Растения семейства Крестоцветные

Методическая разработка урока  составлена в соответствии с содержанием федерального компонента государственного  образовательного стандарта общего образования на основе программы основного общего образования. В качестве учебного пособия  для учащихся используется  учебник: Биология 7 кл. Многообразие живых организмов / В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. Данный урок является  важной составляющей  при изучении темы « Отдел Покрытосеменные растения»  в рамках раздела  «Царства Растения», необходим для развития представлений о  классификации и многообразии растительного мира.  На изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» отводится 2 часа в неделю, 70 часов в учебный год.      Содержание учебного материала соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, уровню их развития.  Тип урока: урок изучения нового материала. Используемые методы: частично-поисковый, проблемного изложения. Формы работы: групповая, фронтальная, практическая работа. Активные приемы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся на разных уровнях учебно-познавательной деятельности: четвертый лишний, рассказ-загадка, лови ошибку, построение модели-проекта,  обратная связь. Цель урока: создать условия для формирования представлений о признаках семейства Крестоцветные, понимания их значения. Этапы урока:  организационный, мотивационно-ориентировочный, актуализация знаний,  операционно-исполнительский, совместное обобщение знаний,  оценочно-рефлексивный,  домашнее задание. Требования к уровню подготовки обучающихся: ·                     имеют представление об основных систематических группах растений, их признаках, о строении органов цветковых растений, о способах опыления, типов плодов; ·                     умеют составлять и читать формулу и диаграмму цветка; ·                     знают признаки семейства Розоцветные, отличительные признаки классов Двудольные и Однодольные растения; ·                     умеют определять жизненные формы растений; Планируемые  результаты обучения: ·                     умеют выделять основные признаки растений семейства Крестоцветные; ·                     умеют сравнивать растения разных семейств; ·                     умеют обосновывать значение растений; ·                     знают виды растений семейства Крестоцветные, умеют их определять;  ·                     знают основные систематические единицы растений. ·                     уметь строить  пространственную структуру материала в виде мини-проекта. Планируемые результаты развития: ·                     владеют учебными приемами, составляющими проектно - исследовательскую   деятельность  учащихся: анализировать, принимать решения, делать выводы;  приемами учебно-практической самостоятельности,  самоорганизации. ·                     уметь правильно, доступно  донести информацию до слушателей. Планируемые результаты воспитания: ·                     уметь сотрудничать, совместно создавать продукт деятельности; ·                     понимать личностную значимость  знаний в жизни. В основе данной методической разработки  положены принципы:  научности, доступности, деятельности. Оборудование для учащихся: карточки с заданиями для  групп, информационные листы,  текстовые карточки, картинки с изображением различных видов и органов растений, электронная презентация. Оборудование для учителя:  проектор,  экран, электронная презентация. Заранее учитель подбирает источники информации по теме.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шадрина Надежда Анатольевна, учитель биологии МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск

Учебный предмет: Биология.

Тема урока: "Растения семейства Крестоцветные".

Класс: 7.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: групповая, коллективная, фронтальная.

Методы: проблемного изложения, частично-поисковый.

Цель образования: создать условия для осмысления знаний о признаках семейства Крестоцветные, понимания их значения.

Задачи:

Обучения:

- создать условия для развития знаний об особенностях растений семейства Крестоцветные;

- создать условия для формирования умения работать с текстом, отбирать нужный материал, делать выводы, обосновывать свою точку зрения;

Развития:

- содействовать развитию умений, составляющих проектно - исследовательскую деятельность обучающихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитания:

- создать условия для развития таких качеств личности, как ответственность, активность, корректность, внимание, самостоятельность;

- создать условия для формирования экологического сознания учащихся.

Оборудование для учащихся: карточки с заданиями для групп, информационные листы, текстовые карточки, картинки с изображением различных видов и органов растений, электронная презентация.

Оборудование для учителя: проектор, экран, электронная презентация.



Ход урока

I этап. Организационный

Цель: создать условия для быстрого включения обучающихся в работу и учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

►Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет, кто отсутствует.

►Выдает каждому информационные листы, рассказы-загадки и карточки (тексты и картинки).

- Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку.

►Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку.

Результат: учащиеся настроены на работу.

II этап. Мотивационно - ориентировочный

Цель: создать условия для осмысления обучающимися необходимости изучения темы, возбуждения мыслительной деятельности, мотивировать на успех, результат.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

► Учитель зачитывает высказывание Н. Рысенкова (слайд 1).

- «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней»

- Ребята, как вы понимаете данное выражение.



