Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Место проведения: коммунальное государственное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 имени К.Ушинского

Учитель биологии: Лилиана Яковлевна Алыбаева


Разработка урока


Тема урока: Опорно-двигательный аппарат человека



Цель урока:

1. Создание условий для усвоения и углубления учащимися знаний об отделах скелета, их функциях, установить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудом.

Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.

2. Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой.

3. Определить основные навыки по сохранению правильной осанки и связать их со здоровьем человека.

Задачи урока:

1.Обучающая - познакомить со строением и функциями отделов скелета человека, туловища, верхних и нижних конечностей; показать сходство строения скелета млекопитающих и человека; раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью; связывать особенности строения с выполняемыми функциями.

2.Развивающая - развивать самостоятельность, творческие навыки, способствовать развитию умения сопоставлять факты.

3.Воспитательная - создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивное оборудование, презентация

Методы: частично - поисковый, репродуктивный.

Приемы: работа с тестом, интерактивными рисунками, эвристическая беседа, беседа, работа по заполнению шаблонов слайдов.

Виды и формы контроля: текущий, беседа по созданной презентации

Педагогическая технология: здоровьесберегающая, критическое мышление

Ход урока: (В.О.Р.)

1.Организационный момент. Вызов:

Определение темы урока.

Учитель: посмотрите внимательно на слайд №2 и кажите, что объединяет все эти организмы? Правильно: движение.

Сегодня мы постараемся углубить и расширить ваши представления и знания о движении человека.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при проявлении злости - 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц.

Слайд № 3 Эпиграф урока: : «Хочешь быть здоровым - бегай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай»

Слайд № 4

Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат


Слайды № 5-13

Но прежде я предлагаю вам выполнить задание из рубрики

«Верите ли вы, что…?»

15 интересных фактов о скелете

1. Кости - единственный твердый материал в нашем теле. Если бы скелет человека был стальным, то вес тела доходила бы до 180-240 кг.

2. Скелет младенца состоит из 350 костей, которые постепенно срастаются. В скелете взрослого человека остается всего 206 костей.

3. Сразу после рождения, все кости новорожденного очень мягкие и гибкие. Если кости не были бы такими, то малыш не смог бы появиться на свет.

4. В каждой ноге человека находится 26 косточек.

5. Живая кость содержит в себе: 50% воды, 12,5% органических веществ, 21,8% неорганических веществ, а также 15,7% жира.

6. Кости участвуют в обмене минеральных веществ. В них содержится 98% всех неорганических элементов организма: кальция 99% (около 1200 г), фосфора 87% (530 г.), магния 58% (11 г). Это основные вещества, но есть еще медь, цинк, алюминий, барий, кремний, фтор и другие - всего до 30.

7. Если человек долго пролежит на больничной койке, то кость теряет около 50% кальция. В ее структуре происходит перестройка, и она может стать тоньше.

8. Когда спортсмены тренируют мышцы, кости тоже «тренируются». Тренировки и физические нагрузки укрепляют их. Чем больше нагрузка на кости и мышцы, окружающие ее, тем она прочнее.

9. В костной ткани в течение всей жизни «трудятся» миллиарды клеток, среди которых различают клетки-разрушители и клетки-восстановители.

10. Человеческий скелет полностью обновляется каждые три месяца.

11. При рождении у нас отсутствуют коленные чашечки, и появляются они только в возрасте от 2 до 5-6 лет

О каких органах сегодня на уроке пойдёт речь?

Ученики: о скелете и мышцах.

Слайд № 14 Итак, тема нашего занятия: Опорно-двигательный аппарат человека

Слайд № 15 Ваше задание «Да - нетка» работа в парах

Ваша задача в этом задании необходимо найти правильные утверждения и выписать их номера.

Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь.


  1. У детей количество костей около 206, а у взрослых чуть более 356. (нет)

  2. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. (да)

3. В позвоночнике соединение костей подвижное - суставы. (нет)

4. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.(нет)

5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. (нет)

6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.(нет)

7. Пояс верхних конечностей образован тазовыми костями.(нет)

8. Самые крупные кости в скелете человека - берцовые.(да)

9. Желтый костный мозг - место образования клеток крови.(нет)

10.У человека в черепе преобладает лицевой отдел.(нет)

11.При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.(да)

12. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.(нет)

Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям.

Слайд № 16 у вас получились следующие цифры: 28.11(день нашего занятия)

Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю в ходе дальнейшей работы, чтобы каждый из вас нашел ответ на свои вопросы.

(постановка цели обучения для учащихся) Что бы вы хотели узнать?


