№32«Система работы по развитию и определению одарённых детей"
Инновационный проект
"Одаренные дети"
(Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок- учитель - родители».)
Кажгалиева Салтанат Жаскайновна
методист ГорОО г.Уральска,
учитель биологии СОШ№32
Уральск,2013г
Содержание
-
Введение
-Обоснование актуальности Проекта.
-
Нормативно-правовое обоснование Проекта
-
Пояснительная записка
-
цели,
-
задачи,
-
сроки,
-
участники,
-
-ожидаемый результат проектной деятельности в целом.
-
Этапы реализации Проекта
-
Содержание Проекта
-
Концептуальные положения.
-
Методы и формы работы с одаренными детьми.
-
Организация работы с одаренными детьми.
-
Результативность
6.Литература
I.ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности Проекта
Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость, одаренность в различных сферах наук и искусства.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемным полем остаётся:
-
отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
-
стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
-
недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми;
-
отсутствие информационных, обучающих, дистанционных сайтов или неинформированность педагогов работающих с одарёнными детьми.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения.
В связи с этим учителю необходим проект и помощь педагога-психолога, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
II. Нормативно-правовое обоснование Проекта
-
Конституции РК;
-
Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
-
Закона РК "Об образовании";
-
Национальный проект «Образование»;
III. Пояснительная записка
Цели Проекта:
Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Дидактическая цель- повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
-
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
-
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
-
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
-
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей- «Портфолио»;
-
Специальная подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
Сроки:
Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2012-2016гг..
Участники Проекта:
Педагоги и учащиеся,родители.
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:
-
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
-
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
-
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
-
формирование системы мониторинга качества образования одарённых детей;
-
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
-
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
-
создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
-
создание электронного банка данных «Одаренные дети».
IV. Этапы реализации Проекта
Организационный этап (1-2года.): поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации(2-3год работы): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (4-5год работы.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
V. Содержание Проекта
Концептуальные положения Проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Особенности, присущие одаренным детям:
. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
-
тематические и проблемные мини- курсы,
-
«мозговые штурмы» во всех вариантах,
-
ролевые тренинги,
-
развитие исследовательских умений .
-
Организационные формы:
-
Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
-
Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
-
групповые формы работы,
-
творческие задания,
-
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
-
дискуссии,
-
диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
-
факультативы и кружки,
-
конкурсы,
-
интеллектуальный марафон,
-
привлечение уч-сяк участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы
-
система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Требования к учителю.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
-
разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
-
создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
-
предоставляет учащимся обратную связь;
-
использует различные стратегии обучения;
-
уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
-
поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
-
проявляет уважение индивидуальности ученика.
Организация работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок - учитель - родители».
1.
Научно-методический модуль
Психолого-педагогические исследования
Медико-физиологические исследования
2.
Практико-педагогический модуль
Творческие студии
Школьная малая академия наук
Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
Индивидуальные программы работы с детьми
3.
Акмеологический модуль
Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы
Творческие лаборатории
4.
Модуль «Родительский всеобуч»
Просветительский лекторий
Индивидуальная консультация
5.
Материально-технический модуль
Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
6.
Информационно-издательский модуль
Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.
Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.
Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Мероприятия по реализации Проекта
№ п/п
Мероприятия
Срок реализации
Ответственные
1
Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся(5-9 классов)
2012-2013
Педагог-психолог
2
Создание и ведение единого банка данных способных детей (по биологии с 5-11 классы)
2012-2013
Учителя биологии
3
Разработка индивидуального плана работы и организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам,конкурсам различного уровня;
внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком
2012-2013
Учителя биологии
Рук.м/о
4
Подготовка и постоянное обновление материалов для работы с одарёнными детьми
2012-2016
Учителя биологии
5
Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет
2012-2016
Учителя биологии
6
Использование Интернет технологий в работе с одарёнными детьми
2012-2016
Учителя биологии
7
Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей.
2012-2016
Учителя-предметники,Зам.директора по УВР
8
Участие в научно-практической конференции учащихся среднего звена(5-7 кл),конкурсах рефератов по линии ГОР УО;
Интеллектуальных конкурсов «Terra» «Ак-бота»при РНЦ «Дарын»
2012-2016
Учителя биологии математики
9
Участие учащихся старшего звена(8-11кл)вконкурсах,олимпиадах,соревнованиях научных проектов различного уровня
2012-2016
Учителя-предметники
10
Создание сборника творческих работ победителей конкурсов
2016
Учителя биологии
11
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения,использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные курсы
2012-2016
Зам.директора по УВР
12
Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям
2012-2016
Администрация,учителя-предметники
13
Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми (ежегодная и итоговая)
2012-2016
Учителя-предметники,психолог
14
Оказание помощи для внедрения новой оценочной деятельности учащихся и учителей «Портфолио»
2012-2016
Психолог, кл.рук-ли и учителя-предметники
15
Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами СМИ
2012-2016
Учителя-предметники
16
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.
2012-2016
Учителя-предметники
17
Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.
