Рабочая программа по биологии 9 класс автор А. А. Плешаков, Н. И. Сонин

Цели изучения курса   ·               освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; ·               овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных до...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка

Цели изучения курса


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





2. Структура изучения курса


Раздел (глава, модуль)

Примерное

кол-во часов

1

Введение

1

2

Эволюция живого мира на Земле

21

3

Структурная организация живых организмов

10

4

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

5

Наследственность и изменчивость организмов

20

6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

7

Заключение

1

8

Повторение и систематизация знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»

1

9

Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»

2

10

Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

2

11

Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

2

Итого

70

Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.

Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов














3. Учебно-тематическое планирование


№ п/п


Тема


Количество

часов

Дата

Коррекция

даты

Введение

1




1. Эволюция живого мира на Земле

21



Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

1



Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

1



Становление систематики

1



Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

1



Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1



Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1



Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1



Формы естественного отбора

1



Формы естественного отбора

1



Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1



Забота о потомстве. Физиологические адаптации

1



Вид, его критерии и структура.

Лабораторная работа №1 по теме «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1



Эволюционная роль мутаций

1



Главные направления эволюции

1



Общие закономерности биологической эволюции

1



Общие закономерности биологической эволюции

1



Современные представления о возникновении жизни

1



Начальные этапы развития жизни

1




Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру

1



Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру.

1



Происхождение человека

Контрольная работа №1 по теме «Эволюция живого мира на Земле»

1




2. Структурная организация живых организмов

10



Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1



Органические вещества, входящие в состав клетки

1



Пластический обмен. Биосинтез белков

1



Энергетический обмен

1



Энергетический обмен

1



Прокариотическая клетка

1



Эукариотическая клетка. Цитоплазма

1



Эукариотическая клетка. Ядро

1



Деление клеток

1



Клеточная теория строения организмов.

Лабораторная работа №2 по теме «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

1




3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5



Бесполое размножение

1



Половое размножение. Развитие половых клеток

1



Эмбриональный период развития

1



Постэмбриональный период развития

1



Общие закономерности развития. Биогенетический закон

1




4. Наследственность и изменчивость организмов

20



Основные понятия генетики

1



Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

1



Законы Менделя.


1



Законы Менделя.


1



Лабораторная работа №3 по теме «Решение генетических задач и составление родословных»

1



Сцепленное наследование генов

1



Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1



Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1



Взаимодействие генов

1



Взаимодействие генов

1



Наследственная (генотипическая) изменчивость

1



Наследственная (генотипическая) изменчивость

1



Наследственная (генотипическая) изменчивость

1



Фенотипическая изменчивость.


1



Фенотипическая изменчивость.


1



Лабораторная работа №4 по теме «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»


1



Центры многообразия и происхождения культурных растений

1



Методы селекции растений и животных

1



Селекция микроорганизмов


1



Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

1




5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5



Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

История формирования сообществ живых организмов

1



Биогеоценозы и биоценозы.

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды.

Лабораторная работа №4 по теме «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1



Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Практическая работа №1 по теме «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

1



Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Практическая работа №2 по теме «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

1



Охрана природы и основы рационального природопользования

1



Итоговая контрольная работа

1



Повторение и систематизация знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»

1



Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»

1



Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»

1



Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1



Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1



Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

1



Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

1







4. Циклограмма тематического контроля


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Май

1. Демонстрация схем структуры царств живой природы

2. Демонстрация биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

1. Лабораторная работа №1 по теме «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1. Контрольная работа №1 по теме «Эволюция живого мира на Земле»

1. Лабораторная работа №2 по теме «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

2. Лабораторная работа на тему «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

3. Контрольная работа на тему «Строение и функции клеток».

1. Лабораторная работа №3 по теме «Решение генетических задач и составление родословных»

1. Лабораторная работа №4 по теме «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)

1. Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

2. Лабораторная работа №4 по теме «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

1. Практическая работа №2 по теме «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

2. Итоговая контрольная работа

















5. Информационно-методическое обеспечение


1.Основная часть


Автор

Название

Издательство

Год издания

Н. И. Сонин

Биология. 9 класс.

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11класс

Дрофа

2012

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин

Биология. Общие закономерности. 9 класс.


Дрофа

2013





2.Дополнительная литература


Автор

Название

Издательство

Год издания

Т. Л. Богданова

Биология. Справочник для старшеклассников

М. АСТ - Пресс

2013

Б. М. Медников

Биология: формы и уровни жизни

«Просвещение»

2012

В. Н. Семенцова

Биология. Общие закономерности

«Паритет»

2012

Репетитор по биологии


«Кирилл и Мефодий»

2012

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс


Республиканский мультимедиа центр

2013

Д. И. Мамонтов

Открытая биология

ООО «Физикон»

2013


© 2010-2022