- Преподавателю
- Биология
- Растения семейства Крестоцветные
Растения семейства Крестоцветные
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шадрина Н.А. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Шадрина Надежда Анатольевна, учитель биологии МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск
Учебный предмет: Биология.
Тема урока: "Растения семейства Крестоцветные".
Класс: 7.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: групповая, коллективная, фронтальная.
Методы: проблемного изложения, частично-поисковый.
Цель образования: создать условия для осмысления знаний о признаках семейства Крестоцветные, понимания их значения.
Задачи:
Обучения:
- создать условия для развития знаний об особенностях растений семейства Крестоцветные;
- создать условия для формирования умения работать с текстом, отбирать нужный материал, делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
Развития:
- содействовать развитию умений, составляющих проектно - исследовательскую деятельность обучающихся;
- создать условия для развития коммуникативных навыков;
Воспитания:
- создать условия для развития таких качеств личности, как ответственность, активность, корректность, внимание, самостоятельность;
- создать условия для формирования экологического сознания учащихся.
Оборудование для учащихся: карточки с заданиями для групп, информационные листы, текстовые карточки, картинки с изображением различных видов и органов растений, электронная презентация.
Оборудование для учителя: проектор, экран, электронная презентация.
Ход урока
I этап. Организационный
Цель: создать условия для быстрого включения обучающихся в работу и учебную деятельность.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
►Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет, кто отсутствует.
►Выдает каждому информационные листы, рассказы-загадки и карточки (тексты и картинки).
- Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку.
►Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку.
Результат: учащиеся настроены на работу.
II этап. Мотивационно - ориентировочный
Цель: создать условия для осмысления обучающимися необходимости изучения темы, возбуждения мыслительной деятельности, мотивировать на успех, результат.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
► Учитель зачитывает высказывание Н. Рысенкова (слайд 1).
- «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней»
- Ребята, как вы понимаете данное выражение.
- Действительно, человек изучал, исследовал объекты природы и научился использовать их для собственных целей. Сегодня на уроке мы убедимся в этом на примерах, продолжая изучать растения класса Двудольные.
►Дети анализируют строки.
Предполагаемые ответы:
1.Чтобы разгадать тайны природы необходимо ее изучать, исследовать.
2.Человек исследует природу, для использования в своих целях.
3.Человек научился использовать растения и животных в своих целях.
4.Человек своими действиями изменяет природу.
5.Необходимо бережно относиться к животным и растениям (всем объектам природы)
Результат: обучающиеся испытывают эмоциональный подъем, мотивированы на успех.
III этап. Актуализация знаний
Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для вторичного осмысления знаний, формулирования учащимися целей и задач урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
►Игра четвертый лишний (слайд 2):
1) Пять лепестков, множество тычинок, пять чашелистиков, две семядоли.
2) Яблоня, вишня, рябина, капуста.
►Оценивает ответы учащихся.
►Рассказы - загадки о растениях [Приложение 1].
- Вам предложены для каждой группы рассказы - загадки. Определите, о каком растении идет речь, найдите его изображение из представленных (слайд 3).
►Анализирует ответы учащихся.
- Какой общий признак обнаружили у данных растений.
- Действительно, горчица, капуста, репа, пастушья сумка относятся к семейству Крестоцветные.
- К данному семейству относятся также редька, морковь, свекла, хрен, редис, ярутка полевая, рапс, декоративное растение левкой (слайд 4).
- Посмотрите, какие они разные.
- Какой вопрос возникает?
- Сможем ответить на этот вопрос сейчас?
-Почему?
- Предлагаю рассмотреть тему "Растения семейства Крестоцветные", после ее изучения вы ответите на вопрос (слайд 5).
- Как вы думаете, какова цель вашей деятельности на уроке?
► Обобщает ответы, озвучивает цель урока (слайд 6).
- Какие знания необходимы для достижения цели?
- Как вы думаете, что мы будем делать для достижения цели?
►Каждая группа получает гербарии и рисунки строения растения, которое угадали [Приложение 2].
►Дают устно ответы.
Предполагаемые ответы:
1) Две семядоли (признак класса двудольные, а не семейства Розоцветные)
2) Капуста (овощ, не относится к семейству Розоцветные).
► Работают в группах, обсуждают.
►Зачитывают вслух фрагмент рассказа, отвечают, находят изображения растений.
Ответы:
1 группа - горчица, 2 группа- капуста,
3 группа - репа, 4 группа - пастушья сумка.
►Дают устно ответы.
Предполагаемые ответы:
- Приносят пользу человеку;
- Известны человеку с древних времен;
- Относятся у к семейству Крестоцветные.
- Капуста и пастушья сумка, хрен и редька, левкой и горчица внешне мало похожи друг на друга, но принадлежат они к одному семейству крестоцветных. Почему?
- Нет.
- Не знаем признаки семейства Крестоцветные.
Предполагаемые ответы:
-Выяснить признаки семейства Крестоцветные;
- Выявить отличия крестоцветных от розоцветных.
- Познакомиться с особенностями растений семейства Крестоцветные, выявить их отличительные особенности.
- Необходимо знать местообитание, жизненные формы, строение цветка, плода, многообразие, значение для человека.
- Выполнять задание, работать в группах.
Результат: обучающиеся испытывают удивление, повышается интерес к учебному материалу, проявляют готовность к активному, сознательному освоению нового материала, формулируя цель и задачи урока.
IV этап. Операционно-исполнительский этап.
