Рабочая программа по биологии

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного стандарта на основе примерной программы, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой.  Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года   Рабочая программа включает следующие структур...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Луговская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор МКОУ Луговской СОШ

_____________ __________________

Протокол № от Приказ № от

« » 2014 г. « » 2014г.




Рабочая программа по биологии для 7 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы по биологии под редакцией

Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С,


Составитель: учитель

Маркова Наталья Михайловна


село Луговское

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, образовательной программы основного общего образования и на основе авторской программы Пономаревой И. Н. и коллектива авторов.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1.Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2008. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).

2 В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008

3. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72 с.

4. В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф, 2006.

5. Шурхал Л.И. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.2. - М.: Школа-Пресс, 2001.

6. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др. / под ред. Н.М. Черновой. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2001.

7. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. Ч.1. - М.: Школа-Пресс, 199

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, последовательность тем отражает эволюционный процесс развития животного мира - от простейших организмов к млекопитающим. Биологические явления рассматриваются от клеточного уровня организации жизни к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Структура содержания раздела является оптимальной. Введены некоторые изменения по количеству часов и по содержанию.

В рабочей программе предусмотрены разнообразные формы организации учебного процесса, проведение лабораторных и практических работ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе ИК.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки

усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, лабораторные и практические работы.

Содержание программы


Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных Кировской области. Красная книга Кировской области.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

Учащиеся должны знать

Систематические категории. Сходство и различие растений и животных. Среды жизни. Взаимосвязи животных в природе: симбиоз, хищничество, паразитизм. Биоценозы.

Краткую историю изучения животных. Квартирантство. Конкуренция. Биогеоценозы.

Учащиеся должны уметь

Давать определения понятий. Перечислять черты сходства и отличия животных от растений. Перечислять взаимосвязи животных в природе.

Делать выводы (о чем говорит сходство и различие животных от растений). Показывать взаимосвязи животных в природе.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Зоология. Царство. Тип. Класс. Отряд. Вид.

Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Биоценоз

Подцарство. Подтип. Семейство. Род. Квартиранство. Конкуренция. Биогеоценозы.


Тема 2. Строение тела животных (3 часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»


Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение строения инфузории-туфельки

Учащиеся должны знать

Общая характеристика одноклеточных. Строение и функции одноклеточных организмов: амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории - туфельки. Значение их в природе и жизни человека.

Взаимосвязь строения одноклеточных с функциями. Других представителей одноклеточных организмов.

Учащиеся должны уметь

Давать характеристику простейших. Узнавать на рисунках, таблицах основных представителей простейших. Рассматривать микропрепараты и зарисовывать одноклеточные организмы.

Сравнивать строение простейших организмов и делать выводы. Готовить микропрепараты простейших.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Одноклеточные организмы. Ложноножки. Реснички. Жгутики. Пищеварительная и сократительная вакуоль. Циста. Светочувствительный глазок. Хлоропласты. Раздражимость. Автотрофное и Гетеротрофное питание.

Обмен веществ. Вольвокс. Малярийный плазмодий. Колониальный организм. Радиолярии.

4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

Учащиеся должны знать

Признаки многоклеточного организма. Общую характеристику типа. Среда обитания и внешнее строение гидры. Строение и значение эпителиально-мускульных, нервных, стрекательных, пищеварительных, половых клеток. Что такое рефлекс, регенерация. Размножение гидры.

Взаимосвязь строения с функциями. Многообразие и значение морских кишечнополостных.

Учащиеся должны уметь

на базовом уровне

на повышенном уровне

Давать общую характеристику типа. Перечислять процессы жизнедеятельности. Узнавать на рисунках, таблицах представителей типа.

Показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями. Обосновывать процессы жизнедеятельности.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Кишечнополостные. Гидра. Полип. Лучевая симметрия. Эпителиально-мускульные клетки. Стрекательные клетки. Нервные клетки. Рефлекс. Половые клетки. Почкование. Регенерация. Яйцеклетка. Сперматозоид.

