Разработка обобщающего урока биологии по разделу Жизнь на Земле

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 п. Бира»













Конспект обобщающего урока по природоведению в 5 классе

по теме

«Жизнь на Земле»















Учитель биологии:

Павлова Елена Петровна






п. Бира, 2016 г

Тема: Обобщающий урок по разделу : «Жизнь на Земле».

Место урока:

урок проводится для учащихся 5 класса после изучения темы «Жизнь на Земле».

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле:

- об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении;

- о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них;

- о распределении растений и животных на материках и важнейших природных зонах Земли.

Задачи:

1. Образовательные

  • систематизировать и обобщить знания о различных проявлениях жизни на Земле;

  • способствовать обучению школьников применять учебный материал в знакомой и новой учебных ситуациях;

  • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.

2. Воспитательные

  • способствовать воспитанию культуры общения,

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха.

3. Развивающие

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развитие логического мышления);

  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы;

  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся обобщают и систематизируют знания о живых организмах планеты Земля.

Методы обучения: частично-поисковый

Форма организации учебной деятельности: обобщающий урок, с использованием ИКТ, методики работы с контрольным листом и графиком учета знаний.

Оборудование:

  • учебник «Природоведение», 5 класс. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин,

  • компьютер, проектор;

  • презентация по материалу раздела «Жизнь на Земле»

  • микроскопы на столах; фиксированный микропрепарат кожицы лука;

  • таблицы: «Среды жизни», «Растительная клетка», «Животная клетка», карта полушарий, контрольный лист по разделу: «Жизнь на Земле», график учета знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Жизнь на Земле». Подумайте, какое ключевое слово вы выберите для кроссворда. Индивидуальные задания по слабо усвоенным темам (смотри страницы в контрольном листе).

III. Опрос-контроль.

1.Вступительное слово учителя.

Мы прошли с вами большой раздел «Жизнь на Земле», состоящий из 6 тем, назовите их (слайд с названиями тем раздела «Жизнь на Земле»).

Как вы думаете, какова сегодня будет цель нашего урока (обобщить, закрепить и проверить усвоение материала этих тем).

Повторение принципа работы с контрольным листом и графиком учета знаний.

2. Тема: «Как развивалась жизнь на Земле».

Задание классу: Как вы думаете 1 минута - это много или мало? Кто сможет

говорить на тему "Как развивалась жизнь на Земле" в течение одной минуты не прерываясь. Остальные затем дополняют его ответ по цепочки, сначала слабые, а затем сильные учащиеся.

Задание на контрольных листах. Тест «Выбери правильный ответ» Проверка и оценка на графике знаний (Дешифратор: 1б, 2а, 3б, 4г, 5в, 6б)

3. Тема № 2 «Живые клетки».

Мы видим части нашего тела, но не видим клеток, из которых они состоят. Почему? (Все клетки живых организмов микроскопически малых размеров)

Вопрос классу: С помощью чего мы можем заглянуть во внутренний мир клеток?

(Показ слайда с изображением микроскопа).

Кто впервые смог увидеть клетку и как? (Роберт Гук - изобрел микроскоп и рассмотрел срез пробкового дерева, обнаружив клетки.)

Задание: Назовите составные части микроскопа.

Задание: Найти ошибки в тексте "Правила работы с микроскопом"

Приготовить микроскоп к работе, рассмотреть микропрепарат. (1 учащийхся у доски).

Пока ученик выполняет свое задание, класс работает с заданием в контрольном листе.

Задание классу на контрольных листах: задание №1 по теме "Живые клетки" (Дешифратор: 1+, 2-, 3+, 4-, 5+, 6-, 7+, 8 -)

Задание: Сравнить рисунки растительной и животной клеток и ответить на вопрос: В чем разница и сходство между растительной и животной клетками (работа с таблицами «Растительная клетка», «Животная клетка»).

(Ответ: Отличительные особенности растительной клетки состоят в том, что растительная клетка в отличии от животной имеет клеточную оболочку, хлоропласты, вакуоли. Все клетки имеют три главные составные части: наружная мембрана, ядро, цитоплазма)

Вопрос классу: Существуют живые организмы состоящие из одной клетки.

Вопрос классу: Какие одноклеточные организмы вы знаете? (слайд)

У одноклеточных организмов клетка выполняет все функции, свойственные любому живому организму. Назовите их.(питание, дыхание, рост, размножение)

В многоклеточном организме жизнь одних клеток зависит от работы других. Разные по строению клетки выполняют разные функции.

Вопрос Какие клетки изображены на экране (слайд с клетками многоклеточного животного организма)?

Вопрос классу: Что между ними общего и чем они отличаются. (Ответ: Клетки отличаются по форме, размерам, функциям, но все они имеют одинаковые составные части: наружную мембрану, ядро, цитоплазму)

Задание классу по вариантам (слайд) Составьте рассказ «Микроскопическое строение клетки» из данного набора слов (устно). Какое слово здесь лишнее? О какой клетке растительной или животной идет речь?

Тема № 3 «Разнообразие живого». (слайд "Царства органического мира")

Вопрос классу: На какие царства подразделяются все живые организмы?

Задание 1 классу на контрольных листах: К каким царствам относятся организмы показанные на слайде.

После выполнения работы взаимопроверка (учащиеся обмениваются работами и проверяют работу соседа по парте, если находят ошибку, то ставят напротив нее галочку)

(Дешифратор: Бактерии- 2, Растения- 5,7, Животные- 3, 4,6, Грибы- 1, 8).

Вопрос классу: Назовите главные особенности, характеризующие царства органического мира.

Задание классу на контрольных листах: Задание №2 «Какие утверждения верны».

(Дешифратор: 1+, 2-, 3-, 4-, 5+, 6-, 7+,8+). (Отметка на графике)

Тема № 4 «Три среды обитания».

Вопрос классу: Что такое среда обитания? Какие вам известны среды обитания?

Индивидуальное задание: Работа со слайдом. Распределить данных животных по средам обитания. Как вы определяли?

Описать свойства одной из сред обитания. (температура, наличие воздуха, кислорода, солнечного света)

Задание классу на контрольных листах: Приведите свои примеры животных.

(Наземно-воздушная -; Водная -; Почвенная: -)

Тема № 5 «Жизнь на разных материках».

Вопрос классу: Какие материки вам известны, показать по карте.

Задание классу: работа со слайдами. По набору животных и растений узнать какой это материк

Тема № 6 «Природные зоны мира».

Вопрос классу: Дайте определение, что такое природная зона. Назовите причину формирования природных зон. Какие ПЗ вам известны?

Задание классу на слайдах Один турист растерял все записи...

Задание классу на контрольных листах: Данные названия ПЗ, распределите их по расположению с севера на юг.

(Дешифратор: 5, 4, 2, 6, 1, 3).

Задание классу:

2) По рисунку узнать какая это природная зона (показ слайдов)

Подведение итогов: отработка графика учета знаний, по каким темам у учащихся провалы в знаниях. Запишите страницы заданий на дом для повторения материала по этим темам из контрольных листов. На следующий урок эти уч-ся получат индивидуальные задания.

Контрольные листы, графики учета знаний, сдают на проверку учителю.

Выставление оценок за урок.

© 2010-2022