Цель: создать условия для успешной работы каждой группы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирования способов деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
► Создает условия для усвоения нового материала.
- Семейство Крестоцветные, как и семейство Розоцветные относится к классу Двудольных.
- Какие общие признаки у них проявляются?
- Семейство крестоцветных включает 3200 видов растений: дикорастущих и культурных.
- Предлагаю выяснить отличительные признаки крестоцветных, работая в группах.
►Выдает учащимся задания «Лови ошибку!». [Приложение 3,4].
- Результатом работы каждой группы будет совместно созданный мини-проект.
►Осмысливают слова учителя, отвечают на вопросы.
- Две семядоли в семени, сетчатое жилкование, стержневая корневая система, правильный цветок, двойной околоцветник.
►Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности в группе, получают задания, изучают информационные листы.
►Работают в группах, изучают информационные листы, ищут ошибку группой, спорят, выполняют задания. [Приложение 5]
Результат: обучающиеся демонстрируют умение работать с текстом, выделять главное, готовить выступления, сотрудничать.
V этап. Совместное обобщение знаний.
Цель: создать условия для осознанного восприятия новой информации, ее осмысления и запоминания, проявления коммуникативных умений.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
►Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов. Руководит коллективной работой.
►Предлагает задать уточняющие вопросы.
►Предлагает создать единый проект, состоящий из мини-проектов каждой группы.
- Как можно дополнить проект, зная особенности семейства Крестоцветные, используя рассказы-загадки и информационные листы.
- Таким образом, совместными усилиями мы представили признаки семейства Крестоцветные в виде коллективного проекта, перевели теоретический материал в наглядную и доступную форму.
►Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности, озвучивают задание и результат его решения перед классом.
►Отвечают на уточняющие вопросы обучающихся.
►Совместными действиями групп создается проект на доске с помощью карточек.
►Обучающиеся расширяют собственный проект в тетради.
- Отметить способы опыления, распространения семян, значение и многообразие крестоцветных.
►Дополняют проект, отмечая информацию о способах опыления, распространения семян, значении и многообразии, записывают в тетрадь.
[Приложение 6]
Результат: обучающиеся демонстрируют первичное осознание, осмысление и применение нового материала, делают выводы, проявляют организаторские способности, умение взаимодействовать при совместном проектировании.
VI этап. Оценочно-рефлексивный этап.
Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
► Учитель создает условия для понимания учениками значимости полученных знаний и способов деятельности, выяснения эмоционального настроя обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока):
- Подведем итоги. Какова была цель урока?
- Достигли мы цели урока?
- Обратите внимание на растения, которые вы угадали вначале урока, рассмотрите особенности их строения (слайд 8).
- Сможем мы ответить на вопрос «Почему данные растения принадлежат к одному семейству Крестоцветные».
-Как вы сможете объяснить выражение (слайд 9):
«От нас природа тайн своих не
прячет, но учит быть внимательнее к ней»
Н. Рысненков
►Создает условия для выполнения теста.
- Проверим, насколько понятен вам материал урока и выясним, на что нужно обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.
-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Заполните таблицу самооценки, подсчитайте баллы (слайд 10), [Приложение 7].
►Учитель анализирует работу учеников.
- Поднимите руки те, кто получил 15-14 баллов, 13-12 баллов, 10-11 баллов, 8-9 баллов.
- Надеюсь, что вы удовлетворены собственной деятельностью на уроке, а полученные знания действительно пригодятся в жизни и вы сможете их донести до других.
- Познакомиться с особенностями растений семейства Крестоцветные, выявить их отличительные особенности (слайд 7)
- Да.
►1 группа - горчица, 2 группа - капуста,
3 группа - репа, 4 группа - пастушья сумка.
►Изучают рисунки, делают выводы, отвечают.
Предполагаемые ответы:
- Строение цветка и плода горчицы, (репы, капусты, пастушьей сумки) соответствует общей схеме растений семейства Крестоцветные.
- Обладают общими признаками, характерными для растений семейства Крестоцветные.
Предполагаемые ответы:
1.Каждое растение выполняет определенную роль в природе, имеет определенное значение для человека, поэтому необходимо уважительно относиться к каждому живому организму, разумно использовать.
2.Природа дает возможность пользоваться своими дарами, но человеку необходимо бережно, правильно относиться к природе.
►Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку внутри групп [Приложение 7].
►Анализируют вопросы, вызвавшие затруднения.
► Заполняют таблицу самооценки, подсчитывают общее количество баллов.
► Поднимают руки.
Результат: обучающиеся анализируют собственную деятельности, делают общие выводы.
VII этап. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-Чтение записей в тетради, создать презентацию одного вида растения семейства крестоцветных или создать дидактический материал по теме (на выбор).
Спасибо за работу. Урок окончен.
► Записывают задание.
Результат: обучающиеся эмоционально настроены на успешное выполнение домашнего задания.
Список литературы
1. Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии. - М.: "5 за знания", 2006.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.-М.: Вита - Пресс, 2010.
3. Городской конкурс «Мой лучший урок». Методические разработки уроков победителей, призеров и номинантов. ч.1, 2.Муниципальное образовательное учреждение «Учебно-методический центр развития образования». Новоуральский городской округ, 2010.
3. Классная биология в вашей школе: 5-8 классы/ автор-сост. Н.А.Бравая.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4.Проектная деятельность школьников/ К.Н.Поливанова.-М.: Просвещение, 2011.
7