- Действительно, человек изучал, исследовал объекты природы и научился использовать их для собственных целей. Сегодня на уроке мы убедимся в этом на примерах, продолжая изучать растения класса Двудольные.

►Дети анализируют строки.

Предполагаемые ответы:

1.Чтобы разгадать тайны природы необходимо ее изучать, исследовать.

2.Человек исследует природу, для использования в своих целях.

3.Человек научился использовать растения и животных в своих целях.

4.Человек своими действиями изменяет природу.

5.Необходимо бережно относиться к животным и растениям (всем объектам природы)

Результат: обучающиеся испытывают эмоциональный подъем, мотивированы на успех.

III этап. Актуализация знаний

Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для вторичного осмысления знаний, формулирования учащимися целей и задач урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

►Игра четвертый лишний (слайд 2):

1) Пять лепестков, множество тычинок, пять чашелистиков, две семядоли.

2) Яблоня, вишня, рябина, капуста.

►Оценивает ответы учащихся.

►Рассказы - загадки о растениях [Приложение 1].

- Вам предложены для каждой группы рассказы - загадки. Определите, о каком растении идет речь, найдите его изображение из представленных (слайд 3).

►Анализирует ответы учащихся.

- Какой общий признак обнаружили у данных растений.

- Действительно, горчица, капуста, репа, пастушья сумка относятся к семейству Крестоцветные.

- К данному семейству относятся также редька, морковь, свекла, хрен, редис, ярутка полевая, рапс, декоративное растение левкой (слайд 4).

- Посмотрите, какие они разные.

- Какой вопрос возникает?

- Сможем ответить на этот вопрос сейчас?

-Почему?

- Предлагаю рассмотреть тему "Растения семейства Крестоцветные", после ее изучения вы ответите на вопрос (слайд 5).

- Как вы думаете, какова цель вашей деятельности на уроке?


► Обобщает ответы, озвучивает цель урока (слайд 6).

- Какие знания необходимы для достижения цели?

- Как вы думаете, что мы будем делать для достижения цели?

►Каждая группа получает гербарии и рисунки строения растения, которое угадали [Приложение 2].

►Дают устно ответы.

Предполагаемые ответы:

1) Две семядоли (признак класса двудольные, а не семейства Розоцветные)

2) Капуста (овощ, не относится к семейству Розоцветные).

► Работают в группах, обсуждают.

►Зачитывают вслух фрагмент рассказа, отвечают, находят изображения растений.

Ответы:

1 группа - горчица, 2 группа- капуста,

3 группа - репа, 4 группа - пастушья сумка.

►Дают устно ответы.

Предполагаемые ответы:

- Приносят пользу человеку;

- Известны человеку с древних времен;

- Относятся у к семейству Крестоцветные.



- Капуста и пастушья сумка, хрен и редька, левкой и горчица внешне мало похожи друг на друга, но принадлежат они к одному семейству крестоцветных. Почему?

- Нет.

- Не знаем признаки семейства Крестоцветные.


Предполагаемые ответы:

-Выяснить признаки семейства Крестоцветные;

- Выявить отличия крестоцветных от розоцветных.

- Познакомиться с особенностями растений семейства Крестоцветные, выявить их отличительные особенности.

- Необходимо знать местообитание, жизненные формы, строение цветка, плода, многообразие, значение для человека.

- Выполнять задание, работать в группах.

Результат: обучающиеся испытывают удивление, повышается интерес к учебному материалу, проявляют готовность к активному, сознательному освоению нового материала, формулируя цель и задачи урока.

IV этап. Операционно-исполнительский этап.

Цель: создать условия для успешной работы каждой группы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирования способов деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

► Создает условия для усвоения нового материала.

- Семейство Крестоцветные, как и семейство Розоцветные относится к классу Двудольных.

- Какие общие признаки у них проявляются?

- Семейство крестоцветных включает 3200 видов растений: дикорастущих и культурных.

- Предлагаю выяснить отличительные признаки крестоцветных, работая в группах.

►Выдает учащимся задания «Лови ошибку!». [Приложение 3,4].

- Результатом работы каждой группы будет совместно созданный мини-проект.

►Осмысливают слова учителя, отвечают на вопросы.

- Две семядоли в семени, сетчатое жилкование, стержневая корневая система, правильный цветок, двойной околоцветник.


►Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности в группе, получают задания, изучают информационные листы.

