Выступление по теме Активные методы обучения

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Омский кадетский военный корпус»






Выступление по теме:


"Использование активных методов обучения на уроках

биологии в условиях перехода на ФГОС ООО"
















Подготовила:

преподаватель биологии

Т.В. Терлеева






2015 г

Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС.

ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.

Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.

Под активными методами обучения понимается система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на неимитационные и имитационные.

Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра.

Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин - цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя. Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. В своей практике применяю такие активные методы, как:

групповые обсуждения - групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся. Часто, особенно при проведении обобщающих уроков организую работу учащихся в группах. Обучение в сотрудничестве предполагает: взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов, распределение начальных действий и операций, коммуникацию, общение и взаимопонимание;

Работа в малых группах - решение занимательных биологических задач;пример задания:

найдите биологические ошибки и неточности в отрывке

В одном из старинных романов можно прочитать:"...Летние месяцы поручик Чебуреков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки и зимолюбки! Изящные цветки этих растений напоминают белые огоньки в темном сумраке елового леса. Удивительный мир леса с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь. А вот буроватые цветки подъельника..."Это растение лишено хлорофилла и, видимо, паразитирует на корнях ели," -подумал поручик. Навеявшее воспоминания о шашлыках прошлогоднее кострище уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанций. Выйдя, к лесной поляне, Чебуреков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек и колокольчиков. По пути домой он сорвал какой-то лютик, из стебля которого сразу же показался оранжево-красный млечный сок. У самой усадьбы внимание Чебурекова привлекла расцветшая белыми цветками крапива. "Пора собрать ее на щи", - подумал он.

ОТВЕТ: В этой задаче содержатся следующие биологические ошибки и неточности: а)кислица и печеночница цветут весной, поэтому в июле трудно любоваться их цветками. б)околоцветник печеночницы синевато-лиловый, а не белый. в)предположение Чебурекова оказалось недалеким от истины: подъельник имеет симбиотические связи с микоризными грибами, от которых он получает органические вещества, а мицелий этих грибов ,в свою очередь, получает питание от корней дерева. Таким образом, подъельник паразитирует на дереве опосредованно, используя для этих целей свои симбиотические связи с грибом.

г) маршанция-не лишайник, а мох; лишайники растут очень медленно, поэтому за один год не могут покрыть кострище. д)плод земляники - многоорешек и с точки зрения ботаники не может называться ягодой. е)чтобы сорвать цветок ромашки, лучше вооружиться пинцетом, т.к. цветки ромашки очень мелки и образуют соцветие корзинку, которое неправильно называют цветком. ж)лютик с оранжево-красным млечным соком- чистотел, сок которого при соприкосновении с воздухом становится оранжево-красным. з)белыми цветками цветет не крапива, а совсем другое растение яснотка белая, которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

Мозговой штурм - специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?" ;

деловые игры - метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных спрособов эффективной учебной и профессиональной деятельности ( урок в 8 классе " Суд над сигаретой") ;

Творческие задания - исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…, составить кроссворд, синквейн и др.;

Пример задания:познакомив учащихся со способами распространения плодов и семян, предлагаю учащимся сыграть в игру «Растеряхи в растительном мире». По картинке составить маленькие сказки, где главными героями являются растения-растеряхи, разными способами теряющие свои семена, и кто им помогает в этом.

Прием «Инсерт».

Метод самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным. Но при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя, по его заданию читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу, другие формы записи в тетрадях, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения, оно эффективно активизирует и развивает логическое мышление учащихся. Это позволяет дифференцировать работу с учащимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.

Пример задания:

1) Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нервную систему подразделяют на два вида - центральную и периферическую.

Головной и спинной мозг относится к центральной нервной системе, а все нервы и нервные окончания, узлы и нервные сплетения, пронизывающие организм, относятся к периферической нервной системе. Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, тканей, передает оперативную информацию организму об изменении условий - внешних и внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет ответные реакции, при этом корректируя работу эндокринной, сердечно - сосудистой, костно-мышечной, дыхательной и других систем.

Периферическая нервная система выполняет функцию проводника между ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга.

Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система охватывает весь кожный покров и опорно-двигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и моторную функции.

Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и его роста в целом.

А. Используя информацию текста, составьте схему;

Б.Проанализируйте информацию текста и напишите к нему 5 вопросов, которые бы начинались со слов «Зачем?», «Почему?»

2)Пища с высоким содержанием растительных волокон, микроэлементов и витаминов устраняет развитие таких болезней, как инфаркт, инсульт, гипертония, сахарный диабет и рак и значительно увеличивает продолжительность жизни. В рационе питания следует увеличить долю продуктов с высокими биоэнергетическими свойствами (сырые овощи, зелень, фрукты, ягоды, пророщенные зерна, орехи, семечки, мед, нешлифованные крупы с минимальной термической обработкой), причем лучше в натуральном виде и ежедневно. Углеводную и белковую пищу, крахмалы и сладости одновременно лучше не употреблять, особенно людям с заболеванием органов пищеварения.А. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

Б. Витамины - не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?

Методы проблемного обучения .Их использование позволяет учителю подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Метод проблемного изложения, достаточно сложен, но я обычно при постановке проблемы размышляю вслух и побуждаю учащихся к логическому мышлению и соучастию в решении проблемного вопроса, для сильных учащихся составила задания требующие вычислений, размышлений, умозаключений для самостоятельной работы. Также важными составляющими данного метода являются сравнение, обобщение и выводы, сопоставление фактов; вопросы на обобщение;

Баскет-метод - метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или ботаническому саду. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах;

Практический эксперимент

Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами учащихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента учащиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей. Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с учащимися мы пытаемся объяснить полученный результат. Так же это можно использовать при изучении новой темы с просмотров слайдов, кинофильмов;

обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Отдельно следует остановиться на этом методе. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Метод проектов - форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

В результате использования активных методов в биологии повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности. Поэтому выбор активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии.















© 2010-2022