Медузы. Актинии. Кораллы. Эктодерма. Энтодерма. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Жизненные формы.

Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов) Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Обобщение знаний по теме «Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

Учащиеся должны знать

Общую характеристику типов и классов: Сосальщики, Ленточные, Малощетинковые. Что такое орган, система органов. Приспособления к паразитизму. Меры борьбы с паразитами. Роль в природе и жизни человека.

Ресничные. Многощетинковые. Взаимосвязь строения с функциями. Циклы развития. Причины упрощения организации паразитических червей.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типов и классов. Приводить примеры органов и систем органов. Узнавать на рисунках, таблицах представителей разных типов и классов. Наблюдать за объектами и описывать их.

Показывать усложнение червей в процессе эволюции. Раскрывать взаимосвязь строения с функциями. Делать выводы, сравнивать, обобщать.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Плоские, круглые, кольчатые черви. Сосальщики. Ленточные. Малощетинковые. Мезодерма. Ткань. Орган. Система органов. Двусторонняя симметрия. Гермафродиты. Раздельнополые. Яичники. Семенники. Замкнутая кровеносная система.

Ресничные. Многощетинковые. Цикл развития. Дегенерация. Кожно-мускульный мешок. Целом.

Тема 6. Тип Моллюски (5 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.

Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»

Учащиеся должны знать

Признаки типа. Внешнее и внутреннее строение прудовика (или беззубки). Роль в природе и жизни человека. Многообразие моллюсков. Черты приспособленности к среде обитания.

Признаки классов. Соответствие строения выполняемым функциям.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности. Узнавать представителей типа на рисунках, таблицах. Работать с натуральными объектами.

Показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями. Доказывать, что моллюски - высокоорганизованные беспозвоночные животные. Сравнивать представителей разных классов.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Моллюски. Двустворчатые. Брюхоногие. Раковина. Мантия. Мантийная полость. Двусторонняя симметрия тела. Легкое. Жабры.

Головоногие. Вводной сифон. Выводной сифон. Раздельнополые животные.


Тема 7. Тип Членистоногие (8 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения насекомого

Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»

Учащиеся должны знать

Признаки типа, классов. Внешнее строение речного рака, паука крестовика, насекомого. Внутреннее строение речного рака, насекомого. Черты приспособленности организмов к среде. Стадии развития полного и неполного превращения. Охраняемых насекомых Кировской области. Многообразие ракообразных, паукообразных, насекомых. Роль в природе и жизни человека. Методы борьбы с насекомыми-вредителями.

Признаки важнейших отрядов. Соответствие строения выполняемым функциям. Основы поведения насекомых. Черты сходства и отличия стадий. Охраняемых насекомых России. Шелководство, пчеловодство.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типа, классов. Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей разных групп. Находить отделы тела. Зарисовывать внешнее строение насекомого.

Сравнивать представителей разных классов и отрядов. Доказывать, что членистоногие высокоорганизованные беспозвоночные.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Членистоногие. Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Наружный скелет. Хитин. Общественные насекомые. Полное превращение. Неполное превращение. Инстинкт. Методы борьбы с насекомыми вредителями.

Трахеи. Дыхальца. Железы. Мальпигиевы сосуды. Энцефалит. Биологический способ борьбы.

Тема 8. Тип Хордовые (32 часа)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Тема 8.1 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 часов)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Кировской области. Акклиматизация рыб и ее обоснование. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.

Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»

Учащиеся должны знать

Признаки типа Хордовые. Признаки надкласса. Внешнее строение рыб. Внутреннее строение рыб. Многообразие и значение рыб. Охраняемые виды рыб Кировской области.

Признаки подтипа Бесчерепные, подтипа Черепные. Признаки отрядов надкласса Рыбы. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания. Взаимосвязь строения с функциями. Обмен веществ. Поведение рыб.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типа, подтипов, надкласса. Находить отделы тела, части тела. Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей надкласса. Зарисовывать внешнее строение рыбы.