►Работают в группах, изучают информационные листы, ищут ошибку группой, спорят, выполняют задания. [Приложение 5]

Результат: обучающиеся демонстрируют умение работать с текстом, выделять главное, готовить выступления, сотрудничать.

V этап. Совместное обобщение знаний.

Цель: создать условия для осознанного восприятия новой информации, ее осмысления и запоминания, проявления коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

►Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов. Руководит коллективной работой.

►Предлагает задать уточняющие вопросы.

►Предлагает создать единый проект, состоящий из мини-проектов каждой группы.

- Как можно дополнить проект, зная особенности семейства Крестоцветные, используя рассказы-загадки и информационные листы.


- Таким образом, совместными усилиями мы представили признаки семейства Крестоцветные в виде коллективного проекта, перевели теоретический материал в наглядную и доступную форму.

►Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности, озвучивают задание и результат его решения перед классом.

►Отвечают на уточняющие вопросы обучающихся.

►Совместными действиями групп создается проект на доске с помощью карточек.

►Обучающиеся расширяют собственный проект в тетради.

- Отметить способы опыления, распространения семян, значение и многообразие крестоцветных.

►Дополняют проект, отмечая информацию о способах опыления, распространения семян, значении и многообразии, записывают в тетрадь.

[Приложение 6]

Результат: обучающиеся демонстрируют первичное осознание, осмысление и применение нового материала, делают выводы, проявляют организаторские способности, умение взаимодействовать при совместном проектировании.

VI этап. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

► Учитель создает условия для понимания учениками значимости полученных знаний и способов деятельности, выяснения эмоционального настроя обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока):

- Подведем итоги. Какова была цель урока?

- Достигли мы цели урока?

- Обратите внимание на растения, которые вы угадали вначале урока, рассмотрите особенности их строения (слайд 8).

- Сможем мы ответить на вопрос «Почему данные растения принадлежат к одному семейству Крестоцветные».


-Как вы сможете объяснить выражение (слайд 9):

«От нас природа тайн своих не

прячет, но учит быть внимательнее к ней»

Н. Рысненков


►Создает условия для выполнения теста.

- Проверим, насколько понятен вам материал урока и выясним, на что нужно обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Заполните таблицу самооценки, подсчитайте баллы (слайд 10), [Приложение 7].

►Учитель анализирует работу учеников.

- Поднимите руки те, кто получил 15-14 баллов, 13-12 баллов, 10-11 баллов, 8-9 баллов.

- Надеюсь, что вы удовлетворены собственной деятельностью на уроке, а полученные знания действительно пригодятся в жизни и вы сможете их донести до других.


- Познакомиться с особенностями растений семейства Крестоцветные, выявить их отличительные особенности (слайд 7)

- Да.

►1 группа - горчица, 2 группа - капуста,

3 группа - репа, 4 группа - пастушья сумка.

►Изучают рисунки, делают выводы, отвечают.

Предполагаемые ответы:

- Строение цветка и плода горчицы, (репы, капусты, пастушьей сумки) соответствует общей схеме растений семейства Крестоцветные.

- Обладают общими признаками, характерными для растений семейства Крестоцветные.

Предполагаемые ответы:

1.Каждое растение выполняет определенную роль в природе, имеет определенное значение для человека, поэтому необходимо уважительно относиться к каждому живому организму, разумно использовать.

2.Природа дает возможность пользоваться своими дарами, но человеку необходимо бережно, правильно относиться к природе.

►Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку внутри групп [Приложение 7].

►Анализируют вопросы, вызвавшие затруднения.

► Заполняют таблицу самооценки, подсчитывают общее количество баллов.

► Поднимают руки.

Результат: обучающиеся анализируют собственную деятельности, делают общие выводы.

VII этап. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Чтение записей в тетради, создать презентацию одного вида растения семейства крестоцветных или создать дидактический материал по теме (на выбор).

Спасибо за работу. Урок окончен.

► Записывают задание.

Результат: обучающиеся эмоционально настроены на успешное выполнение домашнего задания.



Список литературы

1. Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии. - М.: "5 за знания", 2006.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.-М.: Вита - Пресс, 2010.

3. Городской конкурс «Мой лучший урок». Методические разработки уроков победителей, призеров и номинантов. ч.1, 2.Муниципальное образовательное учреждение «Учебно-методический центр развития образования». Новоуральский городской округ, 2010.

3. Классная биология в вашей школе: 5-8 классы/ автор-сост. Н.А.Бравая.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4.Проектная деятельность школьников/ К.Н.Поливанова.-М.: Просвещение, 2011.

7


© 2010-2022