2012-2016
Учителя информатики
Результативность проекта
Достижения детей позволяют говорить о достаточно высокой эффективности функционирования созданной системы работы. Мои учащиеся принимая участие в предметных олимпиадах и турнирах районного и областного уровня, являются неоднократными призёрами.С 2006 года выпускники 11-х классов являются обладателями грантов учебных заведений как Республики Казахстан так и Российской Федерации и т.д.
В целях мониторинга состояния работы с одаренными детьми создан банк данных творчески работающих детей, имеющих высокую результативность работы.
Достижения учеников
1.Итоги участия в областных олимпиадах по биологии-экологии.
№
год
класс
ФИО учащихся
предмет
занятое место
1.
2012
10 «а»
Мурзабулатова Айнур
биология
III-место
1.
2011
9 «в»
Мурзабулатова Айнур
биология
III-место
2.
2010
9 «в»
Ищенко Николай
биология
V-место
3.
2009
11 «а»
Богатырёва Екатерина
экология
IV-место
2.Итоги участия в городских олимпиадах по биологии.
№
год
класс
ФИО учащихся
предмет
занятое место
1.
2011-12
10 «а»
Мурзабулатова Айнур
биология
I-место
2.
2011
9 «в»
Мурзабулатова Айнур
биология
II-место
3.
2011
9 «б»
Галиуллин Аманжол
экология
III-место
4.
2010
9 «в»
Ищенко Николай
биология
II-место
5.
2009
8 «б»
Ищенко Николай
биология
IV-место
6.
2009
11 «а»
Богатырёва Екатерина
экология
II-место
7.
2009
11 «а»
Жубанов Орынбек
биология
IV-место
8.
2009
9 «б»
Гилёва Жанна
экология
V-место
9.
2008
9 «а»
Курганов Владимир
биология
III-место
10.
2008
8 «б»
Федорушкин Михаил
биология
III-место
11.
2008
8 «б»
Гилёва Жанна
биология
VI-место
3.Итоги участия на областных конкурсах.
№
год
класс
Ф.И.О. учащихся
название конкурса
занятое место
1.
2011-12
10 «б»
Мубаракшина Лилия
«Алғыс хат»
2.
2007г
8«а»
Гилёва Ж; Маликова С.
«Гүлдер әлемі» фестивалінде
«Қайталанбас идеясы» номинациясы.
3.
2005
9 «а»
Аунис А; Алексеева А.
Фестиваль «Планета цветов»
III-место
4.Итоги участия в городских конкурсах.
№
год
класс
ФИО учащихся
название конкурса
Занятое место
1
2011-12
5-8кл
команда
Интелл.конкурс «Terra»
«Алғыс хат»
2.
2011
6 «в»
Мурзабулатов А.
конк.рефератов «Жасыл желек»
II-место
3.
2010
6 «в»
Попова Елена
конк.рефератов «Жасыл желек»
II-место
4.
2009
7 «в»
Федорушкин Евгений
конк.рефератов «Жасыл желек»
III-место
5.
2009
10кл
Команда СОШ№4
«Саябак шеруi»-эколог. марафон
III-место
6.
2009
9 «б»
Гилёва Жанна
Экологический марафон «Сахна торi»
Алгыс хат
7.
2008
6 «б»
Федорушкин Евгений
конк.рефератов «Жасыл желек»
III-место
Достижения учителя
2012- I место на областном конкурсе сборника задач по биологии с экологическим и
национальным содержанием (творческая группа учителей города) в рамках I Съезда
учителей химии и биологии.
2012- III место на областном конкурсе с творческой группой учителей города в рамках I
Съезда учителей химии и биологии.
2010- Диплом за занятое Iместо в областном конкурсе «Лучший
цифровой образовательный ресурс» от начальника
областного управления образования -Бисембаевой С.И.
2009год-Алгыс хат от акима области Западно-Казахстанской
области Измухамбетова Б. педагогическое мастерство и
воспитание подрастающего поколения.
2008 год-Грамота от начальника городского отдела образования
Сапарова Д. К. за педагогическое мастерство , творческий
поиск и достижения в воспитании подрастающего
поколения.
2004 год-Грамота от директора областной станции юных
натуралистов Есбулсинова Е.Н. за активное участие
учащихся в городском празднике «День птиц».
Перспективы развития проекта
В настоящее время приоритетным направлением в работе с одаренными детьми является реализация задач формирования устойчивой мотивации у учеников на созидательное самовыражение личности, расширения сфер приложения способностей детей, поиск новых форм организации познавательной деятельности,
Литература:
-
Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
-
Блонский П.П. Возрастные особенности детей. - М., 1971.
-
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.
-
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
-
Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.
-
Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. - М.,1973.
-
Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". - 1986.- № 1.- С. 11-19.
-
Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.- 1972.- № 2. -С. 114-123.
-
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.- 1969. - № 1.
-
Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.- М.
-
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.
-
Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.- С.9-14.
-
Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.- № 6.
-
Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. - Уфа, 1988.
-
Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
-
Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. - М., 1985.
-
Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.
-
Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. - Ижевск, 1992.
-
Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.