Перечислять признаки отрядов. Показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями. Обосновывать необходимость охраны некоторых видов рыб.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Хорда. Позвоночник. Костные рыбы. Хрящевые рыбы. Нерест. Боковая линия. Плавники. Череп. Внутренний скелет. Плавательный пузырь. Головной мозг. Спинной мозг. Артерии. Вены. Капилляры. Венозная кровь. Артериальная кровь. Один круг кровообращения.

Проходные рыбы. Кистеперые рыбы. Передний мозг. Средний мозг. Промежуточный мозг. Мозжечок. Продолговатый мозг. Рефлекс. Холоднокровные. Акклиматизация.

Тема 8.2 Класс Земноводные (5 часов)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных

на базовом уровне

на повышенном уровне

Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных. Нервная система и органы чувств. Размножение и цикл развития. Многообразие: Хвостатые, Бесхвостые. Происхождение земноводных. Значение земноводных. Охраняемые виды Кировской области.

Внешнее строение земноводных со средой обитания. Особенности строения в сравнении с надклассом Рыбы. Охраняемые виды России.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Находить отделы тела. Распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах представителей различных отрядов.

Признаки отрядов. Сравнивать представителей разных отрядов. Применять знания для охраны некоторых видов.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Земноводные. Хвостатые. Бесхвостые. Непрямое развитие. Головастик. Кожное дыхание. Два круга кровообращения. Холоднокровные.

Клоака.


Тема 8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Охраняемые виды Кировской области.

Черты сходства и отличия с земноводными. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к наземному образу жизни. Происхождение пресмыкающихся. Охраняемые пресмыкающиеся России.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Распознавать представителей разных отрядов на рисунках, таблицах, влажных препаратах.

Доказывать происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся; объяснять, чем они обусловлены.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Пресмыкающиеся. Чешуйчатые. Черепахи. Крокодилы. Регенерация. Прямое развитие.

Подотряды. Внутреннее оплодотворение. Третье веко. Стегоцефалы.

Тема 8.4. Класс Птицы (7 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения птицы.

Изучение перьевого покрова и различных типов перьев.

Экскурсия. Знакомство с птицами леса.

Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Размножение птиц. Строение яйца. Забота о потомстве. Поведение птиц. Безусловные рефлексы. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе (гнездование, кочевки, перелеты). Экологические группы птиц (леса, луга, парка). Роль птиц в природе и жизни человека. Птицеводство.

Черты сходства и отличия с пресмыкающимися. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Условные рефлексы. Доказательства происхождения птиц. Причины перелетов и способы их изучения.. Приспособленность к среде обитания. Мероприятия по охране птиц. Происхождение домашних птиц. Породы домашних птиц.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Распознавать представителей разных экологических групп. Находить отделы тела птицы, отделы скелета, основные части перьев. Зарисовывать внешнее строение птицы, строение пера. Применять знания для охраны редких птиц.

Находить особенности во внешнем и внутреннем строении и в строении скелета, связанные с полетом. Доказывать происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Различать перья на натуральных объектах.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Теплокровность. Безусловные рефлексы. Гнездовые птицы. Выводковые птицы. Перелетные птицы. Кочующие птицы. Оседлые птицы. Токование.

Условные рефлексы. Надотряды. Археоптерикс. Экологические группы птиц.


Тема 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

Внешнее строение.

Изучение строения скелета млекопитающих.

Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие млекопитающих. Отряды класса Млекопитающие. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные животные. Происхождение домашних животных.

Черты сходства и отличия с пресмыкающимися. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение в сравнении с другими классами типа Хордовые. Доказательства происхождения млекопитающих. Черты приспособленности представителей отрядов к среде обитания. Мероприятия по охране млекопитающих. Породы сельскохозяйственных животных.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Определять систематическое положение представителей разных отрядов.

Находить черты усложнения млекопитающих во внешнем и внутреннем строении. Доказывать происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Млекопитающие. Звери. Волосяной покров. Живорождение. Яйцекладущие. Животноводство.

Диафрагма. Плацента. Беременность. Роды. Экологические группы зверей. Реакклиматизация. Звероводство.

