Разработка конспекта урока по теме: Типы нервной деятельности

Данная разработка конспекта урока по теме "Типы нервной деятельности" содержит в себе интересные описания различных темпераментов человека. Конспект урока с успехом подойдет учителям-предметникам при подготовке к уроку, ученикам при поиске дополнительной информации. Для более легкого усвоения нового материала, приводятся пословицы и поговорки. В ходе урока учителем и учениками при благоприятном прохождении урока создается банк советов для устранения недостатков того или иного темперамента и раб...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Типы нервной деятельности

Цель и задачи урока:

- ознакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов, характерными признаками типов нервной системы;

- раскрыть понятие темперамент, характер, личность;

- показать роль окружающей среды на формирование типа нервной системы.

- рассмотреть основные особенности типов темперамента;

- выработать умение определять тип темперамента;

- выявить взаимосвязь темперамента и поведения человека.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме "Темперамент", компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем перейти к изучению новой темы, хочу попросить вас объяснить смысл одной известной русской пословицы: Посеешь характер - пожнешь судьбу. А какие калмыцкие пословицы вы знаете о характере человека?

Итак, сегодня на уроке мы выясним, от чего зависит характер человека, как формируются личностные качества людей, рассмотрим биологические основы характера и темперамента человека, познакомимся с 4-мя видами темперамента, а также создадим банк советов для устранения недостатков того или иного темперамента и работы над своим характером.

Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым членом классного коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.

Для этого мы вспомним, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной системе.

Изучение теоретического материала

Темперамент человека изучают с древних времен. Одним из первых исследователей темперамента был древнегреческий врач Гиппократ. Считалось, что темперамент - это смешение четырех стихий - воды, огня, земли и металла. Известно, что качества темперамента мы приобретаем по наследству, но в процессе жизни они могут изменяться. В силу того, что эти изменения происходят довольно медленно, принято считать, что темперамент человека является наиболее устойчивой его характеристикой. Тем не менее, с возрастом темперамент хотя и медленно, но меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, усилий человека, профессии, которую он выбирает, и, конечно, наследственности.

Психологическую основу темперамента составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, во-первых, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность), во-вторых, в его эмоциональной устойчивости или неустойчивости.

Рассмотрим каждый тип темперамента в отдельности.

Работоспособность меланхолика зависит от настроения, поэтому ему необходимо эмоциональная поддержка и регулярный отдых.

Меланхолик, человек которого "ведут" (руководителем он не может быть).

Меланхолики могут поддержать идею, они творческие люди, у них высоко развито воображение. При разговоре с меланхоликом нельзя использовать резких слов. Их нельзя ставить на ответственные и опасные участки. Меланхолики и сангвиники не уживаются друг с другом.

Холерики все схватывают на лету, быстрая смена чувств, высокая работоспособность, инициативны, работу доводят до конца. Это люди творчества, стремятся к самостоятельной работе, общительны, легко входят в контакт. С холериком нужно наладить хорошие отношения. В споре сильно возбуждаются. Холерика можно заинтересовать деньгами, пустой работой его не завлечешь. Он ставит перед собой цель, социальное положение для него очень важно. Легко сходится с сангвиником и меланхоликом. Соединение двух холериков невозможно!

Сангвиники отличаются высокой работоспособностью, дисциплинированностью и эмоциональной сдержанностью. Они легко откликаются на внешние впечатления и быстро переключаются с одной работы на другую.

Сангвиники быстро мыслят и чувствуют, у них живая речь. Плохо выполняют монотонную работу, хорошо работают на ответственных местах, при загруженности работой он чувствует себя хорошо. С подчиненными сангвиники находятся в строго деловых отношениях. Женщины - сангвиники очень чувствительные натуры, им необходима положительная оценка. Мужчины - сангвиники легко переносят замечания.

Флегматики достаточно работоспособны, хотя и менее активны сангвиника, а в эмоциональном отношении просто невозмутимые. Поэтому они редко гневаются и печалятся, правда, и радуются мало. Флегматики трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Они обычно замкнуты и медлительны. Флегматикам необходимо давать задание в письменной форме. В коллективе флегматики уживаются со всеми типами темперамента. Лидерами в коллективе бывают редко, но медленно могут повышать свою карьеру. Для флегматиков не важна материальная поддержка, а похвала за инициативу.

Понаблюдайте за вашими одноклассниками и постарайтесь на основании приведенной методики понять особенности их темперамента. Найдите различие между вашим темпераментом и темпераментом ваших одноклассников. Таким образом, вы сможете проанализировать причины многих разногласий между вами и раздражения во взаимоотношениях с ними.

Влияет темперамент и на выбор профессии. Как правило, человек выбирает те виды деятельности, которые соответствуют его темпераменту. Такие качества, как скорость выполнения тех или иных действий, общительность, эмоциональность могут стать определяющими в выборе профессии.

Учитель:

Итак, ребята, давайте подумаем над созданием банка советов для людей различных темпераментов.

Люди с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, внимательно слушают, легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности, и могут достаточно долго работать не утомляясь.

Поэтому таким людям рекомендуется частая смена видов деятельности. Им необходимо давать большой разнообразный объем работы, что может благотворно повлиять на интеллектуальный уровень человека.

Люди с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются, тем, что реактивность преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если "не нравится" - отключается мгновенно. Работоспособность у этих людей очень неустойчива.

Таким людям надо учиться сдерживать себя, усмирять свои негативные эмоции с помощью таких эффективных средств психической саморегуляции, как физические упражнения, холодный душ, задержка дыхания и т.д.

Люди, с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредотачивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут работать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание. Поэтому таким людям необходим индивидуальный подход, они требуют больше внимания со стороны окружающих.

Люди со слабым типом нервной системы мало активны (меланхолики): их не видно и не слышно ни на работе, ни на отдыхе; они очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать, не отвлекаясь, быстро утомляются.

Таким людям нужно повышать уверенность в себе. Следует больше заниматься самосовершенствованием, стараться преуспеть в каком либо деле, а также серьезно заниматься повышением энергетических возможностей своего организма (с помощью физических упражнений, закаливания, творческой работы).

В каждом коллективе есть люди, которых можно отнести к определенной группе, но у одних эти особенности проявляются достаточно четко, и сделать это довольно просто, а у других можно найти черты разных типов. Это, естественно, т.к. любое разделение на типы, группы, любое выделение каких-то общих качеств, закономерностей, и поэтому можно говорить лишь о преобладании черт какого-то одного типа, но и это не исключает наличие черт прямо противоположных.

Подведение итогов урока:

Темперамент - это первый уровень, основание структуры вашей личности. Другие качества как бы нанизываются на темперамент и зависят от него. Он определяет степень энергичности человека, скорость его действий, эмоциональность и способность переключаться с одной деятельности на другую.

В каждом темпераменте есть что-то хорошее…

Всегда можно найти хорошее в человеке с любым типом темперамента…

Нет плохих темпераментов, как и нет плохих людей…

Рефлексия

1. Какая реакция из четырех больше всего тебе близка по характеру?

Разработка конспекта урока по теме: Типы нервной деятельности

1. Выберите, пожалуйста, то выражение лица, которое соответствовало вашим эмоциям на этом уроке (подчеркните его)

Разработка конспекта урока по теме: Типы нервной деятельности

Поставьте оценку за урок:

Себе -

Учителю -

Поделитесь впечатлениями о проведенном уроке (кратко): ……….

Д/з: §28-37 подготовиться к контрольной работе


© 2010-2022