Конспект урока по биологии на тему строение прокариотической клетки (10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16.12.14г «Строение прокариотической клетки»

Цель: познакомиться с царством бактерий.

Задачи:

- образовательные: - расширить знания о самой древней группе живых существ - бактерий;

- выявить особенности их строения, питания, размножения и распространения;

- показать многообразие форм.

- развивающие: - развивать терминологию, навыки самостоятельной работы, биологическую речь.

- формировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.

- воспитательные: - воспитание навыка коллективной работы;

- привитие правил экологической культуры поведения.

Информационно - технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация.

Основные термины и понятия: бактерии, эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты, микробиология.

Ход урока

I Вводная часть, создание мотивации к восприятию учебного материала.

Сегодня на уроке нам нужно будет не только изучить и запомнить новый материал, но нам нужно будет сравнивать, находить различия, уметь логически размышлять. Поэтому мы обратимся к высказыванию Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретается усилием своей мысли, а не одной памятью……».СЛАЙД 1

Учитель:

Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе сосуществовал.

их можно встретить в нефтяных водах на глубине 1700м , во льдах Арктике, где температура - 83 градуса в горячих источниках, где температура +85-90 градусов

  • они не погибают при большом давлении, после кипячения в условиях очень высокого вакуума.

  • они живут на Земле более 3 млрд. лет

  • их количество превышает число людей на земном шаре.

Ребята, Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? (Дети сообщают, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду. С которыми мы впервые познакомились в 7 классе.

Тема урока «Строение прокариотической клетки».

II. Актуализация знаний.

Ребята, прежде чем приступать к изучению бактерий мы проведем двойной контроль

СЛАЙД 2

Утверждения

В начале урока

В конце урока

Бактерии можно увидеть в световой и электронный микроскоп.

Бактерии могут жить только в кислородной среде.

Для бактерий характерно бесполое размножение.

При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.

Некоторые бактерии способны к фотосинтезу.

У бактерий отсутствует ряд органоидов.

Биологический диктант : вспомним терминологию, которой в течении урока будем пользоваться.

Основные термины и понятия: эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты, микробиология, аэробы ,анаэробы, фотосинтез.

III. Изучение нового материала.? ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ БАКТЕРИЙ СЛАЙД 3

А как и кем были открыты бактерии? СЛАЙД4

Открытие мира микробов связано с именем датского ученого Антони ван. Левенгука и его микроскопа, дающего увеличение до 300 раз

Обладая природной любознательностью Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку: воду , зубной налет, настой перца, слюну, кровь и многое другое. Результаты своих наблюдений он начал посылать в Лондонское Королевское общество, членом которого впоследствии был избран.

Всего А. ван Левенгук написал в это общество свыше 170 писем.

Вот выдержка из одного письма: "24 апреля 1676 г. я посмотрел на... воду под микроскопом и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ. Некоторые из них в длину были раза в 3-4 больше, чем в ширину, хотя они и не были толще волосков, покрывающих тело вши... Другие имели правильную овальную форму. Был там еще и третий тип организмов - наиболее многочисленный - мельчайшие существа с хвостиками".

Сопоставив описание, приведенное в этом отрывке, и оптические возможности имевшихся в распоряжении А Левенгука линз, можно сделать заключение, что в 1676 г. ему впервые удалось увидеть бактерии.

На протяжении длительного времени человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Почему? Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0, 01 мкм

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности

Великий врач Древней Эллады Гиппократ подружился с Демокритом. Демокрит рассказывал Гиппократу об атомах, а Гиппократ Димокриту - о людских болезнях. Почему бы, подумал Гиппократ, не быть атомом болезней? Они бы переносились от больных людей к здоровым, подобно тому, как атомы влаги могут отрываться от моря. Точно также и здоровый человек заболевает находясь рядом с больным. (Не забывайте, что ни Демокрит, ни Гиппократ не чего не знали о клетке, о микроорганизмах, т. к. микроскоп еще не был изобретен. Все это было их предположением)

Нужно было обладать большой фантазией, чтобы предположить существование целого мира не доступного нашему глазу.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6 В чем различия в строении растительной и животной клеток.

СЛАЙД 7 тест

СЛАЙД 8 таблица

СЛАЙД 9 СЛАЙД 10

СЛАЙД 11 формы бактерий + плакаты

СЛАЙД 12 КЛЕТКА СЛАЙД 13 пили

По типу питания бактерии делятся на автотрофов и гетеротрофов.

По типу дыхания среди бактерий выделяют аэробы и анаэробы.

Размножаются бактерии делением пополам. Бактерии размножаются через каждые 20-30 минут;

потомство одного этого организма за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов.

Как вы думаете,почему этого не происходит?

Группы бактерий : симбионты, болезнетворные, молочнокислые, гниения

СЛАЙД 14 ГРАМ (под микроскоп) работа с микроскопом

ЗАЧЕНИЕ БАКТЕРИЙ презентация

Итак, подведем итог: ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ БАКТЕРИЙ???

Двойной контроль(дети заполняют вторую колонку таблицы) проверка.

VI. Закрепление пройденного материала.

1. работа с учебником

2.вопросы ( посему бактерии выделены в отдельное подцарство; где могут обитать; формы бактерий; группы бактерий; строение клетки; способ размножения.

3.Зарисовать в тетерадь бактериальную клетку.

v. Домашнее задание. П.5.1,сообщения о группах бактерий, их значении в природе и жизни человека.



© 2010-2022