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (4 часа)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Кировской области.

Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса.

Учащиеся должны знать

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Понятие о естественном отборе и искусственном отборе. Основные этапы происхождения животных. Причины эволюции (по Ч. Дарвину).

Сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора. Усложнение строения в процессе исторического развития животного мира. Несостоятельность взглядов о неизменности мира.

Учащиеся должны уметь

Перечислять доказательства эволюции

Использовать знания для доказательства эволюции животного мира

Термины и понятия, над которыми надо работать

Эволюция. Палеонтология. Эмбриология. Наследственность. Изменчивость. Естественный отбор. Искусственный отбор.

Борьба за существование. Этапы эволюции.


Учебно-тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

1. Общие сведения о мире животных

5


2. Строение тела животных

3


3. Подцарство Простейшие

4

Лаб.р.№1 Строение и передвижение инфузории - туфельки»

4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

2


5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6


6. Тип Моллюски

5

Лаб.р.№2 «Изучение строения раковин моллюсков»

7. Тип Членистоногие

8

Лаб.р.№3 «Внешнее строение насекомого»

8. Тип Хордовые

32

Лаб.р.№4 «Внешнее строение рыб, особенности передвижения рыб»

Лаб.р.№5 «Скелет рыб»

Лаб.р. № 6 «Внутреннее строение рыб»

Лаб.р.№7 « Внутреннее строение лягушки»

Лаб.р.№8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лаб.р.№9 «Строение скелета птицы»

Лаб.р.№10 «Строение скелета млекопитающих»

9. Развитие животного мира на Земле

4

Экскурсии

2

Итого

70


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов: животных, животных своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- оказания первой помощи при укусах животных;

- выращивания домашних животных, ухода за ними

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).


Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2.Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2.Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.


Оценка «4» ставится, если ученик

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.


Оценка «3» ставится, если ученик:

1.Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.


Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса биологии «Животные» 7 класс


Название темы урока

Кол-во

часов

Элементы содержания в соответствии

Тип урока

Л.Р. и демон - ции, наблюдения.

Д\З

Месяц / неделя




Тема: 1 «Общие сведения о мире животных» - 5 часа

1

Зоология - наука о животных

1

Зоология - наука о царстве Животные. Их отличие от растений. Распространение. Дикие и домашние животные.

Изучения нового материала


§1


Сентябрь

I

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи в природе

1

Пять сред обитания и их особенности

Комбинированный

§2


3

Экскурсия №1 многообразие животных в природе. Обитания в сообществах.




II


4

Классификация

и основные систематические единицы животных.

1

Понятие систематики, категории животных

Комплексного применения


§3,4


5

Краткая история развития зоологии.

1

Ученые- зоологи мира. Роль экспедиции в изучении мира животных. Роль эволюционного учения в развитии биологии

Комплексного применения


§5


II


Тема 2 «Строение тела животных» - 3 часа

6

Клетка.

1

Органоиды клетки,

Изучения нового материала

§6


III

7

Ткани.


ткань, виды тканей, особенности тканей


§7


IV


8

Органы и системы органов.

1

Орган, Основные органы и системы

Комбинированный


§8



Тема 3 «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные»» - 4 часа.

9

Класс Саркодовые

1

Признаки типа, строение и процессы жизнедеятельности амебы

Урок изучения нового материала


§9


Октябрь

I

10

Класс Жгутиконосцы


1

Строение и процессы жизнедеятельности

эвглены

Комплексного применения


§10

11

Подтип Инфузории

1

Строение и процессы жизнедеятельности инфузории

Комплексного применения

Лаб.р.№1 Строение и передвижение инфузории - туфельки»

§11


II

12

Многообразие Простейших

1

Болезни, вызванные простейшими, и их признаки

Обобщения и систематизации

П.р. № 1Расмотрение других простейших.

§12



Тема:4 «Тип Кишечнополостные» - 2 часа

13

Общая характеристика типа. Кишечнополостные.