  1. Осмысление.

twig-bilim.kz/mindmap/1545/human-body/

Образовательный фильм .Орагнизм человека- мышцы и кости

Слайд № 18. Почему скелет - пассивная часть, а мышцы активная часть ОДА?

Слайд № 19-20. Как соединяются кости скелета? Что обеспечивают суставы?

Слайд № 21. Показываю и называю отделы и кости скелета на муляже и слайде

Слайд № 22. Задание 1.Собери скелет (работа в парах)

Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат

Каждая пара получает конверт с изображением костей. Ваша задача подписать и правильно разместить кости на схеме человека (рисунок на листе формата А3). Используйте материал учебника. По итогам работы получаем схему - рисунок скелета, который пригодится в дальнейшем при изучении функций ОДА и служит результатом (проектом) данного урока.

Молодцы. Вы правильно определили анатомическое строение скелета.

Слайд № 24. Проверьте результаты своей работы, оцените работу группы.

Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат
Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат

Слайд № 25. Следующее задание №2 поможет нам узнать, какую роль играют отделы скелета. «Горячий стул». Задание: представитель группы выходит к доске, становится спиной к интерактивной доске, появляется изображение отдела скелета, группа должна описать отдел скелета используя ассоциации, представитель должен угадать о, каком отделе идет речь.

Группа 1.Череп

Группа 2.Грудная клетка

Группа 3. Скелет верхних конечностей

Группа 4. Скелет нижних конечностей

Слайды № 26-29. В чем же особенность костей?

Правильно - В строении.

Рассмотрим строение кости, и докажем, что ее свойства зависят от строения. - Ребята, назовите основную ткань, из которой построена кость?

Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение.

Демо версия 2

Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат

Снаружи кость покрыта надкостницей - тонкой, но весьма прочной оболочкой. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний - более грубый, волокнистый, с множеством кровеносных сосудов и нервов, и внутренний - тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний - образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в росте кости. Под надкостницей находится плотное компактное вещество - костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы. Ученые установили, что костные пластинки, входящие в состав костной ткани, располагаются не хаотично, а по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.

За компактным веществом прячется губчатое. В губчатом веществе есть ячейки, в которых расположен красный костный мозг. У взрослых он содержится в плоских костях, в губчатых, и на концах (эпифизах) трубчатых костей. Приведите примеры указанных типов костей. В красном костном мозге находятся клетки крови и их предшественники, жировые клетки, кровеносные сосуды и межклеточное вещество. Красный костный мозг - орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость в диафизах заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.

Губчатое вещество - более пористое по строению, и состоит из тонких перекладин. Они в основном параллельны костной оси и многократно соединяются друг с другом. Именно такие костные трубочки работают на сжатие и на изгиб, поэтому кости обладают значительным запасом прочности. Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни - Эйфелевой.

Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат

Повторим основные понятия по строению кости: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат

Итак, мы рассмотрели строение кости, и теперь можем ответить на вопрос: "Зависят ли свойства кости от ее строения?".

Вывод: Свойства кости зависят не только от состава, но и от строения.

Практическое задание № 3

Найди кость с помощью микроскопа (практические навыки работы с оборудованием).

В одном из микроскопов закреплена костная ткань. В каком? (представители 4 групп выхолят к доске)

А теперь проверим, как вы усвоили тему в виде разминки. (3мин.)

Учитель - выполняем движения: наклон головы вперед, назад, вправо, влево, вращательные движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах, делаем полуприсяд работают (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы)

Как вы уже знаете кости для прочности костей очень важны минеральные соли

Слайд № 32 На заметку!

Для крепости костей важно, чтобы в составе костей были все необходимые вещества, а кальций не только попал в организм, но и «добрался» до костной ткани. Существуют продукты, которые препятствуют этому, поэтому их потребление желательно ограничивать.

Сладкая газировка (например Кока-кола) содержит ортофосфорную кислоту, которая ускоряет выведение кальция.

Кофе и другие напитки, содержащие кофеин, вымывают кальций из костей.

Спиртные напитки: алкоголь блокирует усвоение кальция.

Шпинат, щавель и другие продукты, богатые щавелевой кислотой, препятствуют усвоению кальция.

Важно: физическая нагрузка и правильное питание

Слайд № 33

Первичная проверка знаний

Задание 4 «Дополни фразу»

1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).

2. Скелет головы . . . (череп) .

3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).

4. Грудная клетка состоит из . . . (12 позвонков, ребер и грудины).

5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).

6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).

7. Три кости скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).