1

Общие черты, связь со средой обитания

Строение и процессы жизнедеятельности гидры, связь со средой обитания

Изучения нового материала

§13


III

14

Морские кишечнополостные. Значение в природе и жизни человека

1

Особенности строения морских представителей, значение

Изучения нового материала

§14



Тема 5 «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви» - 6 часов

15

Тип Плоские черви. Белая планария

1

Внешнее строение, усложнение

Изучения нового материала


§15


IV

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

Цикл развития, приспособления к паразитизму, профилактика

Комплексного применения знаний

§16


17

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

1

Цикл развития, приспособления к паразитизму, меры профилактики

Изучения нового материала


§17


V

18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые

1

Особенности типа, связи со средой обитания

Изучения нового материала

§18


19

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые

1

Строение и связи со средой обитания

Комплексного применения знаний


§19


Ноябрь

II

20

Обобщение знаний

1

Черты усложнения, общие черты, особенности в связи со средой обитания

Обобщения и систематизации





Тема 6 «Тип Моллюски» - 5 часа.

21

Общая характеристика типа Моллюски

1

Признаки типа

Изучение нового материала

Л.р. № 2 Изучение строение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

§20


III

22

Класс брюхоногие моллюски

1

Строение тела и раковины, внутреннего строения

Изучение нового материала


§21


23

Класс Двустворчатые моллюски

1

Строение тела и раковины, внутреннего строения

Комплексного применения

§22


IV

24

Класс Головоногие моллюски

1

Строение внешнее и внутреннее

Обобщения и систематизации

§23


IV

25

Обобщение знаний по теме «моллюски»




I


Тема 7 «Тип Членистоногие» - 8 часов.

26

Класс Ракообразные

1

Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения

Изучения нового материала


§24


Декабрь

I

27

Класс Паукообразные


1

Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения

Изучения нового материала


§25


II

28

Класс Насекомые

1

Органы внешнего строения, черты усложнения

Комплексного применения знаний

§26


29

Типы развития насекомых. Отряды насекомых.

1

Стадии двух типов развития и их биологическое и экологическое значение

Комбинированный

Лаб.р.№3 «Внешнее строение насекомого»

§27


III

30

Отряды насекомых




31

Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Полезные общественные насекомые

1

Особенности поведения и жизнедеятельности общественных насекомых

Применения знаний

§28


IV

32

Насекомые - вредители и переносчики заболеваний

1

Вред, наносимый насекомыми, и меры борьбы с ними

Применения знаний

§29


33

Обобщение знаний.


Общая характеристика членистоногих. Насекомые. Эволюция органов и систем органов беспозвоночных.



Январь

III


Тема:8 «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы» - 6 часов

34

Хордовые. Примитивные формы.

1

Общие признаки хордовых животных, подтип бесчерепные Ланцетник, подтип черепные.

§30


III

35

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания

1

Роль ланцетника как научного объекта, Строение тела, роль плавников и чешуи

Изучения нового материала и первичного закрепления

Лаб.р.№4 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

§31


IV

36

Внутреннее строение костной рыбы, скелет

1

Строение отдельных систем. Строение различных отделов и позвонков

Применения знаний

Лаб.р.№5 изучение скелета рыб

Лаб.р.№6 «Внутреннее строение тела рыбы»

§32


37

Особенности размножения рыб

1

Особенности размножения, стадии развития

Изучение нового материала

§33


V

38

Основные систематические группы рыб

1

Признаки отрядов

Комбинированный

§34


39

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана

1

Меры сохранения их разнообразия, редкие виды

Обобщения и систематизации

§35


Февраль

I


Тема 9 « Класс Земноводные» - 5 часа.

40

Среда обитания и

Строение скелета земноводных

1

Отделы и их строение

Комплексного применения знаний


§36


I

41

Строение и деятельность внутренних органов.

1

Общее строение систем и черты усложнения

Комбинированный.

Л.р. № 7 изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.

§37


II

42

Годовой жизненный цикл и происхож-дение земноводных

1

Стадии развития

Комплексного применения знаний

§38


43

Многообразие и значение Земноводных

Обобщение знаний

1

Роль в природе, в деятель-ности человека, редкие виды

Комбинированный.

§39


III

44

Обобщение знаний по теме «класс Земноводные»





Тема 10 « Класс Пресмыкающиеся» - 4 часа.

45

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся

1

Черты усложнения, особенности в связи с наземной средой

Изучение нового материала


§40


IV

46

Особенности внутреннего строения

1

Черты усложнения

Комплексного применения знаний


§41


47

Многообразие пресмыкающихся

1

Представителей отрядов и признаки отрядов

Комплексного применения знаний


§42


Март

I

48

Значение пресмыкающихся, их охрана. Древние пресмыкающие

1

Меры охраны, редкие виды

Обобщения и систематизации


§43



Тема 11 « Класс Птицы» - 7 часов.

49

Среда обитания и внешнее строение птиц.

1

Отделы тела, строение пера

Изучение нового материала

Лаб.р.№8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

§44


II

50

Скелет и мышцы птиц.


1

Отделы скелета и его изменение в связи с полетом

Изучение нового материала

Лаб.р.№9 «строение скелета птицы»

§45


51

Внутреннее строение птиц.

1

Строение отделов и приспособления к полету

Комбинированный

§46


III

52

Размножение и развитие птиц.

1

Строение яйца, типы развития,

Комплексного применения знаний

Наблюдение «Строение яйца»

§47


53

Сезонные явления в жизни птиц.

1

Годовой цикл

Комбинированный

§48


Апрель

I

54

Многообразие птиц. Систематические группы птиц.

1

Признаки отрядов, представителей,

Комплексного применения знаний

§49


55

Значение и охрана птиц.

Экскурсия №2 знакомство с птицами леса.

1

Значение птиц и меры охраны

Обобщения и систематизации

§50


II


Тема:12 «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие» 8 часов

56

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

1

Строение кожи, отделы тела, органы чувств

Изучение нового материала


§51


II

57

Внутреннее строение млекопитающих.

1

Строение систем и некоторых органов их место

Комбинированный

Л.р. № 10 Изучение строения скелета млекопитающих

§52


III

58

Размножение и развитие млекопитающих.

1

Оплодотворение, матка, роды,

Преимущества внутриутробного размножения

Комбинированный

§53


59

Происхождение млекопитающих


§54


IV

60

Отряды плацентарных млекопитающих.

1

Признаки отрядов и семейств, представители

Изучение нового материала

§55


61

Отряды плацентарных млекопитающих.

1

Признаки отрядов и семейств, представители

Изучение нового материала

§56


V

62

Отряды плацентарных млекопитающих.

1

Признаки отрядов и семейств, представители

Изучение нового материала

§57


Май

I

63

Экологические группы млекопитающих

1

Признаки экологических групп, представителей

Комбинированный

Определение уровня сформированности системы знаний

§58



I

64

Значение млекопитающих

1

Место животных в природе, редкие виды

Контрольно - учетный

Определение уровня обученности

§59


II


Тема 13 «Развитие животного мира на Земле» - 4 часа

65

Доказательства эволюции животного мира. Учение Дарвина об эволюции.

1

Понятие и доказательства

Урок изучения нового материала

§60


II

66

Основные этапы эволюции беспозвоночных животных

1

Основные этапы

Комплексного применения

Работа с текстом/ подготовка презент.

§61


III

67

Итоговое повторение

1



III

68

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Животные»

1

Роль и место животных как потребителей органического вещества

Контрольно - учетный


IV

69-70

Резервные уроки

2



IV

Дополнительная литература

- для учителя:


  1. Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. - Ярославль: Академия развития, 2003.

  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

  4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

  5. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  6. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.

  7. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. - М.: АСТ-Астрель, 2002.

  8. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2000.

  9. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.

  10. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  11. Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.

  12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996.

  13. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.

  14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  15. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.

  16. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  17. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.:Дрофа, 2004. -224 с.

- для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. - 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. - 480 с.: ил.;



© 2010-2022