8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).

9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).

10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).

11. Полости трубчатых костей заполнены . . . (костным мозгом).

12. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).

13. Мышцы прикрепляются к костям с помощью . . . (сухожилий).

14. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической).

15. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется . . . (статической).

16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).

17. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).

18. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

Слайд № 33-34 работа с материалами слайда. Функции скелета и выводы по итогам урока.

Слайд № 35-36Учащиеся должны самостоятельно выработать правила гигиены ОДА.

Слайд № 37 биологические задачи

Слайд № 38 Активизация знаний учащихся. Тест bilimland.kz/

(8 класс- скелет человека и его отделы

Строение костей, состав, рост, соединение. Суставы)

проверка результатов и выставление итоговой отметки за урок с учетом работы на уроке(оценка и самооценка учащихся)

Слайд № 39

Какие моменты урока вызвали затруднение? Рефлексия (смайлики)

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Какие моменты урока запомнились больше всего?

  3. Получили ли ответы на свои вопросы?

  4. Понравилась ли работа класса?

Домашнее задание

Предлагается на выбор выполнить один из проектов:

  1. Скелет человека в 3000 году.

  2. Диета для больных остеопорозом.

  3. Диета для пациентов с переломом кости.

  4. Кроссворд « Опорно-двигательная система».



Технологическая карта тема урока Опорно-двигательный апппарат

Интересные факты о скелете человека

Скелет образует прочный каркас нашего тела, который защищает внутренние органы и служит механической опорой для мягких тканей. В теле ребенка присутствует больше 300 костей, а в теле у взрослого - около 206. При этом четверть всех костей человека сосредоточена в ногах. О возможностях и строении наших костей расскажут интересные факты о скелете человека.

  1. Сразу после рождения у человека кости мягкие и гибкие, а их количество доходит до 350 штук. Но постепенно кости срастаются и твердеют.

  2. Костная ткань содержит 50% воды, а также органические и неорганические вещества.

  3. Если человек начинает стремительно набирать вес, то опорная бедренная кость во избежание искривления тоже начинает расти и становится толще.

  4. Спортивные тренировки укрепляют не только мышцы, но и кости. Чем большую нагрузку оказывать на кости, тем прочнее они становятся.

  5. Самые маленькие кости в теле человека - слуховые косточки молоточек, наковальня и стремечко. Масса каждой из этих косточек - от 2 до 4 мг, при этом они не меняются с возрастом.

  6. В костной ткани существуют клетки-разрушители и клетки-восстановители.

  7. Изгибающаяся под углом головка бедренной кости в том месте, где она входит в сустав, не ломается под тяжестью тела благодаря сети миниатюрных косточек, которые расположены в строгой геометрической структуре.

  8. Бедренная кость - самая большая в теле человека и составляет 27,5% от роста.

  9. Костный мозг человека весит около 2600 г. За 70 лет жизни костный мозг вырабатывает около 650 кг эритроцитов и 1 т лейкоцитов.

  10. Кости человека в 2,5 раза превосходят гранит по прочности и имеют упругость намного выше, чем упругость древесины дуба.

  11. Тридцать три или тридцать четыре позвонка в позвоночнике человека обеспечивают прямохождение, а больше всего костей имеют ступни и запястья рук.

  12. Известно ли вам, что наш скелет постоянно обновляется? Каждые 7 лет наши кости претерпевают полное обновление




Вопросы 1 команде:

Задание 8. Игра «Кто лишний?»

Бедренная кость Запястье Лобная кость

Локтевая Пясть Теменная

Большая берцовая Предплюсна Височная

Малая берцовая Пальцы кисти Верхнечелюстная

Задание 9. Под микроскопом.

В одном из микроскопов закреплена мышечная ткань. В каком?

Возможно, помощь в решении этих проблем может оказать применение в практике работы учителя современных педагогических технологий. Например, на уроках в 8 классе я часто использую технологии проблемного, группового обучения, методы и приёмы технологии проектной деятельности. Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс. При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). На стадии осмысления школьники вспоминают всё, что знали по теме урока, определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта учащихся. На этапе осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, прослушивание голоса диктора, изучение схемы, выполнение лабораторной работы. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока: организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, активно перестраивают свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы , что они узнали на уроке, чему научились.

раздаточный материал (задания из рубрики «Верите ли вы, что…»,

КОНКУРС 5. «Найди ошибку».

На рисунках есть ошибки. Исправьте их, пользуйтесь при этом карточками с цифрами, которые находятся в конвертах на ваших столах.

11


© 2010-2022